В ходе совещания были подведены предварительные итоги актуализации ФГОС высшего образования. На сегодняшний день в Минобрнауки России внесено более 200 проектов актуализированных ФГОС, на 65 из них представлены заключения советов по профессиональным квалификациям (ведущих работодателей). Также представлен промежуточный отчет о ходе экспертизы проектов ФГОС высшего образования в советах по профессиональным квалификациям (СПК). На сегодняшний день СПК подготовлены 72 экспертных заключения, еще 39 заключений находятся в работе.
Одним из ключевых вопросов для обсуждения стала организация экспертизы проектов ФГОС на предмет соответствия профессиональным стандартам, которые в настоящий момент не закреплены за советами по профессиональным квалификациям. Была отмечена необходимость решать вопрос об определении ключевого работодателя для согласования проектов ФГОС с участием Минобрнауки России, Минтруда России, Национального совета при Президенте России по профессиональным квалификациям и других заинтересованных сторон.
По итогам совещания было принято решение о продлении сроков подготовки проектов ФГОС высшего образования и согласования их с советами по профессиональным квалификациям до 15 октября 2016 г. Также было принято решение о необходимости проведения в Минобрнауки России совещания по вопросам участия в актуализации и экспертизы ФГОС с советами по профессиональным квалификациям.
Информационные материалы совещания
Изменения во ФГОСы вносятся с учетом макета актуализированного ФГОС высшего образования (ФГОС 3++). Макет ФГОС 3++ был подготовлен Минобрнауки России совместно с рабочей группой НСПК по применению профессиональных стандартов в системе профессионального образования и обучения. Необходимость внесения изменений возникла в связи с вступлением в силу с 1 июля 2016 г. новой редакции части 7 статьи 11 федерального закона от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которой ФГОСы профессионального образования формируются на основе профессиональных стандартов (при наличии) в части профессиональной компетенции.
Новый макет образовательного стандарта, а также накопленный в ходе апробации применения профстандартов в системе профобразования и обучения обусловили необходимость разработки новых методических рекомендаций по актуализации ФГОС высшего образования на основе профессиональных стандартов.
Проект методических рекомендаций детально описывает механизм выбора областей профессиональной деятельности, которым соответствует направление подготовки (специальность) высшего образования, отбора профессиональных стандартов, сопрягаемых с ФГОС, дальнейшего применения профессиональных стандартов при формировании ФГОС, примерной и основной образовательных программ.
Особенностью проекта новых методических рекомендаций является то, что они адресованы не только представителям системы образования, но и советам по профессиональным квалификациям, объединениям работодателей, ведущим работодателям отрасли, иным заинтересованным сторонам, которые могут принимать участие в актуализации ФГОС на основе профессиональных стандартов в соответствии с межведомственным Регламентом НСПК и Минобрнауки России от 24 февраля 2016 г.
Методические рекомендации по актуализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования на основе профессиональных стандартов
Пояснительная записка