15.12.2016
Российская аспирантура: проблемы и прогнозы
До 1 сентября 2013 года в российской аспирантуре готовили научно-педагогические и научные кадры. Более трех лет назад ее отнесли к третьему уровню высшего образования. И дискуссии по данному вопросу не утихают до сих пор. Редакция портала «Российское образование» попыталась найти ответы на самые острые вопросы.
- Если раньше аспирантура была первой ступенью научной карьеры, то сейчас это последняя ступень учебы, - заявляет заместитель председателя Комитета Государственной Думы по образованию Гаджимет Сафаралиев.
По словам председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ Вячеслава Никонова, в последние годы всего лишь 20-25% выпускников аспирантуры защищают кандидатские диссертации. То есть государство субсидирует обучение будущих ученых, а, в результате, не дополучает научные кадры.
- Сегодня многие кандидатские диссертации по уровню гораздо ниже, чем те, которые защищались во времена Советского Союза. Кроме аспиранта нести ответственность за его подготовку должна и организация, и научный руководитель. Как только мы сфокусируемся на этом, в аспирантуру сразу пойдут мотивированные люди. Существует множество механизмов, которые можно использовать, в частности, сочленение магистратуры и аспирантуры в некий единый блок, - предлагает ректор НИЯУ МИФИ Михаил Стриханов.
Пока что к единому мнению не могут прийти ни студенты с преподавателями, ни руководство вузов с чиновниками. Вячеслав Никонов обращает внимание на несколько проблем. - До сих пор не ясен вопрос, кто и чему должен учить. В зарубежных вузах аспирантура - это когда лучшие преподаватели учат лучших студентов. У нас пока аспирантура больше похожа на прежнюю систему сдачи кандидатских минимумов при минимальной подготовке, - отмечает он.
Также депутат считает, что должна быть связь между завершением образования в аспирантуре и защитой кандидатской диссертации. Но в то же время, если обязать всех писать диссертации, то, что делать с теми областями, где научная степень не является важной составляющей? Например, в предпринимательстве или на госслужбе.
За рубежом этот вопрос давно решен. В ряде стран существует отработанная система PhD для тех, кто занимается наукой и хочет дальше продолжать научную карьеру, и система DBA - не являющаяся строго научной, но готовящая специалистов высшей квалификации для сферы бизнеса и управления. По словам председателя Всероссийской аттестационной комиссии Владимира Филиппова, в России даже совершались попытки внедрить подобную систему. И рабочая группа ассоциации ведущих вузов, входящих в 5-100 (Прим. ред.: проект по повышению конкурентоспособности ведущих российских вузов), поддерживала переход на эту форму.
- Из 36 стран АТЭС только две не ввели PhD – это Россия и Вьетнам. Нынешняя российская схема аспирантуры способствует нововведению. Никто не ставит вопрос о том, чтобы ликвидировать доктора наук, но необходимо приравнять нашего кандидата наук к PhD, - уверен ректор РУДН.
Накануне в Государственной Думе РФ состоялся круглый стол «Подготовка научно-педагогических кадров: проблемы и пути совершенствования», где более трех часов депутаты, члены Общественной палаты России, руководители столичных и региональных вузов обсуждали, как улучшить аспирантуру. Сейчас в Министерстве образования и науки РФ в качестве решения одного из вопросов озвучивают свои предложения. По мнению заместителя главы ведомства Людмилы Огородовой, в аспирантуре должны появиться новые формы обучения.
- В Америке 80% выпускников аспирантуры готовятся по заказу промышленных организаций государственного сектора. Исходя из того, что 80 % - это сектор экономики, который должен стать потребителем кадров высокой квалификации, нам, конечно, необходимы и другие формы обучения. Если мы говорим о промышленности, то это проектно-ориентированные формы подготовки. Кстати, в России они когда-то были. Это так называемые хоздоговоры и заказы от крупных промышленных организаций, - утверждает Огородова.
По материалам федерального портала «Российское образование»