Бобрецов Ананий Фотиевич
1895
1895 года. 10 февраля в 8 часов утра вышли из экипажу и пошли на вогзал Николаевской железной дороги. Пришли в 10 часов утра, команду поместили в вагоны в 11 часов утра. А в 12 часов дня тронулся поезд из С. Петербурга по Николаевской железной дороги. А 11-го февраля в 11 часов утра были уже в Москве на вогзале и тут команду переместили на другие вагоны в 12 часов дня. А в 1 час дня поезд тронулся из Москвы. А 12-го февраля в 12 часов дня пришли на станцию Курск. Тут команду переместили на третей вагоны. А в 3 часа дня поезд тронулся из города Курска в 3 часа дня 12-го февраля. А 14-го февраля в 8 часов утра пришли в город Севастополь в 10 часов, перебрались с вещами на яхту «Полярная Звезда» и того же дни 14-го февраля 1895 года поступили в компанию.
А 17-го февраля вышли из гавани на рейд, стали на бочку. А 19-го февраля сънялись с бочки из города Севастополя и пошли в ход в Батум. Двои суток шли и 21-го февраля пришли в город Батум и того же дни приняли багаж его высочества наследника цысаревича великого князя Георгия Александровича1. А 22-го февраля в 1 час дня изволил прибыть на яхту его императорское высочество великий князь Георгий Александрович и команда была повахтенно во фрунти. А музыка играла народный гимн «Боже, царя храни» и наследник шол по фрунту и здоровался с командой и отвечали громким голосом «Здравия желаю, ваше императорское высочество!» А на берегу были выстроены армейские солдаты – почотный караул для встречи наследника. А в 2 часа дня с его высочеством из города Батума сънялись с якоря и пошли в ход. 23-го февраля прошли турецкой город Сенопол. А 24-го февраля прошли турецкой столичной город Константинополь. А 25-го февраля прошли греческой город Пырей. А 26-го прошли тоже греческий город Корф (теперь с 1897 года принадлежит Турции), стали на якоре. Из города Севастополя до города Корф шли 4 суток, в Корфе угля нагрузили.
А 2-го марта пришли императорская яхта «Царевна» и стали на якорь. А 3-го марта в 2 часа дня снялись с якоря из города Корфа и пошли в ход во Францию. 6-го марта пришли в франсуский город Алжир. Из города Корфа до Алжира трои сутки шли, зашли в алжирскую гавань, стали на якорь. Затем 8-го марта приехали великий князь Николай Михайлович. А 14-го марта надели белые чехлы. 19-го и 20-го марта ушли два судна – франсуский из города Алжир – и 10 тысяч войска переправили в Тихий океан для смирения Англии. Всего отправили 35 тысяч. Затем 23-го марта отбыл с яхты великий князь Николай Михайлович2. А 2-го апреля изволили во Франции встретить св. Пасху Христову в городе Алжире, разговение было в 3 часа ночи. А фрасузы Пасху встречали с музыкой и разными национальными огнями, однем словом сказать, было очень весело, и также ходили гулять. Каждая встреча была рускаго матроса с франсузом, то в это время оглашали воздух троекратическое «Ура!», а франсузы кричали «Библия!» Россию. Затем в подробности описывать не будем потому, что всего описать невозможно, а будем продолжать путь.
25-го апреля сънялись из города Алжира с якоря и пошли в ход по Средиземному морю. Потом 29-го апреля пришли в греческий город Пырей и изволили встретить нас греческий король и королева. В 10 часов утра зашли в гавань и стали на якорь. Потом 6-го мая зашли в залив Мрамарнаго моря, то и шли каналом и проходили турецкий город и крепости, у которых был турецкий почетный караул для встречи руской императорской яхты и наследника России и прошли весь канал. 8-го мая в 8 часов утра прошли турецкой столичный город Константинополь.
