Учусь я от скуки,
Беру карандашъ в руки,
Сажусь на стул дубовый,
Беру лист почтовый...
Пописавши
Степанъ Анхѣновичь Носовъ
Биография С. А. Носова (М. В. Мелихов)

Биография С. А. Носова

Биография С. А. Носова по известным нам источникам может быть обрисована следующим образом. Отец С. А. Носова, Анфиноген Лукич Носов, уроженец д. Загривочной на Пижме, притоке Печоры, долго служил в солдатах, по возвращении со службы женился. Из четырех детей в живых остались двое – Стефан и Елифер. Основными занятиями А. Л. Носова были охота и животноводство. Отец погиб, когда Степану было десять лет: в лесу на него упало дерево.

Мать, Матрена Михайловна, уроженка с. Усть-Цильма, была грамотна и научила сына читать по старинным книгам и писать, в школе он вообще не учился. В своих сочинениях С. А. Носов не упоминает о том, что был знаком с кем-то из настоящих книжников. Однако переписывать старинные тексты С.А. Носов начал еще в детстве: в Древлехранилище ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН хранятся автографы двух небольших рукописных сборников, содержащих духовные стихи. Эти сборники были написаны в 1915–1916 гг. на заказ1.

Женился рано, в 16 лет, и к 1924 г. в семье было уже четверо детей2. В том же году Носовы переехали в деревню Крестовку на реке Печоре. Жили на новом месте дружно и зажиточно, много, не зная выходных, работали. К 1931 г., как сообщает в своих записках С. А. Носов, в его хозяйстве было уже шесть коров, две рабочие лошади, множество мелкого скота и большие хозяйственные постройки. Весной 1934 г., с началом коллективизации на Печоре, С. А. Носов фактически лишается своего хозяйства, за бесценок приобретенного совхозом, выезжает с семьей из Крестовки и поселяется в г. Нарьян-Маре Ненецкого национального округа. В 1942 г. он был мобилизован на фронт, воевал под Ленинградом, награжден медалью «За оборону Ленинграда»3. В Нарьян-Мар С. А. Носов возвратился только в августе 1945 г. В 1965 г. он переезжает в с. Среднее Бугаево и живет там до самой смерти.

До середины 50-х гг. С. А. Носов, как он пишет сам в автобиографических записках, и как об этом вспоминает его дочь, У. С. Хозяинова4, ведет обычный для человека его времени образ жизни и совершенно не интересуется религией: читает исключительно светскую литературу, неплохо знает русскую классику, а в 30-е гг. выписывал атеистический журнал «Безбожник», регулярно просматривал новые кинофильмы, приобрел патефон и т.п. Кроме того, именно ему, как самому грамотному из жителей деревни, в 30-е годы было поручено наблюдение за единственным в Крестовке детекторным приемником. Он принимает активное участие во всех культурных мероприятиях, проводившихся в деревне, в том числе выступает в «живой газете» в маленьких, сочиненных самими исполнителями пьесах, обличавших попов и кулаков. По свидетельству дочери, У. С. Хозяиновой, он даже выезжает в это время с концертами в другие деревни района.

Обращение С. А. Носова к старообрядчеству произошло, как он сам об этом пишет, только во второй половине 50-х гг. Характеризуя состояние старообрядчества на Печоре в это время, он сожалеет, что уже не осталось грамотных книжников, которые могли бы оказать ему помощь в освоении теории и практики богослужения, в разрешении проблем, связанных с трудными богословскими вопросами, в чтении и комментировании книг Священного Писания.

М. В. Мелихов


1 Малышев В. И. Усть-цилемские рукописные сборники XVI–XX вв. Сыктывкар, 1960. № 134, 136. С. 154–155.

2 Всего детей было 14, но четверо умерли в раннем возрасте, один сын, Петр, погиб на войне.

3 Память народа: [Эл. ресурс]. URL: Ссылка

4 См. написанную ею биографию отца.