Бобрецов Ананий Фотиевич
1897
1897 года 12-й май. Поступили в компанию на морское довольствие на императорскую яхту «Полярная Звезда» и приготовились к ходу. Затем 17-го мая в 2 часа дня отдали со стенки швартовы и дали машины ход и около Николаевскаго моста на Невы развернулись и пошли из города Петербурга вниз по Неве и Путиловском каналом и вышли в залив. А в 4 часа вечера пришли в крепостной город Кронштадт на Малой рейд, стали на бочку. Находились военные суда на Кронштадтским рейдах: на Малой рейд стояли крейсер 2-го ранга «Азия», и крейсер 2-го ранга «Рында», и эскадренный броненосец «Первенец», а на большом рейде – «Генерал», «Адмирал» и крейсер 1-го ранга «Россия» и «Кремль».
А 18-го мая изволила прибыть новая императорская яхта «Штандарт», в 6 часов вечера стала на Малой кронштадтской рейд на бочку. А 29-го мая в 12 часов дня сънялись с якоря и пошли в ход на пробу. Потом в 8 часов вечера вернулись обратно. А в 2 часа ночи прошли в Кронштадт, стали на бочку становиться, дали машины задний ход и оборвали канат и отошли на большую рейд и стали на якорь. Утром 30-го мая в 8 часов утра снялись с якоря и пошли на малую рейд, стали в 10 часов утра на бочку. Потом 19-го июня в городе Трапезунте находилась минная эскадра из 7 судов: 5 миноносок и 1 эскадренный броненосец «Гангут» и транспорт «Африка». Стояли по случаю шторма «Петр Великий», «Генерал», «Адмирал», «Адмирал Ушаков», «Адмирал Лазарев», «Адмирал Сенявин»: было от отрядного командира приказание, что по случаю шторма стоять на мести.
Но командир броненосца «Гангута» утром 19-го июня сънялся с якоря и пошол на практику. А транспорт «Африка» приготовили пары и остались на месте. Когда эскадренный броненосец «Гангут» вернулся с практики, то очинь была сильная качка и по нещастному случаю «Гангут» с полного ходу налетел на подводный камень, который зделал с левого боку в носовой части пролом. Затем, когда тресение судна зделалось, то застопорили машину и дали задний ход. Но в это время уже в машинное отделение пошла вода. Потом, когда в машинное отделение наполнилась вода, то пошла в кочегарное отделение. Тут забили водяную тревогу, затем через нескольки времени в кочегарном отделении залило в топках жар. Уже тогда команда была вся на верхней палубы, потом никакого спасения не было, потому что очинь большое волнение, нельзя было на шлюпки ехать. Но один офицер, мичман, выскочил на верхнюю палубу и вскрычал: «Кто желает на вельботи ехать?» Но нашлись такия охотники матросы, что сейчас же на зов мичмана вышли с храбрым мичманом ехать на смерть или на спасение, сейчас же спустили вельбот. Тогда некакой офицер не осмелился бы в такую бурю пустится не на спасение, а на смерть, но этот храбрый офицер да с храбрыми моряками осмелился на вельботе ехать в морские волны и скрылись в них, как в тумане. Затем в это время вода все поминутно из отделения в отделение прибывала больше и больше, а корпус в это время все погружался в воду. Как осенью вянут цветы, так и «Гангут» сънимал с себя флаг и гюйс и наводил печальной сон все глубже и глубже. И некто не думал не гадал, что спастись в такую страшную бурю. Потом мимо шол английский пароход, з «Гангута» подали сигнал, т. е. просили помощи, но английский параход не обращал внимания и шол мимо. Затем с «Гангута» начали пушечными выстрелами просить помощи, но пароход шол мимо, не на что не обращал внимания. Но уж с «Гангута» приготовлялись по приказанию командира стрелять английский пароход и разбить параход в пух-прах.
Но обратимся теперь к мичману, который уехал на вельботе и покинул, как город, «Гангут». А матросы сидели в веслах и гребли, как покоритель Сибири Ермак на своем чельне, разсекали веслами седыи морскии волны. Когда достигли того места, где стояли миноноски и «Африка», то подали известие о несчастьи «Гангута», то к их счастью находился транспорт «Африка» под парами, и в тот же момент «Африка» сънялась с якоря и пошли для спасения «Гангута», т.е. команды или что придется спасти.
