На одном из мероприятий в рамках форума зампред правительства России Аркадий Дворкович особо подчеркнул важность развития предпринимательства в вузах:
- Оно должно быть частью университетской культуры. Не только образовательный процесс, не только наука, но и предпринимательство — это часть общего развития молодого человека, приобретения отдельных навыков, - подчеркнул Аркадий Дворкович.
Но пока, по его мнению, это не стало системным достижением и похвастаться пока мы этим не можем, хотя есть, конечно, отдельные примеры.Потому, по словам вице-премьера, Правительство России намерено уделить особое внимание поддержке студенческого предпринимательства и работа в этом направлении уже ведется.
Примеры и возможности эффективного развития бизнес-навыков молодых стали главной темой круглого стола «Роль университетов в развитии молодежного технологического предпринимательства». Его организаторами выступили Национальный фонд подготовки кадров (НФПК) в партнерстве с Департаментом государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России и Томского политехнического университета. Участники встречи — представители ведущих и опорных университетов России, органов власти, институтов развития, частных фондов, социально-ответственного бизнеса и эксперты научно-образовательной сферы - обсудили основные проблемы, связанные с актуальной темой, и поделились сделанным в этой области.
Тема молодежного техпредпринимательства не нова. Но ее актуальность обусловлена, в том числе, теми изменениями экономической ситуации на местах, которые заставляют вузы быть в тонусе. Свое влияние на это оказывает и приоритетный проект Минобрнауки России «Вузы как центры пространства для создания инноваций». Его реализация ставит перед университетами не только технологические, но и социальные задачи. Об этом участникам встречи напомнила исполнительный директор НФПК Ирина Аржанова.
Вопрос стимула
НФПК давно и планомерно работает с разными когортами университетов, в том числе с ведущими, а сейчас и с опорными. Потому фонду хорошо знакома тема техпредпринимательства и проблемы, связанные с его развитием.
— Сегодня мы активно работаем c опорными университетами, — отметила Ирина Аржанова. — Для нас очень важна эта группа вузов. Потому как они действуют на местах, в интересах своих регионов. Их не случайно называют драйверами инновационного развития территорий. Речь в данном случае идет не только о развитии самого вуза, который должен реализовать свою стратегическую программу. Он должен повлиять и на развитие региона в целом, через развитие экономики, населения, создание креативного класса.
По мнению главы фонда, можно выделить три основных инструмента стимулирования молодежного предпринимательства, которые сегодня используют вузы. Первый – это образовательные программы, которые дают знания, навыки предпринимательского мышления и деятельности.
Второй – инновационная инфрастраструктура, которая позволяет эти знания применить, апробировать, получить опыт реальной практической деятельности и проектирования. Месторасположение такой инфраструктуры может быть самым разным: внутри самого университета, в кампусе, который используют сразу несколько вузов, она может быть региональной или городской. Главное, чтобы работала на пользу дела.
Третий инструмент – мероприятия и проектная деятельность, различные конкурсы и проекты, которые также стимулируют развитие предпринимательства.
Программы быстрой сборки
Использование сетевой формы работы при подготовке кадров для отраслей инновационной экономики содействует повышению интереса к естественно-научным специальностям детей и молодежи, считает руководитель дирекции популяризации
Фонда инфраструктурных и образовательных программ (ФИОП)
Сергей Филиппов. Не первый год фонд адресно работает с вузами, как по образовательным программам, так и по налаживанию эффективного взаимодействия вузов с бизнесом. Но сейчас формат работы фонда несколько изменился. Сергей Филиппов остановился на этом подробнее.
Напомним, ФИОП входит в группу РОСНАНО, он не является коммерческим предприятием. По словам
Сергея Филиппова, задача фонда – развивать инфраструктуру для НИРов, НИОКРов и в целом для системы образования. Одна из программ ФИОП направлена конкретно на работу с предприятиями.
-
Вполне естественно, что при закупке нового оборудования требуются и новые сотрудники, - заметил представитель фонда. -
По заказу предприятий на условиях равного финансирования мы, при поддержке вузов, готовим необходимых специалистов. Выиграв тендер, университет-победитель разрабатывает программу дополнительного образования, модули которой могут быть интегрированы в другие магистерские программы. Таким образом у нас уже подготовлены 3,5 тысячи человек, 35 тысяч студентов освоили эти дополнительные модули. Все программы также включены в систему электронного образования. Разработка профстандартов в области нанотехнологий — другое, не менее важное направление деятельности ФИОП, как и работа со школьниками.
Как инвестиционная компания, РОСНАНО хорошо видит существующую сегодня на рынке нехватку специалистов по многим направлениям. Для ответа на технологические вызов требуются кадры. Их ждут от вузов, которые, со своей стороны, требуют от предприятий поставить задачу: скажите, кого готовить, а мы уж все сделаем. К сожалению, посетовал представитель ФИОП, рынок труда долгое время не может сформулировать четкие компетенции.
—
Решение проблемы мы видим в использовании сетевой формы, - рассказал
Сергей Филиппов. —
Еще в 2011 году в рамках межвузовской программы подготовки инженеров мы открыли свою кафедру в Физтехе: брали заинтересованных в такой форме подготовки магистрантов под задачи, сформулированные предприятиями. У студентов было два научных руководителя: один со стороны вуза, второй — со стороны предприятия. По результатам итоговой защиты выпускник получает два диплома: базовый и по инновационному модулю.
Опыт оказался достаточно удачным, а карьеры выпускников успешны: практически все они теперь работают на тех предприятиях, где и защищали дипломы. Но готовить таких штучных специалистов, конечно, недешево. Позже к программе подключились еще несколько вузов: МИСИС, МИФИ, РАНХиГС. История показалась интересной правительству Москвы и оно со своей стороны поддержало программу софинансированием. Благодаря такому подходу было создано комплексное сетевое пространство.
—
Но начинается все с компании: она — инициатор задачи и по компетенциям, и по специальностям, которые ей нужны. Она же создает производственные условия для выполнения этих задач на своей базе, — подчеркнул Сергей Филиппов. —
Наша модель заинтересовала вузы: они рассматривают возможность использовать ее для работы с предприятиями в своих регионах. Сейчас ее изучают в Сибирском федеральном университете и Сургутском госуниверситете.
Преимущество такой формы работы заключается также в том, что мы можем быстро собирать образовательные программы с учетом тех или иных отраслевых специализаций. Сегодня горизонт планирования как у больших, так и у малых инновационных предприятий не более трех - пяти лет. Потому и возникает требование скорости при сборке образовательных программ.
Кроме того, такие программы помогают развивать столь актуальные сегодня «гибкие навыки» — soft skills, стимулируя также и предприимчивость. Студент находится в определенной среде, где должен сам выбирать образовательные модули, корректировать под изменяющийся мир свои программы обучения, оценивать свою работу.