Духовный стих об Алексее Человеке Божием в усть-цилемской устной традиции
АЛЕКСЕЙ, ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ
ДУХОВНЫЙ СТИХ
5.
Овчинникова Мария Дементьевна, 1909 г.р., с. Усть-Цильма
5.1.
10 |
Чтой во городи-то было во Киеви, Уж как жил там был да Ефимьян да князь богатый Со своей женой да со Опраксиёй. У их не было не сына да и не дочери. Они стали молитьсе да Восподу́ Богу, Чтоб послал бы им Господь сына ле бы доч(ерь). (Дух короткий) И послал Господь им сына. Нарекли ево да Оликсеём. Они ро́стили ево до двадцати годов, Тут и вздумали они ево женити. Не хотел Оликсей да как жанитисе, Но не смел прогневить родных родителей. Тут и стали они свадьбу собирать, Людей со всех краей да со всех областей. Они сделали ему свадьбу широкую. Повели потом да во спачелиню спать. Он и стал свою кнегиню да упрашивать, Он и стал кнегиню да уговаривать: «Я не легу с тобой да ночку спати, |
Мария Дементьевна Овчинникова (Из семейного архива внучки, Ирины Васильевны Кутеповой) |
20 |
Я не буду с тобой осенню да коротати, Я пойду лучше да во Божью церковь Богу молитисе». Тут и стала кнегиня ево упрашивать, Тут и стала кнегиня да уговаривать: «Не ходи ты, Оликсей, да во Божью церкву Богу молитисе, Мы не так будём жить с тобой да уж как муж с женой, Мы ведь так будём жить с тобой да уж как брат с сестрой». – «Уж как брату с сестрой не подобает жить, Уж как мужу с жеаной да не спасти душа. (Душу́ хотел спасти) Я пойду во Божью церкву Богу молитисе». |
|
30 |
Тут и стал Оликсей да снарежатисе, Тут и стал Оликсей да собиратисе. (…) Он и стал дарить да ей злаче́н перстень: «Заберёт тебя тоска-кручинушка, Ты наложь на руку етот злаче́н перстень». Он и стал дарить да ей шёлков поес: «Заберёт ишще тоска-кручинушка, Завежи кругом себя шелко́в поес». Тут пошел Оликсей да из палат из каменных вон на улицу, Поклонилсе на все чатыре стороны, |
|
40 |
Проводила ево да молода кнежна, И пошел Оликсей да ко синю морю, Там стоял ево да ждал корабличёк. И зашёл на тот да на корабличёк, Повезли ево да за синё морё. Он ходил молилсе там да по Божьим церквам, Он молилсе там да ровно тридцеть лет. Прогласил потом да ему голос с небеси: «Тебе будёт, Оликсей, Богу молитисе, Уж твоя душа да как спасёная». – |
|
50 |
«Неужеле моя мольба Богу доходная?» Он ишще молилсе да ровно три года, И опять ему да прогласил голос с небеси: «Тебе будёт, Оликсей, Богу молитисе, Тебя розысыкивают родны родители, Тебя розысыкиват да молода кнежна». Пошёл Оликсей да из Божьёй церкви вон на улицу, Поклонилсе на все чатыре стороны. И пошел опять да ко синю морю, Там стоял ево да ждал корабличок. |
|
60 |
Повезли ево да в стольной Киев-град. Розыскал Оликсей отцовски палаты каменны. Он пришел-зашел да не сказалсе им, Он ведь так сказал, что я вашого сына видел, Уж я жил я с им да в одной келейки, С одного стола да пили-ели мы. Они не принели… (Тут его принели как…) И построили да ему келейку, И поставили ему слуг за им ухаживать. Уж как слуги-ти были неверныи, |
|
70 |
Что готовили ему, они то не приносили ему, Они то́ носили, что свинья́м готовили. Он недолго жил да и приставилсе. Z Он недолго жил да и приставилсе1. Написал таку да письму-грамотку: «Я ведь ваш был сын да Оликсеюшко». Тут увидели слуги неверныи, Донесли-пошли кнезю́ Владимеру: «Уж как ваш-от старец приставилсе». Тут росплакались родны родители. Никому эта грамотка да не даваласе, |
|
80 |
Она далась только отцу-родителю. Тут и плакать стали родны родители, Тут росплакалась да молода кнежна. «Ты пошто ведь, чадо, да не сказалосе! Ты пошто нам, мило, не доложи́лосе! Мы бы построили тибе палаты каменны». (Богаты были а. Вот…) И поность стали да хоронить ево. Собралось людей да ишче множество Уж со всех краей да со всех областей. Тут и стали сыпать золоту казну. |
|
90 |
Уж нехто не брал да золотой казны, Только все ведь шли да проводить ево да во последьнёй путь. Хто без… незрячей был – да тот с глазами стал, Хто безрукий был – да тот с руками стал, Хто безногий был – да тот с ногами стал. (Всё.) |
Это праздник у нас оветной. [Обетный?] Оветный. Овещались Алексею, Человеку Божьему, там в деревню ходили, была икона така, молились у кого рука болит, да нога болит да. Вот ишь тут а… Он как исцелял будто, тут ишь, стих-от. Ну, и всё больше… [Очень хорошо Вы спели, спасибо большое]
ФА СГУ, АФ 0310-20, 0353-1. Зап. А. Н. Власовым в 1984 г.
