Обсуждение проблем вузовской аспирантуры в стране Минобрнауки России подняло в рамках форума «Будущее науки», проходящего в Казани. На мероприятии была подробно рассмотрена проблематика текущей системы. Собравшиеся отметили, что в отличие от предыдущей задачи аспирантуры, заключающейся в подготовке научно-педагогических кадров, в условиях современной ситуации возникла необходимость исключить педагогическую составляющую из аспирантуры. Кандидаты наук в наше время требуются не только в научных организациях, но и в госучреждениях, бизнесе и т.д. Эксперты отметили наличие проблем уже на этапе поступления в аспирантуру, где сохранилась старая система на основе трёх экзаменов, без учёта результатов магистратуры.
Также имеются сложности на выпуске из аспирантуры, когда выпускник сдаёт госэкзамены, ориентированные больше на компетенции педагогического характера, и представляет научный доклад о своей исследовательской деятельности, в то время как защита диссертации обязательной не является.
Решение всех проблем системы аспирантуры в Минобрнауки видят в реализации комплексных изменений. Для них потребуется разработка механизмов, которые обеспечат непрерывный процесс образования. Представители министерства предлагают отменить обязательный список вступительных экзаменов и дать возможность образовательным организациям самостоятельно формировать перечень испытаний для поступающих в аспирантуру. Кроме того, чиновники настаивают на обязательном учёте результатов магистратуры, введении конкурса портфолио и обязательной защиты диссертации.
Однако некоторые учёные выступили в ходе обсуждения в поддержку педагогической составляющей, считая, что подобные навыки будут аспирантам полезными. В качестве примера они привели американские вузы-лидеры, в которых две трети математиков выбирают работу в научной сфере, а там им приходится работать со студентами. Некоторые учёные призвали к гибкости корректируемой системы, в которой педагогику преподавать всё же необходимо, но без излишней навязчивости.
Проректор по учебной работе СГУ им. Питирима Сорокина
Сергей Большаков пояснил, что существуют приказ Минобрнауки России, который утверждает общую структуру образовательной программы по аспирантуре, и государственные образовательные стандарты по аспирантуре. Получилось, что диссертационные исследования и воспроизводство научных кадров остались далеко в стороне от процесса. Существует аспирантура как образовательный институт, и диссертации и аспирантура как исследовательская составляющая. Они никак друг с другом не связаны.
- Разделить аспирантуру, как образовательный институт, учитывая принятие нового образовательного стандарта – необходимо. Но надо вспомнить очень неплохую советскую практику, когда программа преподавателя высшей школы предлагалась в процессе обучения, а не навязывалась. Всегда существовала, прежде всего, исследовательская составляющая. Безусловно, еще предстоит серьезная дискуссия. Система образования очень консервативна, но на всех уровнях она социально востребована. Поэтому любые изменения в ней связаны с социальными изменениями и общественной дискуссией. Я думаю, что пока стоит подождать с выводами, - резюмировал проректор по учебной работе С. Большаков.