Бобрецов Ананий Фотиевич
О биографии Анания Фотиевича Бобрецова на настоящий момент известно немного1. Он родился в 1870 г. в д. Степановской на реке Пижме, притоке Печоры, вырос в большой крестьянской семье Фотея Семеновича и Матрены Бобрецовых. Не позднее 1892 или 1893 гг.2 был призван на службу в Российский Императорский флот. Еще до призыва женился на Агафье (Агапии) Ивановне Чуркиной из соседней деревни Чуркинской. Судя по году рождения старшего сына Меркурия – в 1902 году – А.Ф. Бобрецов вернулся на родину не позднее этого года. Ананий Фотиевич занимался домашним хозяйством, охотился, рыбачил, в свободное время делал ложки. Ананий и Агафья Бобрецовы вырастили восьмерых детей. Трое их сыновей – Меркурий, Ипат и Никита – были участниками Великой Отечественной войны, Ипат и Никита Ананьевичи пропали без вести. До сих пор в деревне Степановской, в доме, построенном Ананием Бобрецовым в 1912 году, живут его потомки. Умер Ананий Фотиевич 12 октября 1957 г.
Неизвестно, где А. Бобрецов учился перед тем, как стать автором «морского» дневника: текст «Книги…» написан вполне грамотно и неплохо отработанной скорописью, а не печатными буквами, автор не подражает полууставу, как большинство печорских книжников-староверов. Между тем отец Анания, Фотей Семенович, был известен знаменитому исследователю древнерусской книжности В. И. Малышеву как хранитель и переписчик рукописей. Первые читательские записи Ф. С. Бобрецова датируются 1860-ми гг., есть в книге В. И. Малышева и образец его почерка3. Фотей Семенович, очевидно, пользовался авторитетом у единоверцев: по словам правнучки, Т. С. Денисовой, «он ездил по деревням и служил службы, <…> исповедал людей»4. В одной из таких поездок Ф. С. Бобрецов скончался, это произошло в д. Крестовке на реке Печоре, отдаленной от Степановской многими десятками километров, куда он выехал для того, чтобы принять исповеди.
Неоднократно упоминается В. И. Малышевым и имя самого́ Анания Фотиевича Бобрецова – как среди читателей местных рукописей, так и среди тех хранителей книг, которые помогали ему в археографической работе на Пижме5. Примечательно, что самая ранняя читательская запись А. Ф. Бобрецова на рукописях из Древлехранилища датирована уже 1906 г. (т.е. когда он был еще вполне молодым человеком, недавно вернувшимся с длительной службы); последняя из выявленных записей на книгах относится к 1948 г.6 Эти факты вкупе с рассказами дочери свидетельствуют о том, что Ананий Фотиевич не просто владел старокнижной грамотой7 и был верующим человеком, но и детей воспитывал в духе местных религиозных правил. Ксения Ананьевна вспоминала, что отец в Пасху «ставил» их, детей, молиться «перед образа́», брал с собой на службы в д. Скитскую, проводимые известным на Пижме наставником Сидором Ниловичем Антоновым. О религиозности А. Ф. Бобрецова говорит и хранящийся в семейном собрании потомков небольшой печатный молитвослов с владельческой надписью («2й Гвар. Эки. Анани(iа?) Бобрецова 1898 года 12 янв.»), очевидно, привезенный со службы. К сожалению, в семье не сохранилось письменных свидетельств того, что А. Ф. Бобрецов вел какие-нибудь записи. Его личность являет пример проявления разных, казалось бы, начал: оказавшись в чужой для него военно-морской среде в окружении «никониан», он проявляет себя только как «человек в мундире», как матрос, верный присяге своему государю и России. Он с интересом и патриотическим энтузиазмом записывает всё новое, что встретилось в путешествиях. Вернувшись же на родину и погрузившись в жизнь северной деревни, он снова становится типичным представителем местных крестьян-старообрядцев последних поколений – хранителей богатого когда-то книжного наследия.
Т. С. Канева, М. В. Мелихов
1 Источником этих сведений являются аудиозаписи бесед с дочерью и внучкой А.Ф. Бобрецова, хранящиеся в Фольклорном архиве СГУ им. Питирима Сорокина (далее – ФА СГУ): АФ 03163-59: Мяндина (урожд. Бобрецова) Ксения Ананьевна, 1919 г.р., д. Степановская; записано Т.С. Каневой в 2005 г.; АФ 03359-77 и АФ 03393-4, 6, 8, 10: Денисова (урожд. Мяндина) Татьяна Степановна, 1949 г.р., д. Степановская; записано Т.С. Каневой в 2013 г. и в 2016 г. Кроме того, привлечены данные сайта «Память народа. 1941–1945», URL: https://pamyat-naroda.ru/ (дата обращения 01.12.2021).
2 На обороте фотографии, запечатлевшей офицеров и матросов (см. «Фотоальбом»), рукой А. Ф. Бобрецова написано: «[Со]служивцы и друзья Гвардейского Экипажа[.] [Всту]пили в службу в 1893 году. А уволились [со сл]ужбы [нрзб] 1899 года».
3 Малышев В. И. Усть-цилемские рукописные сборники XVI–XX вв. Сыктывкар, 1960. С. 200.
4 ФА СГУ, АФ 03393-6.
5 Малышев В. И. Усть-цилемские рукописные сборники. С. 20, 44 и др. Владельческие записи Ф. С. и А. Ф. Бобрецовых см. там же: с. 84, 89, 98, 108, 146.
6 Малышев В. И. Усть-цилемские рукописные сборники. С. 89, 98.
7 «У нас отец такой грамотный, стару грамоту знал дак» (ФА СГУ, АФ 03163-69). На вопрос о том, где Ананий Фотиевич мог овладел грамотой, Ксения Ананьевна ответила: «Они самоучками тогда учились, здесь. Сначала по старой грамоты учились, а после тут по новой стали учитьсе старики. Старик был один грамотный дак, учил их. Самоучкой» (ФА СГУ, АФ 03163-69).