А 9-го мая в 4 часа дня пришли в город Одессу и тут, когда стали к стенке для встречи императорской яхты «Полярная Звезда» и наследника российскаго престола, был почетный караул армейских солдат, затем разных частей генералов. А публики было на пристани стольки, что невозможно и было глазами окинуть, а ни то что число определить. Когда наследник цысаревич вышел на берег, то здоровался с караулом, отвечали: «Здравия желаю, ваше высочество». А пристань еще была изукрашена разными национальными флагами. А музыка играла безпрерывно народный гимн «Боже, царя храни». А публика оглашала воздух «Ура! Ура! Ура!». Затем в ожидание высочайшаго поезда для встречи государини императрицы Марии Феодоровны и был особый почотной караул выстроен цепью по железной дороги по обоим сторонам на растоянии на трех верстах. Потом в 5 часов вечера изволил прибыть высочайший поезд с ея императорским величеством государыней императрицей Марией Федоровной. И когда поезд остановился, то государыня императрица изволила выйти из вагона на платформу, тогда в строгом порятки донскии казаки следили за публикой. Когда государыня императрица шли медленным шагом и здоровалась с войсками и почетным караулом, отвечали: «Здравию желаю, ваше императорское величество!» Затем оглашали в воздух троекратическое «Ура! Ура! Ура!» А музыка играла все это время народный гимн «Боже, царя храни». А когда государыня императрица встретила любимого сына своего Георгия Александровича, радушныи были минуты для них. И когда вступили на яхту, то вся публика огласили воздух безпрерывное «Ура!». А музыка играла встречный марш. Тут багаж выгрузили с вагонов на яхту и затем в 12 часов ночи 9-го мая снялись с якоря и пошли в ход из города Одессы по Чорному морю. 11-го мая в 6 часов вечера пришли в город Батум, то тоже был для встречи почотный караул и публики тоже было также, как в Одессе, одно и то же было слышно, и музыки. Тут изволили с яхты ея величество отбыть с наследником на пристань, а там – во дворец.
А 12-го мая в 6 часов вечера снялись с якоря из города Батума и пошли в ход. 13-го мая в 11 часов утра пришли в город Севастополь. А 15-го мая затенулись в сухой док, подъводну часть красить. А 18-го мая вышли из доку на рейд. А 20-го мая в 5 часов утра снялись из города Севастополя с якоря и пошли в ход. 21-го мая прошли турецкий столичной город Константинополь и пошли мимо Мраморного моря и вышли на средиземное море и 22-го мая пришли в греческий город Пырей, стали на якорь. Потом 25-го мая снялись из города Пырея с якоря и пошли в ход по Средиземному морю, 2 суток прошли. 27-го мая пришли в итальянский город Неаполь, в 3 часа дня стали на якорь. И тут, в Неаполи, та самая гора, которая горит неизвестно с каких годов. Ета гора имеет вид остроконечная и в самом верху горит так, что в данное въремя незаметно, только один идет дым. А в ночное время летят искры и огонь. Ета гора вышины имеет 6 верст. В 1872 года ей был взрыв так, что зделалось такое землетресение, много развалило домов, а стекол повыбило так, что в городе думали, уже света конец.
Затем мы стояли 7 суток. А 3-го июня в 7 часов утра снялись из города Неаполь с якоря и пошли в ход по Средиземному морю. 6-го июня вышли из Средиземного моря на Атлантический океан, прошли 5 суток и затем 8-го июня пришли в португальский город Лисабон, в 6 часов утра стали на якорь. 10-го июня был спуск броненосца на воду и при спуске был произведен со всех военных судов и крепостей салют и все судно было уилиминировано разными флагами. Затем 14-го июня в 12 часов дня снялись из города Лисабона с якоря и пошли в ход по Отлантическому окиану и видали много рыбу китов, которые сплывали на верх воду и били фонтан. Другая рыба, если всплывет на верх воду, то очинь про что другой подумать, что ето островок, а потом в конце концов и скроется под воду, тогда уже яственное доказательство, что это не остров, а рыба.
Затем 17-го июня пришли ночью английский город Фальмут. А 20-го июня пришли в датский город Копенгаген, в 11 часов утра стали на якорь. А из Лисабона до Копенгагени шли 6 суток. Затем 25-го июня снялись из города Копенгагени с якоря и пошли в ход в Россию. 27-го июня изволили придти в город Кронштадт, стали на Кронштадтской Малой рейд. А 28-го июня затянулись в Военную гавань. А 4-го июля пришла из-за границы императорская яхта «Царевна». А 5-го июля на крейсере 1-го ранга «Рюрике» во время паруснаго учения скомандовали по реям и один матрос по неосторожности своей оборвался с марсора и упал на палубу и убился до смерти. А 15-го июля вышли из гавани на малую рейд, стали на бочку.
