Учусь я от скуки,
Беру карандашъ в руки,
Сажусь на стул дубовый,
Беру лист почтовый...
Пописавши
Степанъ Анхѣновичь Носовъ
Из бесед А. П. Ханзина

Из беседъ А. П. Ханзина

Наряду с рассказами о печорских богатырях С. А. Носов записал и предание о местном «пророке» – некоем А. П. Ханзине (к сожалению, нам известны только инициалы этого человека), умершем незадолго до Первой мировой войны. А. П. Ханзин предсказал Первую мировую войну, революцию, Вторую мировую войну. Свой дар предвидения А. П. Ханзин, по мнению С. А. Носова, приобрел после посещения «книгохранилища» в Москве: он «ездилъ в Москву и добился разрешения побыть в книгохранилище старых книг, гдѣ допускалось посѣщение за большую плату одинъ разъ человѣку в своей жизни только на два часа, и онъ, какъ имѣлъ глубокую память, за эти два часа усвоил нужное написанное в книгахъ, возвратился в свое мѣстожительство Усть-Цильму, пояснял старообрядцам усвоенное имъ из книг хранилища…».
То, что данный материал не случайно сохранился в архиве С. А. Носова, а целенаправленно собирался им, доказывает и небольшая заметка о его бабушке Марье Федотовне, и о какой-то старушке Акулине. Очевидно, что печорского писателя интересовало и прошлое его рода, и вообще интересные люди, прежде всего, земляки.

М. В. Мелихов

По свѣдѣниямъ современниковъ Ханзина А.П. нам осталось слышать о Ханзинѣ, что онъ былъ человѣкъ одаренъ большой памятью, много зналъ по старому писанию разбираться в книгах о старой вѣрѣ, существовашей в России от временъ князя Владимира до реформы Никона патриарха, собиралъ бесѣды многи, разъяснял на бѣсѣдахъ, что есть старая вѣра, а также и новая, что все это не случайно явление, а предсказанное издавна пророками и апостолами, и время это попущено Богомъ искусити живущия на земли. Обо всемъ этомъ слѣдуетъ и намъ отмѣтить по тѣмъ старымъ книгам по вопросу старой и новой вѣры, что время наступило то, что писаное все сбывается, время своихъ слугъ собираетъ. Важно надо оттѣнить то, что еще сказалъ Ханзинъ о послѣднихъ бранехъ на землѣ в дватцатомъ вѣкѣ по свѣдѣниямъ нѣкоторыхъ участниковъ  в бѣсѣдахъ с нимъ сохранили в своей памяти и довели до нашего свѣдѣния о томъ, что онъ ездилъ в Москву и добился разрешения побыть в книгохранилище старыхъ книгъ, гдѣ допускалось посѣщение за большую плату одинъ разъ человѣку в своей жизни только на два часа, и онъ, какъ имѣлъ глубокую память, за эти два часа усвоил нужное написанное в книгахъ, возвратился в свое мѣстожительство Усть-Цильму, пояснялъ старообрядцамъ усвоенное имъ из книг хранилища написанное о послѣднемъ 20-м вѣкѣ и должно быть уже въскорѣ, и даже такъ увѣрился в книгахъ прочитанныхъ, что в этомъ году должна случиться война. И извѣстно, что онъ вѣсною в 1914 г. самъ себя крестилъ и весною умеръ, а лѣтомъ 14 июля 1914 г. по старому стилю началась первая германская война, в которой онъ сказалъ срокъ: четыре года продлится и въ этой войнѣ падутъ три короны царей. И свершилось общеизвѣстно: пали короны русская, германская и австрийская, т. е. случились в нихъ революции, власть взялъ народъ. А что далѣе еще будетъ, на сие якобы онъ сказалъ, послѣ междуусобнаго кровопролития и мятежей настанетъ время передышки, но опять разразится война, еще болѣе губительная, однако же не послѣдняя. Послѣднюю войну Ханзин указал всемирную, весма разрушительную. Однако же надо замѣтить, что собѣсѣдники Ханзина в наше время почти всѣ умерли, а тѣ, которые были свидѣтелями в бѣсѣдахъ с нимъ, никакихъ письменыхъ сведений о томъ не оставили. Одно в разговорах упоминали: что мало обращали внимания на слова Ханзина о предыдущихъ событияхъ быти. Некоторые находились и такъ скажут, молъ, старикъ, по старости, похоже, что-то бредить сталъ. А когда первая война началась, германская, тогда многие увѣрились, что совершенно вѣрно старикъ сказывалъ, теперь бы послушали со вниманиемъ, да гдѣ возмешь его?

Опубл.:
Печорский старообрядческий писатель С. А. Носов: видения, письма, записки /
Подгот. текста, вступ. ст. и примеч. М. В. Мелихова.
М.: Памятники исторической мысли, 2005. С. 130-131.