Духовный стих об Алексее Человеке Божием в усть-цилемской устной традиции
АЛЕКСЕЙ, ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ
ДУХОВНЫЙ СТИХ
7.
Не названная при записи исполнительница, с. Усть-Цильма
|
…всё во Римском, (Собеседница: «Да ты пой!») <Не> У богатого князя у богата Не было ни сына и ни дщери. Вздумал сам просить у Господа Бога, Просил, чтобы зародила его сына. Зародила сына Алексея. Окрестили тут маленького сына, На́звали его Алексеем. Олексей-от тут вырос лет до семнадцати, |
10 |
Вздумал князь его поженити, Стал Олексею говорити, Нашёл ему невесту. Тут Алексея поженили, Собручили с этой невестой. А Олексею да не спитсе, Он стал читать святые книги, Стал читать святые книги, говорит: «Как ты меня, – жену говорит, – как ты меня называешь? Как ты меня почитаешь?» |
20 |
Жена отвечает: «Называю тебя вместо брата, А почитаю тя вместо мужа». А он и говорит: «Брату с сестрой спати нельзя, А мужу с женой душу не спасати». |
Он отдавал жены свой пояс шелко́в и пошёл на синеё морё. Оставил тут жену. Ходил, много лет ходил, молилсе, спасалсе, заходил в келейку тамо-ка. И потом отец схватилсе, стали его искати. Везде его искали, нигде Алексея не видали. Заходили во святу соборну церковь, тут Олексея увидали, и тут его сами не признали. И потом Олексею гласы согласили, что хватит тебе Богу молитьсе и хватит спасатьсе, поди ты домой. Он пришёл к синему морю, опеть сел на маленькой кораблик и покатилсе домой. Прикатилсе, опять зашёл в церковь. В церкву зашёл молитьсе Богу. Тут пришёл его отец, Ефимьяне. Говорит, он к ему подошёл: «Богатый, – говорит (это Ефимьяна-то, отца-то, называт), – поставь, – говорит, – мне-ка маленькую келью, я хочу в ней жити и в ней буду за вас Богу молитьсе». Алексей… этот, Ефимьян г[овор]ит: «Как ты меня знаешь? Почему ты меня называешь?» А он и говорит: «Как мне не знати? Как не называти? Я вместях, – говорит, – с тобой родилсе и в одной кельи крестилсе, одному Богу молилсе». Но богатой князь не признал. Повёл его домой, поставил ему келейку, заставил его в той кельи жити. Он молилсе-спасалсе много лет. Дал ему владыку-служаку его кормити, а служака был неверный, хорошу еду выедал, опло́шной едой1 кормил. Он молилсе-спасалсе, потом говорит служаке, что: «Принеси мне чернила да гумагу, я буду… напишу про своё преставленьё». Потом написал про преставленьё. Пошёл богатый князь Ефимьяне в церковь молитьсе. Опеть говорят ему: «У тебя есть <нрзб> святые мощи, надо их похоронити» – это говорят. Потом пошли его хоронить. Там зашли в келейку, двери отворели, а двери сами открывались. Подошёл этот служака, которой кормил, подошёл, стал брать письмо у его из рук – ему не далось. А потом взял богатый Ефимьяна, схватил эту – ему далось. И тут прочитали, узнали, что это ихной сын, тут плакали-горевали все, и жена тут была. А потом повезли его хоронити. Множество городов <пришли>, столько народу приступило – неможно было Олексея хоронити. Ве… везде его хоронили, и сколько всякого всечины, сколько злата-серебра разносили, но нихто народ на это не взирает, все к Алексею прибегают. Хромы, говорит, и хто шли, <нрзб> все слепы шли, а назад пошли все здоровы. Всё, всё.
ФА СГУ, АФ 0304-19: зап. студентами-практикантами в 1986 г.
Стих пересказан, небольшая часть (до стиха 25) воспроизведена с попыткой сохранения ритмического строя, далее – по преимуществу в прозаическом пересказе.
Будем признательны тем, кто по голосу узнает исполнительницу и сообщит об этом по электронной почте: nil-fidkus@yandex.ru
1 Ополосками.