Учусь я от скуки,
Беру карандашъ в руки,
Сажусь на стул дубовый,
Беру лист почтовый...
Пописавши
Степанъ Анхѣновичь Носовъ
Заметка собирателя: А. А. Иванова о С. А. Носове

Заметка собирателя: А. А. Иванова о С. А. Носове

С.А. Носов родился в д. Загривочная по р. Пижма. Эти места издавна славятся своими песенными и былинными традициями. Его родная семья была немногочисленной (кроме него было еще два брата, мать и отец). В детстве выучился читать, писать. 18-ти лет женился. У него было 15 детей, но в живых осталось только 10. Воевал во вторую мировую войну под Ленинградом и стечением обстоятельств попал в блокаду. В д. Среднее Бугаево проживает последние 15 лет, работал счетоводом. До этого 30 лет жил в г. Нарьян-Маре. Жена у него несколько лет как умерла и живет он один.

С. А. исповедует старую веру и среди староверов ближайших в радиусе 100 км деревень, в которых мы работали, пользуется большим авторитетом. Дома у него много икон и старинных книг. Но не только старинных. С. А. один из самых активных читателей местной библиотеки (он также пользуется книгами сыктывкарской городской библиотеки, которая высылает их ему по почте как хорошо зарекомендовавшему себя читателю).

Характеру С. А. степенного, обстоятельного. Это проявляется не только в его образцовом домашнем порядке, размеренном образе жизни, манере вести беседу. Думаю, что очень показателен тот факт, что С. А. никогда не пел и не рассказывал мне до тех пор, пока точно всё не вспоминал. Он любит, чтобы «концы с концами сводились» и мне большого труда стоило уговорить его пересказать запомнившиеся ему фрагменты, сюжеты, обрывки старин.

Когда я впервые шла к нему на запись, я знала, что он когда-то слышал и сам исполнял старины (на это указывали некоторые исполнители из других деревень). Но, признаться, мало рассчитывала услышать живое исполнение былины (до сих пор нам удалось записать лишь несколько пересказов старин). В тот день он ничего не исполнял, но внимательно выслушал и записал на бумажке то, что мне было нужно. Мы договорились встретиться на следующий день. Каково же было моё изумление, когда, придя к нему, я увидела целую тетрадь с записями старин, загадок, песен. Оказывается после моего ухода он допоздна сидел и все записывал, чтобы не забыть. <…>.

На 2-ой день С. А. спел по моей просьбе начало былины «Илья и Соколик». Он не допел ее до конца, т.к. по ходу исполнения вспомнил много пропущенных стихов. И вновь перенесли нашу встречу на следующий день. Во 2-й день я записала от него интересные былички, поверья, приметы.

В 3-й день он спел былины «Илья и Соколик», «Смерть Василия Буслаева», «Дюк Степанович», пересказал то, что помнил из сюжетов других былин.

Я старалась поподробнее узнать об источниках. Вот что выяснилось в ходе наших бесед (иногда слова С. А. привожу дословно, изредка пересказываю то, что не удалось  застенографировать).

С. А.: «Были старины. Мать моя пела. Это все правда, что в старинах. Алеша Попович действительно был. Я тут в книжке читал, в энциклопедии, он жил в 1001–1004 гг.».

(В родной С. А. д. Загривочной Ончуков и Астахова записали немало былин. Естественно, я расспрашиваю С. А. о земляках, которые на его памяти пели старины). «Давно еще жил Анкудин в д. Замежная (Ончуков сделал от него несколько записей)1. Сколько старин пел! Тогда усольцы ездили. И вот в Усть-Цильме барки стояли. И вот разговорились. Ну, один там и говорит Анкудину: “Рассказывай и пой, а я тебя за это буду бесплатно вином поить”. И вот он несколько дней пел. И всё наново. А то еще недалеко от нас была д. Чуркинская. Там старуха жила Федосья Емельяновна Чуркина. Она еще до 1-ой германской войны умерла. Сказывают, много старин знала2. Много старин и мать моя пела, Матрена Михайловна Чупрова. От дяди Игнатия Лукича Носова перенял много. Он в 1931 г. умер, старый уже был, около 80 лет. У него был тоже дед. Такой он был смышлёный. Сколько он знал старин и сказок! Они с дядей тоже на лесах жили вместе. Его Василием Александровичем Носовым звали. Я уж его не застал. Он до Японской войны умер. Старый тоже, сказывают».

(Я естественно спрашиваю, как и когда С. А. перенял старины от матери и дяди).

С. А. сказал, что вместе с дядей они подолгу работали в лесу. А ночи долгие. Делать нечего. Вот тут Игнатий Лукич и пел, рассказывал. Память у С. А. хорошая, и он многое запомнил, но за давностью лет немало уже забыл. Интересно, что в репертуаре С. А. нет сказок. Он объяснил это так: «Мой дядя мне их не рассказывал. Он мало занимался этим». Да и мать его предпочитала старины.

Во время пения старин С. А. высказал много интересных замечаний о характере их исполнения («У старин один напев: нет разницы». «У меня не все сходится. Надо ведь как-то рифму положить» и др. – см. в комментариях к тексту). С. А. также сказал, что в старину их исполняли хором. Видимо, вспоминая, как тогда хорошо пели, С. А. во время исполнения старин иногда плакал.

Когда я попросила вспомнить сюжеты старин, С. А. сказал, что его мать и дядя пели «Про Илью Муромца», «Про Василия Буслаевича», «Про Садка», «Про Дюка Степановича», «Про Чурилу» и др.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1980, т. 1, с. 4286-4290, № 322. Тетрадь А. А. Ивановой.
Анна Александровна Иванова – в 1980 г. руководитель одного из отрядов собирателей фольклорной экспедиции МГУ им. М. В. Ломоносова на Печору; ныне – кандидат филологических наук, доцент кафедры русского устного народного творчества МГУ им. М. В. Ломоносова.
Подготовлено к публикации Т. С. Каневой при участии Р. Е. Тубылевич.


1 Осташов Анкудин Ефимович, ок. 1824 г.р. Публикации былин, записанных от него в 1902 г. Н. Е.  Ончуковым, см.: БП № 16, 68, 132, 165, 186, 252, Приложение VI № 5. (Прим. автора публикации).
2 Чуркина Федосья Емельяновна, ок. 1847 г.р., урож. д. Абрамовской. Публикации былин, записанных от нее в 1902 г. Н. Е.  Ончуковым, см.: БП № 67, 100, 117, 196. (Прим. автора публикации).