Учусь я от скуки,
Беру карандашъ в руки,
Сажусь на стул дубовый,
Беру лист почтовый...
Пописавши
Степанъ Анхѣновичь Носовъ
Рассказы о магических практиках

Рассказы о магических практиках

30. Заговор от ос

От ос заговаривались много. Однажды мы косили. Всех осы кусают, а одну тетку нет. Я к ней:

–  А что они тебя не кусают?

–  Слова знаю.

– Ты скажи, тетка, меня научи.

Ну и она сказала:

«Осы вы осы,
Калены стрелы,
Не жгите меня,
А жгите своих деточек».
(Заговор нужно произнести 3 р{аза}).

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-10-1980, т. 1, с. 4290-4291, № 324. Зап. А. А. Ивановой в 1980 г.
Заговорный текст от ос. Другие варианты этого текста в усть-цилемских записях, выполненных собирателями МГУ, см.: РЗЗ № 1974, 1976, 1978. Вариант, переданный С. А. Носовым, отличается от них образным сравнением ос с калеными стрелами (в других усть-цилемских записях – «жгучие / железные носы») и пожеланием-повелением жечь «своих деточек» (в других вариантах – просьбы не вредить самому адресанту: «не кусайте / не троньте / не клюйте»).

31. {Как направить ружье}

Вот если ружье хорошо стреляло, и вдруг, что подумаешь, и ничего не добудешь. Нужно громо{во}е дерево найти, что грозой разбито, собрать щепки и обкурить1 ружьё.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-10-1980, т. 1, с. 4291, № 325. Зап. А. А. Ивановой в 1980 г.
Рассказ о приемах охотничьей магии. Ср. с другой усть-цилемской записью из архива МГУ о магических приемах применительно к охотничьему ружью: РЗЗ № 1359. Об окуривании ружья при неудаче на охоте см.: Знатки, ведуны и чернокнижники: колдовство и бытовая магия на Русском Севере / Под общ. ред. А. Б. Мороза. М., 2013. № 476.

32. {Знающая старуха}

Одна была старуха. Она вдова была. Она лошадь никогда не пасла. Найдет траву, обойдет с ней лошадь, и лошадь никуда не уйдет, она это словами действовала.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-10-1980, т. 1, с. 4291, № 326. Зап. А. А. Ивановой в 1980 г.
Рассказ о знающей, обладавшей приемами скотоводческой (пастушеской) магии.

33. Крещение {Топтание шуликунов}

Их топчут, как начинает светать. Это не наш обычай. Это был принят от других вер. Наш закон старообрядческий ни во что не ставил.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-10-1980, т. 1, с. 4291, № 327. Зап. А. А. Ивановой в 1980 г.
Рассказ-упоминание о топтании шули́кунов (святочных духов) в день Крещения (Богоявления) – 19 января (по н.ст.). Воспоминания об этом обычае широко представлены в усть-цилемских материалах АКФ МГУ и ФА СГУ (публикацию одного из подобных рассказов см.: Афанасьев А. В., Канева Т. С. Голоса над Печорой: иллюстрированная антология усть-цилемского фольклора. М.; Сыктывкар, 2020. С. 227).
К сожалению, название демонов непосредственно от самого рассказчика не было зафиксировано – текст записан как ответ на расспросы собирателя («Расспрашиваю об обряде топтания шуликунов»). Текст интересен отношением рассказчика-старообрядца к данному местному обычаю как к чужому.

34. Гадание {Высматривание в зеркале}

Нужно сесть на пороге, смотреть в зеркало и ждать, что покажется. Только у меня мати сказывала, что в прежние времена пытались смотреть в зеркало. Хомут на себя наденут и в зеркало смотрят. Села она под матицу в избе, и стали появляться месяцы: один два, потом третий. Она и отвернулась. По её приметам будут сыновья. Потом у нее и родилось 3 сына.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-10-1980, т. 1, с. 4292, № 328. Зап. А. А. Ивановой в 1980 г.
Рассказ о визуальном гадании – высматривании в зеркале, интересен сообщением о видении в зеркале месяцев, предсказывающем гадающей пол (на основе традиционной метафоры «месяц – мужчина») и количество детей. Содержит подробности правил гадания («сесть на пороге» или «под матицу», надеть хомут). Близких по символике вариантов этому гаданию в усть-цилемских записях не выявлено (ср.: Канева Т. С., Богданова Е. Д. Репертуар усть-цилемских святочных гаданий (на материалах АКФ МГУ и ФА СыктГУ): таблица-указатель // Покровские Дни: Труды конференции (Н. Новгород, 10-11 октября 2009 г.). Вып. 1. Н. Новгород, 2010. С. 34–61).


1 Обдать дымом.