Читателям известно, как в английский параход с «Гангута» приготовлялись стрелять, когда и только ожидали команды от командира, первая тут же в пух разнесло бы весь параход. Но когда с «Гангута» увидали, что идет им на спасение «Африка», тогда все съняли фурашки и осенили воздух кресным знамением и благодарили Господа Бога, что увидали судно и можно было думать, что и они спасены теперь. А когда «Африка» подошла к борту «Гангута», то «Гангут» уже был почти весь в воде, с кормовой части уже так погрузился, что верхняя палуба была в воде. Команда уже была вся собравшись на верхней палубе на носовой части, а кормовая уже было в воде, а командир был на мостики. Когда «Африка» к самому борту подошла, то по приказанию командира начала команда перебиратся.
С погибелью эскадренаго броненосца «Гангута» на «Африку» и рынулись спасателя. Готовы были все в одно мгновение выпрыгнуть на спасающее судно и каждый в это время думал только о себе, каждому жизнь своя дорога. Но когда вся команда на «Африку», то на «Гангуте» остался только один на мостики командир. Но когда уже «Гангут» стал погружаться в морскую бездну, то подошли офицера и изволили сънять командира на руках и поставили на палубу спасающего судна «Африку». И немного от погибающего «Гангут» отошли и стали ожидать тот час, минуту, как скроится огромный морской дворец и в морскую бездну и волны. Потом, как страшное морское чудовище, заколыхалось во все стороны и в страшную бурю и рев начал погружаться и в одно мгновение в страшном погребение – морских волнах – скрылся под водой огромный корабль под названием «Гангут». И взволновалась вода пуще страшной бури, и пошла наверх пена морская и пузыри, и сало, и все это сълилось в одну блестящую разноцветную картину. А на «Африке» команда съняли с головы фурашки и осеняли воздух крестным знамением и благодарили Бога за спасение. Дали машины ход и пошли, как с кладбища, т.е. с похорон отца или матери: у каждого было на сердце грусть и тоска, но мало помалу все разнесло, и «Африка» пошла со спасенной командой в город Кронштадт. В 6 часов вечера изволил придти в Кронштадт «Африка» и стала на малой рейд на якорь. Всего было команды 648 человек и около 20 человек офицеров, все были спасены, и с «Африки» команда перебралась в экипаж.
А потом 27-го июня приехали из Петербурга гвардейских хор музыкантов 50 человек и царские придворные и повара. А 29-го июня в 4 часа дня изволили прибыть их императорское и королевское величество на новую императорскую яхту «Штандарт» и обедали там. Затем, по окончание обеда, в 5 часов вечера, изволили сесть на гребной катер и отбыли с яхты «Штандарт» на императорскую яхту «Полярную Звезда» их императорское величество государь император Николай Александрович и августейший брат его Михаил Александрович и его королевское величество сиамский король со своей свитой прибыли на яхту.
Когда зашли на верхнюю палубу, то команда стояла повахтенно во фрунте, а музыка играла марш «Двухглавый орел». Потом изволили продти по фронте, поздоровался с командой, а на его вопрос отвечали: «Здравия желаем, ваше королевское величество». А государь император следовал за ним, а за государем – вся их свита и кондр-адмирал Ломен и адмирал Макаров. Затем в 8 часов вечера 29-го июня государь император отбыл к яхте «Александрия» в город Петергоф. А в 10 часов вечера сънялись с якоря и пошли в ход под штандартом сиамского короля в Швецию, двои суток шли. 1-го июля в 9 часов утра зашли в шведский канал в ход, была крепость и почотный караул для встречи сиамскаго короля. Затем шли каналом малым ходом, и очень довольно красивые места каналом. В 10 часов утра пришли в столичный город Стокгольм, стали на якорь. Изволил прибыть на гребном катери шветский король. В 11 ½ часов утра сего 1-го июля отбыли с яхты шветский и сиамский короли во дворец, затем отсилютовали пушочными выстрелами. А 3-го июля в 2 часа ночи сънялись с якоря из города Стокгольма и пошли в ход в Россию под командою флаг-капитана Ломина, 2-и сутки шли. 4-го июля в 10 часов утра пришли в город Кронштадт, стали на Малую рейд на бочку, а адмирал Ломин уехал в Петергоф. А в 11 часов утра 4-го июля с крейсера 2-го ранга команда купалась и по неосторожности один матрос утонул.
