Учусь я от скуки,
Беру карандашъ в руки,
Сажусь на стул дубовый,
Беру лист почтовый...
Пописавши
Степанъ Анхѣновичь Носовъ
С. А. Носов – писатель и книжник (М. В. Мелихов)

С. А. Носов – писатель и книжник

Жанровый репертуар рукописного наследия С. А. Носова разнообразен: он написал цикл из 20 видений, сопроводив их 12 «пояснениями»-комментариями, в качестве предисловия к ним поместил автобиографические записки; написал воспоминания о своем деде Луке Васильевиче Носове, содержащие интереснейшую информацию о быте и промыслах печорских крестьян; записал бытовавшие на Печоре пророчества некоего А. П. Ханзина; составил, написал, переплел 28 рукописных сборников с текстами преимущественно религиозного содержания. Кроме того, сохранилась обширная переписка С. А. Носова: 112 писем к печорскому старообрядцу Е. И. Осташову, 2 – к доктору филологических наук В. И. Малышеву (ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом), 5 – к доктору филологических наук А. Н. Власову (Сыктывкарский университет, в настоящее время – ИРЛИ РАН, Санкт-Петербург), 30 писем к дочери, Р. С. Носовой, и несколько писем к родственникам.

С. А. Носов и исследователи-археографы. С. А. Носов был хорошо известен исследователю древнерусской литературы и старообрядческой книжности, основателю Древлехранилища ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом) РАН (Санкт-Петербург) Владимиру Ивановичу Малышеву как владелец старинных рукописей1, два письма С. А. Носова к В. И. Малышеву хранятся в архиве ученого в ИРЛИ РАН (Ф. 494 оп. 2. № 884)2. В 1972 г. у него побывали участники археографической экспедиции ИРЛИ РАН и Ленинградского (Санкт-Петербургского) государственного университета Н. М. Герасимова и Л. В. Титова (руководитель экспедиции – Н. С. Демкова). Именно они обратили внимание на то, что С. А. Носов – не только хранитель книжного собрания, но и автор оригинальных произведений – видений.

В конце 1970-х гг. – начале 1980-х гг. С. А. Носова неоднократно навещали участники археографических экспедиций Сыктывкарского государственного университета (А. Н. Власов, М. В. Мелихов, Е. А. Порошкина (Полетаева), Е. А. Рыжова). Ими были продолжены наблюдения и начато исследование его собственных сборников. А. Н. Власову С. А. Носов написал 5 пространных писем, которые в настоящее время находятся в коллекции рукописных материалов книжника3.

Рукописное наследие С. А. Носова. После кончины С. А. Носова книжная коллекция и составленные им сборники разошлись по рукам единоверцев, часть его рукописей и писем в разное время была приобретена сыктывкарскими археографами, часть – оцифрована. Судьба значительной части рукописных материалов С. А. Носова, к сожалению, неизвестна. Во время экспедиции на Печору в 1980 г. собиратели видели в его доме несколько небольших картонных самодельных коробок, в которых, как в библиотечных каталожных ящиках, хранились выписки из различных, не только религиозных книг. Где большая часть этих выписок сейчас – установить не удалось. Приобретенные во время археографических экспедиций материалы в настоящее время хранятся в библиотеке Сыктывкарского государственного университета (коллекция рукописных материалов С. А. Носова). Они представлены тремя объемными блоками:
– 112 писем к другу С. А. Носова Ефиму Ивановичу Осташову (1963–1981 гг.)4, которые были получены в археографических экспедициях СГУ 1981–1983 гг. А. Н. Власовым, Е. А. Порошкиной (Полетаевой), Е. А. Рыжовой от самого Е. И. Осташова (д. Медвежка), друга и единоверца С. А. Носова;
– автобиографические записки в трех редакциях (авторское название – «Вместо предисловия моего видения»5, они были задуманы как предисловие к оригинальным произведениям – видениям);
– немногочисленные выписки на отдельных листочках из богослужебных и светских книг, содержащие сведения по истории христианства и догматике.