Опубл.: Бильчук А. А., Власов А. Н., Захаров А. Н., Мехреньгина З. Н. Памятники русского песенного эпоса в фольклорном архиве Сыктывкарского государственного университета // Русский фольклор. Эпические традиции. Материалы и исследования. Вып. 28. СПб., 1995. С. 276–278. № 19. Нотировка А.Н. Захарова, см. здесь
5.2.
10 |
Чтой во городи было во Киеви, Там жил-был да Ефимьян да князь богатый. У их не было не сына да и не дочери. Они стали молитьсе да Восподу́ Богу, Чтоб послал бы им сына да ле бы дочерь. Вот послал им Бог сына, Нарекли ево да Оликсеём. Они ро́стили ево до двадцати годов, Тогда вздумали они ево жанити, Выбирать стали невесту ему по уму по разуму. Они сделали ему свадьбу широкую, Собрали́ гостей они со всех краей да со всех областей. (Хватит…) Z …Они сделали ему свадьбу широкую. Повели потом ево да во спачельню спать. Он и стал свою кнегиню упрашивать, Он и стал свою кнегиню да уговаривать: «Я не легу с тобой да ночку спати, Я не стану здесь осённу да коротати, Я пойду во Божью церкву Богу молитисе». |
20 |
Тут и стала ево кнегиня да уговаривать, Тут и стала кнегиня ево упрашивать: «Не ходи ты, Оликсей, да во Божью церкву Богу молитисе: Мы не так будём жить с тобой да уж как муж с жаной, Мы ведь так будём жить с тобой да уж как брат с сестрой». – «Уж как брату с сестрой не подобает жить, Уж как мужу с женой да не спасти душа. Я пойду лучше во Божью церкву молитисе». Он и стал дарить да ей злаче́н перстень: «Заберёт тебя тоска-кручинушка, |
30 |
Ты наложь на руку етот злачён перстень». Потом стал дарить еше шелков поес: «Заберёт ише тоска-кручинушка, Завежи кругом себя шелков поес». Тут и стал Оликсей да снаряжатисе, Тут и стал Оликсей да собиратисе, Походить он стал да (в)он на улицу, Провожать пошла да молода кнежна. Он ведь вышел тут да вон на улицу, Поклонилсе на все чатыре стороны, |
40 |
И пошёл потом да ко синю морю, Там стоял ево да ждал корабличёк. Он зашёл на тот да на корабличёк, Повезли ево да за синё морё. Он ходил ведь там да по Божьим церквам, Он молилсе там да ровно тридцеть лет. Прогласил ему потом глас с небеси: «Тебе будёт, Оликсей, Богу молитисе, Уж твоя душа да как спасёная». «Неужеле моя мольба Богу доходная?» |
50 |
Он ише молилсе да ровно три года, И опять прогласил ему голос с небеси: «Тебе будёт, Оликсей, Богу молитисе, Тебя розыскивают родны родители, Тебя розыскиват да молода кнежна». Он вышёл вон да из Божьей церкви, Поклонилсе на все чатыре стороны И опять пошёл да ко синю морю, Там стоял ево да ждал корабличёк. Повезли ево да в стольной Киев-град. |
60 |
Розыскал ведь он палаты каменны отцовскии, Он пришёл-зашёл да не сказалсе им, Он ведь так сказал: «Я вашого сына видел, Уж я жил ведь с им да в одной келейки, Уж я пил с ним, ел да с одного стола». Они построили тут ему келейку И поставили ему слуг неверныих: Что ему готовили, да не доносили то, Они то… тем кормили, что свинья́м готовили. Он недолго жил да и приставилсе. |
70 |
Донесли слуги хозяину: «Уж как ваш-от там старец приставилсе». И пошли они да в эту келейку. Написал ведь себе да письму-грамотку, Он зажал её да во праву руку. Никому эта грамотка не даваласе, Только далась она отцу-родителю. Прочитали они да эту грамотку, Тут росплакались да все разры́дались: «Ты пошто нам, чадо, да не сказалосе! |
80 |
Ты пошто нам, мило, не доложилосе! Мы бы построили тебе палаты каменны». Тут и стали собирать людей со всех краей да со всех областей, Хоронить своёго чада милого. Понесли ево да на погост они. Тут и стали сыпать золоту казну. Уж нехто не брал да золоту казну, Только шли ево да проводить его. Хто безрукий был, да тот с руками стал, Хто безногий был, да тот с ногами стал, |
90 |
Хто незрячий был, да тот с глазами стал. |
ФА СГУ, АФ 0364-2: зап. студентами-практикантами в 1987 г.
1 Строка повторена после технической паузы (выключения / включения магнитофона).