14.04.2017
Эксперт: учитель становится инженером образовательного пространства
В рамках повышения квалификации сотрудников университетов, участвующих в модернизации педагогического образования, в Московском государственном психолого-педагогическом университете (МГППУ) состоялся круглый стол «Портрет современного педагога». В настоящее время реализуется второй этап проекта модернизации педобразования. СГУ им. Питирима Сорокина – участник и первого, и второго этапов проекта.
От имени коллектива авторов проекта профессионального стандарта педагога, первый проректор МГППУ
Аркадий Марголис отметил, что его разработчики описывали деятельность не целой образовательной организации, а одного конкретного педагога. Россия не первая страна, которая разрабатывает подобный документ, и всюду он создается на основании лучших учительских практик.
-
Такие практики очень редко встречаются в реалиях страны. Потому что, как и в любой другой профессии, количество людей, достигших вершины в педагогике, всегда очень невелико, – сказал он.
Обратившись к опыту Китая, спикер подчеркнул, что доля высококвалифицированных школьных учителей, соответствующих российской категории «старший учитель», не превышает в этой стране 10 процентов.
По мнению спикера, это нормальное соотношение квалификационных различий внутри профессии. Собственно, стандарт и должен послужить ее представителям «источником целеполагания и образцом для построения собственной траектории профессионального роста
-
Вместе с тем модель профессиональной деятельности педагога обусловлена требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). В нем описаны образовательные результаты, включая предметные, метапредметные и личностные, которых должны достигать учащиеся. В этом плане профессиональный стандарт педагога является попыткой описания системы умений и навыков учителя в свете ФГОС, - отметил эксперт.
Ректор Московского городского педагогического университета
Игорь Реморенко предположил, что эффективнее было бы обсуждать не портрет идеального учителя или отдельно взятого педагога, а меняющуюся педагогическую деятельность во всем многообразии присущих ей функций. Эксперт выделил несколько качеств, свойственных лучшим представителям педагогической профессии. В их числе критическое отношение к учебному материалу и понимание, ради каких образовательных результатов он трудится. Умение действовать в команде, применять ИКТ, ориентироваться в различных системах оценивания качества знаний.
- Должен ли современный педагог одновременно быть тьютором, наставником и консультантом, сохраняя позицию «традиционного учителя», это вопрос. Но уметь занять определенную позицию в коллективном обсуждении того, что делает, он безусловно должен, – считает участник круглого стола.
С точки зрения учителя русского языка и литературы Университетской гимназии МГУ имени М.В. Ломоносова, победителя Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2016» Андрея Барашева, учитель это прежде всего человек. Поэтому и нет необходимости в создании особого портрета учителя.
- К детям выходит личность, способная к саморазвитию и творчеству. А к творчеству вряд ли будет готов загнанный, работающий на двух ставках и тянущий два классных руководства педагог, – считает эксперт.
Образ преподавателя, способного продемонстрировать одну или несколько точек зрения на тот или иной вопрос, канул в прошлое, напомнил участник круглого стола. Сегодня он уже не может тягаться в знаниях с другими источниками информации.
- Значит, учитель должен стать инженером, конструирующим образовательное пространство вокруг себя, – заключил эксперт.
По материалам ИА «РИА Новости»