Значительная часть рукописных материалов С. А. Носова находится в Ненецком краеведческом музее (в прошлом – Нарьян-Марский окружной краеведческий музей, г. Нарьян-Мар; далее – НОКМ). Это автограф рукописи с видениями и двумя «Предисловиями» (НОКМ 392/1 в.х.)6, два письма к Е. И. Осташову (НОКМ 393/4 в.х., НОКМ 392/5 в.х.)7, воспоминания о деде С. А. Носова Луке Васильевиче Носове (НОКМ 392/7 в.х.)8, небольшая рукопись, названная «Из бесед Ханзина А. П.» (НОКМ 392/6 в.х.)9. Эти материалы сданы в музей на временное хранение Розой Степановной Носовой, дочерью С. А. Носова, проживавшей в г. Нарьян-Маре. Ксерокопии рукописных материалов по ее просьбе переданы в отдел редких книг и рукописей Сыктывкарского государственного университета.

По воспоминаниям У. С. Хозяиновой, до болезни у С. А. Носова было 8 толстых тетрадей с записями исторических преданий, составленной им самостоятельно родословной Носовых, воспоминаниями о поездке в Москву на ВДНХ в 1939 г. К сожалению, эти тетради С. А. Носов сжег во время болезни «как безбожные деяния».

Видения, письма, автобиография, воспоминания С. А. Носова в комплексе воссоздают сложный и необычный для второй половины ХХ века внутренний мир верующего человека. Народная духовная литература второй половины XX в. в лице последнего представителя печорских книжников-старообрядцев – явление сложное, самобытное и требует внимательного и всестороннего изучения. Все сочинения С. А. Носова имеют ярко выраженную религиозно-дидактическую направленность: в них автор в доступной землякам форме излагает концепцию спасения души через веру. Особенно явно эта цель прослеживается в видениях, которые показывают, насколько сильным и глубоким было проникновение христианского мировоззрения в сознание самого автора, формирование личности которого проходило в годы воинствующего атеизма. Ему, в отличие от печорских книжников XVIII−XIX вв., обучавшихся в Пижемском и Цилемском скитах, пришлось самостоятельно, без наставников, овладевать сложнейшей религиозной литературой.

С. А. Носов завершает в прошлом богатую и уникальную книгописную традицию на Печоре: он был последним, кто не только переписывал и редактировал богослужебные тексты и четьи тексты, но и сочинял оригинальные собственные произведения. Научный интерес сочинений С. А. Носова несомненен, т. к. они, с одной стороны, позволяют заглянуть в сложный внутренний мир старообрядца-книжника, с другой − подводят нас к сложной и практически неизученной проблеме народного религиозного сознания.

М. В. Мелихов


1 Малышев В. И. Усть-цилемские рукописные сборники XVI–XX вв. Сыктывкар, 1960. С. 28, 88, 135, 154, 155.
2 Впервые опубл.: Печорский старообрядческий писатель С. А. Носов: видения, письма, записки / Подгот. текста, вступ. ст. и примеч. М. В. Мелихова. М.: Памятники исторической мысли, 2005. С. 351−352.
3 Впервые опубл.: Там же. С. 353−373.
4 Там же. С. 132−334.
5 Впервые опубл.: Там же. С. 57−64.
6 Впервые опубл.: Мѣра: Литературный, историко-художественный, религиозно-художественный журнал. СПб., 1994. № 4. Ч.1. С. 40–49; Ч. 2: Мѣра. СПб., 1995. № 1. С. 50–61. См. также: Печорский старообрядческий писатель С. А. Носов. С. 57−65.
7 Впервые опубл.: Печорский старообрядческий писатель С. А. Носов. С. 326−329.
8 Впервые опубл.: Мелихов М. В. История печорского края в записях старообрядческого писателя С. А. Носова // Живая старина. 2002. № 4. С. 29–32. См. также: Печорский старообрядческий писатель С. А. Носов. С. 119−129.
9 Впервые опубл.: Печорский старообрядческий писатель С. А. Носов. С. 130−131.