В Совете Федерации обсудили перспективы развития педагогического образования
В Совете Федерации обсудили перспективы развития педагогического образования
В Совете Федерации состоялся «круглый стол», посвященный состоянию и перспективам развития педагогического образования в Российской Федерации. Мероприятие провел заместитель председателя Комитета СФ по науке, образованию и культуре Виктор Кресс. Заседание посетила и.о. ректора СГУ им. Питирима Сорокина Ольга Сотникова.
Сенатор отметил, что повышение качества педагогического образования, престижа профессии учителя — одно из важнейших направлений развития системы образования в стране.
- Обновленные цели и содержание общего образования повышают существующие и создают новые требования к качеству деятельности педагогических работников, к уровню профессиональной педагогической деятельности в целом. На решение проблем в этой сфере, в том числе направлены национальный проект «Образование» и федеральный проект «Учитель будущего», формирование и внедрение в соответствии с поручением Президента России национальной системы профессионального роста педагогических работников, — сказал Виктор Кресс.
По словам сенатора, за прошедшее время удалось многое сделать. В частности, разработаны и апробированы новые технологии подготовки педагогов, совершенствуется содержание образовательных программ в связи с переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты и стандарты профессионального образования, улучшается система повышения квалификации учителей.
Среди основных проблем Виктор Кресс назвал дефицит специалистов, недостаточность профориентационной работы по формированию и развитию устойчивой мотивации у обучающихся к будущей педагогической деятельности, а также наличие разрыва между содержанием, технологиями и образовательными результатами подготовки будущих педагогов.
- Основываясь на обращениях из регионов от ректоров вузов, к серьезной проблеме можно отнести обучение по педагогическим специальностям на уровне бакалавриата. Вопросы подготовки учителей затрагивались на недавно состоявшемся Совете по русскому языку, который провел Президент РФ. В связи с этим полагаю правильным рассмотреть вопрос о возвращении специалитета на педагогические специальности, особенно гуманитарного цикла. Также считаю недопустимым сокращение контрольных цифр приема на бюджетные места по педагогическим специальностям, — подчеркнул Виктор Кресс.
- Нам, парламентариям, важно экспертное мнение именно для того, чтобы система подготовки педагогических кадров была качественной, отвечала вызовам времени, учитывала мнение профессионалов и общественности, — уверен он.
Заместитель Министра просвещения РФ Виктор Басюк проинформировал о деятельности по реализации федерального проекта «Учитель будущего», входящего в состав национального проекта «Образование». По его словам, проект направлен на развитие профессиональных компетенций педагогов, а также на создание системы стимулирования профессионального роста.
- Первоочередная задача сегодня — сбалансировать потребность и систему подготовки педагогов. Политика Министерства заключается в том, чтобы максимальное количество выпускников по педагогическим специальностям приходило в школу. Их должно быть не менее 70 процентов, — подчеркнул заместитель Министра.
Заместитель Министра науки и высшего образования РФ Марина Боровская отметила важность оказания органам государственной власти регионов всесторонней помощи в вопросах формирования перспективной потребности в педагогических кадрах и отбору в профессию мотивированных к труду абитуриентов.
Отдельное внимание заместитель Министра уделила совершенствованию механизмов целевого обучения.
Участники «круглого стола» обсудили вопросы профессиональной ориентации, совершенствования механизмов целевого приема на обучение в вузы по направлениям педагогического образования, создания условий, способствующих закреплению в профессии молодых учителей, кадровой поддержки сельских школ, в том числе малокомплектных, заработной платы педагогов, методического обеспечения учебных программ и другие.
В заседании приняли участие члены Комитета СФ по науке, образованию и культуре Римма Галушина, Наталия Косихина и Владимир Бекетов, заместитель руководителя Рособрнадзора Анзор Музаев, председатель Ивановской областной Думы Марина Дмитриева, директор Рыбинского профессионально-педагогического колледжа Ярославской области Ирина Копотюк, директор Богданихской средней школы Светлана Клюхина, ректоры вузов, представители исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, преподаватели.
- Подобные мероприятия очень полезны, так как позволяют руководителям вузов, где есть педагогическое образование, встретиться и обсудить насущные проблемы. Как оказалось, болевые точки педагогического образования в СГУ им. Питирима Сорокина актуальны и для других. Пообщавшись, мы поняли, что это проблемы не конкретного вуза, а общие. На встрече мы обсудили ряд решений, которые отражены в рекомендациях по итогам «круглого стола». Особо ценно то, что на заседании присутствовали представители Министерства просвещения РФ, Минобрнауки и высшего образования РФ, органы госвласти субъектов, Рособрнадзор, члены Совета Федерации, ректоры, директора школ. Все это дает возможность взглянуть на вопросы качества педобразования с разных точек зрения. Активное обсуждение и продуктивный обмен опытом позволят более эффективно, своевременно и предметно решить наши общие проблемы, - прокомментировала работу Круглого стола и.о. ректора СГУ им.Питирима Сорокина Ольга Сотникова.
По итогам работы «круглого стола» принят за основу проект рекомендаций в адрес Правительства РФ и профильных министерств. Документ будет доработан с учетом поступивших предложений.