Как вузу развивать международную деятельность: главный аналитик Главэкспертцентра Вера Скоробогатова об СГУ им. Питирима Сорокина
Как вузу развивать международную деятельность: главный аналитик Главэкспертцентра Вера Скоробогатова об СГУ им. Питирима Сорокина
Активное развитие международной деятельности в опорном вузе Республики Коми началось недавно. На сегодня в СГУ им. Питирима Сорокина обучается более 130 иностранных студентов. О том, как увеличить это количество, рассказала главный аналитик ФГБУ «Главный государственный экспертный центр оценки образования», («Главэкспертцентр») Вера Игоревна Скоробогатова. Она посетила вуз и обозначила векторы развития международной деятельности университета.
«Главэкспертцентр» обеспечивает полномочия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) по признанию в России образования и квалификации, ученых степеней и ученых званий, полученных в иностранном государстве. Его главный аналитик Вера Скоробогатова рассказала о развитии международной деятельности на встрече с проректорами, директорами институтов и руководителями структурных подразделений университета.
С 2013 по 2019 годы Вера Игоревна Скоробогатова руководила Главэкспертцентром. С 2019 года является его главным аналитиком. Вера Игоревна — ведущий признанный эксперт по международной деятельности, входит во все рабочие группы этой сферы, выступает на круглых столах Государственной думы России и Совета Федерации России.
По словам главного аналитика, СГУ им. Питирима Сорокина находится в начале пути интернационализации образования и развития международной деятельности.
— После того как президент обозначил стратегические задачи, появились национальные проекты. Федеральный проект «Экспорт образования» преследуют две основные задачи — увеличение количества иностранных обучающихся в российских вузах вдвое и трудоустройство лучших выпускников в России. Моя задача — чтобы большинство вузов участвовали в экспорте образования. Ведь почти 90% средств, выделенных на этот проект, направлены на строительство и реконструкцию новых студенческих городков. Это не случайно: проблема привлечения состоит именно в том, что не хватает мест для проживания иностранных студентов в общежитиях вузов, — отмечает Вера Скоробогатова. — Внести изменения силами только Международного отдела или Управления по связям с общественностью университета недостаточно. Поэтому мы сегодня собрались с директорами институтов, чтобы все включились в работу.
Verbum пообщался с экспертом и узнал, какие существуют способы привлечения иностранных студентов для обучения в российских вузах, в том числе в СГУ им. Питирима Сорокина.
— Какие страны выбирают иностранные студенты для получения высшего образования?
— На первом месте — США (24%), на втором месте — Великобритания, на третьем — Китай. В десятку также вошли Австралия, Франция, Канада, Россия (6%). Во всех странах есть свои программы по привлечению иностранных студентов. Они предполагают целый комплекс мероприятий с амбициозными планами, например, обучить более 700 тысяч студентов в год. Некоторые страны для привлечения иностранных студентов стали давать бюджетные места. В России тоже выделяется 15–20 тысяч бюджетных мест.
— Для чего нужно привлекать иностранных студентов?
— Всем привожу пример Волгограда. За прошлый 2019 год они внесли в бюджет региона более миллиарда рублей. Иностранные студенты платят за обучение, тратят деньги в регионе на продукты, одежду и т. д. Это вклад в экономику региона.
— Что нужно сделать СГУ им. Питирима Сорокина для повышения международного статуса?
— Чтобы продвигать университет, нужно попасть в глобальные рейтинги. В них оценивается численность иностранных студентов, качество инфраструктуры, финансовая составляющая. Но чтобы вообще войти в рейтинг, нужно обучать более 300 иностранных студентов. Предлагаю сыктывкарскому университету это сделать целью номер один. Также не менее важно иметь презентабельный сайт университета на английском языке и обеспечить активное присутствие вуза в социальных сетях.
Формировать программы нужно под потребности иностранных граждан. Недооценена университетами функция маркетинга и пиара: грамотно, понятно, на хорошем английском языке должна быть размещена информация о программах обучения, условиях проживания в общежитиях, а также инфраструктурных возможностях вуза. Родители, отправляя ребенка за границу, должны видеть, в каких условиях он будет жить и учиться.
— На ваш взгляд, какие плюсы и минусы у СГУ им. Питирима Сорокина в международной деятельности?
— Чтобы разработать концепцию, нужно проанализировать деятельность университета, выявить сильные и слабые стороны, определить приоритетные страны для привлечения студентов. Зачастую у многих вузов нет совместных образовательных программ, программ академической мобильности. Это является минусом.
Интересно, что популярность городам России, о которых раньше за границей мало знали, принес Чемпионат мира по футболу. Фанаты из разных стран узнали о Самаре, Ростове-на-Дону, Саранске, Волгограде, Нижнем Новгороде, теперь вузам в этих городах легче работать по рекрутингу. СГУ им. Питирима Сорокина тоже нужно придумать что-то интересное о Сыктывкаре для привлечения студентов.
Иностранцы отмечают в плюсах СГУ им. Питирима Сорокина компактность кампуса, наличие клинической базы, индивидуальный подход, возможность трудоустройства, а в минусах: необозначенная миссия, отсутствие слогана и логотип, суровый для них климат, не отвечающий их запросам сайт на английском языке, бытовой национализм, неоперативная обратная связь. Также ничего не связано с Питиримом Сорокиным, а это имя известно на весь мир! Плюсы нужно конвертировать в сильные стороны для привлечения студентов, а также активно работать над слабыми.
— Как иностранцы узнают о вузе?
— На первом месте — сайты, на втором — представленность вуза в соцсетях, на третьем — рейтинги. Далее идут рекомендации рекрутинговых агентств, мнение родителей/друзей, участие вуза в международных выставках и конкурсах. Также смотрят на наличие у вуза знаменитых выпускников.
— Как слабые стороны превратить в сильные?
— Для многих иностранных студентов настоящая зима является экзотикой. Это освоение новых интересных зимних видов спорта, таких, как катание на лыжах и коньках, игра в хоккей. Поэтому климат может стать изюминкой Республики Коми.
— На какие страны нужно ориентироваться при подборе студентов?
— «Главэкспертцентром» проведены различные маркетинговые исследования, по итогу выделены 23 приоритетных страны по таким критериям, как объем рынка, количество населения, количество молодого населения, демографический рост. В их число вошли Индия, Китай, Казахстан, Узбекистан, Египет, Болгария, Монголия.
— Какие перспективы ждут выпускников в России?
— Недавно Госдума приняла закон, когда возможно трудоустройство иностранных студентов во время учебы в российских вузах. А сейчас на рассмотрении законопроект о том, чтобы отличникам в учебе предоставлять упрощенную процедуру получения российского гражданства. В Республике Коми катастрофически не хватает учителей и врачей, наблюдается убыль населения. Эти места могут быть закрыты как раз иностранцами, закончившими обучение в российском вузе на «отлично». Они могут также поучаствовать в таких программах как «Земский доктор» и «Земский учитель».
Медиацентр Verbum
Фото Марка Оникула