А 18-го июля в 5 часов вечера изволили на яхту прибыть их императорское величества государь император Николай Александрович и ее императорское величество государиня Александра Феодоровна и ея императорское высочество государь наследник цысаревич великий князь Георгей Александрович и великий князь Михаил Александрович и великая княжна Ольга Александровна. И в 6 часов вечера 18-го июля изволили отбыть с яхты их величество государь император и государиня императрица Александра Феодоровна на императорскую яхту «Александрию» и их величество ушли в город Петергоф. А государиня императрица со своим августейшим семейством остались на яхты «Полярная Звезда». Их императорское высочество великий князья Георгий и Михаил Александровичи и великая княгиня Ольга Александровна затем 18-го июля в 7 часов вечера снялись из города Кронштадта с якоря и пошли в ход в Данию, двои сутки ходу было. 20-го июля в 4 часа пришли в датской город Копенгаген, стали на якорь и затем в 5 часов вечера ея величество и ея августейшее семейство изволили отбыть с яхты на паровом катери в строгом порятки на пристань, а с пристани – в придворных каретах в строгом порятки уехали во дворец. Затем 8-го августа снялись из города Копенгагени с якоря и пошли в ход в Россию.
А 10-го августа пришли в город Кронштадт, стали на малую рейд на бочку № 5. Затем 19-го августа изволили прибыть на яхту «Полярная Звезда» их королевские величества король и королева и прынц Георг и ея императорское высочество великая княгиня Ксения Александровна. Потом в 1 час дня сънялись с якоря из города Кронштадта с их королевским и пошли в ход. А 21-го августа в 8 часов утра пришли в датский город Копенгаген, стали на якорь. А в 10 часов утра сего августа пришли датская яхта и стала к стенки и изволили отбыть с яхты «Полярная Звезда» и греческий король и королева и прынц и великая княжня Ксения Александровна в строгом порятки на датскую яхту. И затем с их королевским величеством сънялись с якоря и пошли на королевскую дачу. А 27-го августа было рождение датскаго прынца, в 12 часов дня было торжество. В одно мгновение все суда покрылись флагами разных наций, и в то же время начали грохотать пушечныи выстрелы со всех судов и крепостей, везде раздался страшный гул. Это трогательное страшный гул продолжался до 2 ½ часов дня. А ночью была на всех военных судах лиминация – эликтрическое освещение в гавани чуть не также светлую, как и днем.
Потом той же ночи в 12 часов жиды привезли 22 пуда чаю и по неосторожности от начальства заметили и забрали их на яхту с чаем. Потом утром в 8 часов утра 28-го августа 9 пудов чаю высыпали за борт, а остальной отправили обратно по приказанию командира судна. Затем 2-го сентября в 10 часов утра изволил на яхту прибыть его императорское высочество наследник цысаревич великий князь Георгей Александрович. А в 11 часов сего 2-го сентября сънялись из города Копенгагени с якоря и пошли в ход в Россию. Одне сутки шли, 3-го сентября в 8 часов утра пришли в город Либаву и стали на бочку в гавани. А в 5 часов вечера его императорское высочество наследник цысаревич великий князь Георгей Александрович изволил отбыть с яхты на гребном катери на пристань, а отътуда и на машину и высочайшей поезд пошол на Ковказ.
А мы сего же 3-го сентября в 6 часов вечера сънялись из города Либавы с якоря и пошли в ход по Болтийскому морю. Затем 4-го сентября опять пришли в Данию в город Копенгаген, а 2 часа дня стали на якорь. А 12-го октября изволили на яхту прибыть ея императорское величество государиня императрица Мария Феодоровна со своим августейшим семейством в сопровождении августейшаго родителя и родительницы король и королева. А в 3 часа дня снялись с якоря из города Копенгагени и в строгом порятки пошли в Россию. Затем 14-го октября пришли в Россию С.Петербург, в Путиловском канале стали к стенки. А уж высочайшой поезд стоял на вогзале. В 3 часа дня ея императорское величество государиня императрица изволили сотти с яхты на пристань. А в 3 ½ часа дня их величество сели на поезд. А в 4 часа изволил поезд в строгом порятки тронулся в город Петергоф. Через малое время кончили компанию и перебрались в экипаж 1895 года 19-го октября, экипаж гвардейский.
1 Георгий Александрович (1871−1899), великий князь, сын императора Александра III и брат императора Николая II. В 1894−1899 гг. – наследник престола.
2
Николай Михайлович (1859−1919), великий князь, генерал-адъютант, генерал от инфантерии.