А 9-го июля изволил посетить государь император Николай Александрович крейсер 1-го ранга «Россия» на большом Кронштадтском рейде, а за ним следовал начальник флота его императорское высочество генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович, а в 4 часа вечера уехали обратно в Петергоф на яхте «Александрия», а Алексей Александрович на яхты «Стрела» – в С. Петербург. Затем 19-го июля в 10 часов вечера приехали из Петербурга хор музыкантов и певчеи. А в 6 часов вечера изволили прибыть на новую яхту «Штандарт» их императорское величество государь император Николай Александрович и государыня императрица Александра Феодоровна, и государыня императрица Мария Феодоровна, и генерал-адмирал великий великий князь Алексей Александрович, и великий князь Михаил Александрович, и великая княжна Ольга Александровна. Затем в 6 часов вечера изволили прибыть к нам на императорскую яхту «Полярная Звезда».
Команда была выстроена повахтенно во фронте, когда государь и государиня Александра, и государиня императрица Мария Феодоровна со своим августейшим семейством, и государь император изволили продти по фронту и здоровался с командой, а на вопрос отвечали: «Здравия желаем, ваше императорское величество!» Затем начался обед. Потом, когда обед кончался, то государь император Николай Александрович и государиня императрица Александра Феодоровна и генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович изволили отбыть с яхты «Александрия» в город Петергоф. А государиня императрица Мария Феодоровна со своим августейшим семейством – великий князь Михаил Александрович и великая княжна Ольга Александровна – остались на яхты «Полярная Звезда». В 8 часов вечера 19-го июля сънялись с якоря из города Кронштадта с якоря и пошли в ход с ея величеством и ея семейством в Данию. А за нами сънялся с якоря яхта «Штандарт», пошла за нами конвоировать. Ход был 18 ½ узлов, машина работала на 78 оборотов.
21-го июля в 1 час дня изволил встретить на копенгагенском рейде на датской яхты датский король и королева и датской прынц. Тогда изволил прибыть к нам на яхту августейший родитель и родительница государини императрицы. Король прошол по фронту и поздоровался с командой, на его вопрос отвечали: «Здравия желаю, ваше королевскои величество!» А государиня императрица Мария Феодоровна следовала за родителем. А в 4 часа дня изволили с яхты отбыть король и королева и прынц и государыня императрица со своим августейшим семейством, сели на баржу № 1-й и поехали на датскую яхту. А музыка играла датский походный марш. Когда взашли на палубу датской яхты, тогда взвились два штандарта: руский двухъглавый орел и королевской. Изволили отбыть на королевскую дачу. А мы под командою контр-адмирала Ломина пошли в гавань. А музыкантов тоже на яхту «Штандарт», и новая императорская яхта «Штандарт» ушла обратно в Россию.
Затем мы в 4 ½ часа изволили прибыть в датский город Копенгаген и стали на якорь на свое место. А яхта «Царевна» тоже стала на место 27-го июля в яхтинский празник. В 10 часов утра изволила на яхту прибыть ея императорское высочество государиня императрица Мария Феодоровна со своим августейшим семейством. Их императорское высочество великий князь Михаил Александрович и великая княжна Ольга Александровна изволили на яхте обедать. А в 12 часов дня взвились национальные флаги и происходил пушечный салют. А в 1 ½ часа изволили их величество на паровом катери отбыть в строгом порятки на стоящии броненосцы и посетить их. А потом прибыли на пристань, где стояли придворные кареты и уехали во дворец. А 15-го августа в 11 часов утра на яхту изволили прибыть шветский король и наследник прынц. А в 12 часов дня отбыли с яхты во дворец. А в 2 часа дня 15-го сего августа происходило бракосочетание шветскаго прынца. Венчание было во дворцовой церкви. А 17-го августа новобрачные изволили на шветской яхты отбыть в Швецию. 18-го сего августа в 7 часов утра из России пришла новая яхта «Штандарт» и на ней пришли гвардейские музыканты.
27-го августа был день рождения датской королевы с исполнением 80 лет, и было уилиминировано флагами на всей военных судах, стоящии в гавани, руской императорской яхты «Полярная Звезда» и новая руская императорская яхта «Штандарт», и руская императорская яхта «Царевна», и на английской яхта «Виктория», и датскии два броненосца. А ночью на тех же судах была еликтрическая лиминация и руские моряки ездили на гребных катерах хоры песельников и гармонистов и пели военные и походные песни. 27-го августа ея императорское величество государиня императрица Мария Феодоровна посетила русские императорские яхты и датские броненосцы. А 28-го августа в 4 часа вечера изволили их императорское величество государиня императрица Мария Феодоровна и великий князь Михаил Александрович и августейшии родители государини императрицы король и королева и их прынц посетили английскую яхту «Викторию». А в 6 часов вечера изволили на английском катери на пристань.
31-го августа изволили посетить императорскую яхту «Полярную Звезду» государини императрица Мария Феодоровна со своим августейшим семейством Михаила и Ольги Александровны. Затем 13-го сентября в 1 час дня изволили на яхту «Полярная Звезда» прибыть их императорское величество государиня императрица Мария Феодоровна со своим августейшим семейством и был обед и во время обеда играл хор музыкантов. А великий князь Михаил Александрович и английская прынцесы посетили английскую яхту, а потом тоже отбыли на пристань. А 16-го сентября в 6 часов утра начали разводить пары и приготовляться к ходу все три русские императорские яхты: «Полярная Звезда», и «Штандарт», и «Царевна». А к 1 часу дня в ожидании их величества пристань была уже наполнена публикой и была устлана коврами, и почотный караул стоял цепью для встречи их величества из королевского дворца. Потом в 4 часа изволили прибыть в придворных каретах их императорское величество государиня императрица Мария Феодоровна со своим августейшим семейством Михаилом и Ольгой Александровны и августейших родителей государини императрицы. Король и королева прибыли на пристань и сели на паровой катер и под российским и датским штандартом отвалили и в строгом порятки тронулись с места на новую императорскую яхту «Штандарт». А музыка играла встречный марш и все три яхты сънялись из города Копенгагени с якоря и пошли в ход. Когда проходили мимо судов, которые стояли на пути, то на английском крейсере матросы были разставлены по реям и кричали нескольки раз «Ура!» Затем также проходили крепость, на которой стоял почотной караул и хор музыкантов, которой играли датский походной марш.
Затем, когда вышли из гавани, тогда застопорили ход машины и августейшии родители государини императрицы король и королева изволили с яхты отбыть на паровом катери, который следовал за нами и уехали обратно. Затем тронулись и пошли в ход. А мы шли в кильватер «Штандарту», потом 17-го сентября в 2 часа дня пришли в город Либаву, стали на бочку. А в 4 часа вечера изволили государиня императрица со своим августейшим семейством прибыть на яхту «Полярная Звезда». И были от ея величества высочайшии награды – 7 штук часов серебряных и команды по три рубля денег. А в 5 ½ часов вечера изволила государиня императрица Мария Феодоровна с командой простится и отбыли на портовом катери на пристань, а музыка играла походный марш, а там – на вогзал и по машини на курьерском поезди отбыли в Одессу. А 18-го сентября в 8 часов утра прибыл со «Штандарта» контр-адмирал Ломин и под командой его сънялись из города Либавы с якоря и пошли в ход. А яхта «Штандарт» шла нам в кильватер.
19-го сентября в 3 часа дня пришли в город Кронштадт и стали на малом кронштадтском рейде на бочку. А контр-адмирал Ломин уехал в город Петергоф. Затем 20-го сентября в 7 часов утра сънялись из города Кронштадта с бочки и пошли в С. Петербург. А в 8 часов утра зашли в Путиловский канал. А в 9 часов утра вышли из каналу на Неву. А в 9 ½ часов утра стали к стенки и завели перлиня на зимовку и начали разоружаться. А 30-го сентября кончили компанию и перебрили с музыкой в гвардейский экипаж.
Конец морского путишествия в 1897 года 30-го сентября.