В последнее время говорят о том, что с 1 сентября 2016 года отменяется заочная форма обучения по юридическому и экономическому направлениям, а также направлению «государственное и муниципальное управление». Серьезность этого вопроса заключается в том, что большое количество граждан, желающих получить высшее образование без отрыва от производства, могут лишиться этой возможности.
Среднее профессиональное образование, конечно, помогает молодежи в первоначальном трудоустройстве, однако без заочной формы обучения молодые люди не смогут двигаться вверх по карьерной лестнице по простой причине - совмещать работу и очное обучение не представляется возможным чисто технически. А повышение квалификации делает его гораздо более конкурентоспособным по сравнению с зарубежными специалистами.
Заочная форма обучения, например, идеально подходит для тех студентов, кто не может посещать дневные или вечерние занятия в силу особенностей профессии и ненормированного рабочего графика, - военнослужащих, профессиональных спортсменов, сотрудников полиции и других специалистов, имеющих разъездной характер работы. При этом для большинства из них наличие высшего образования, а то и двух, является обязательным требованием для продвижения по службе.
Продекларированная мера гарантировано ухудшит положение на рынке труда и, вполне вероятно, приведет к ненужному социальному напряжению в обществе. Ведь во многих населенных пунктах на территории России банально нет центров компетенций, позволяющих удовлетворить потребности молодых людей в образовании.
Далеко не все готовы морально и финансово к переезду в региональный центр, и поступление на заочное отделение в вуз - единственная возможность для жителей таких населенных пунктов получить качественное высшее образование. А сужение выбора специальностей заочной формы обучения поспособствует снижению общего уровня образованности граждан, который в России до сих пор во многом зависит от транспортной доступности образовательных центров.
Кроме того, на программах, реализуемых в заочной форме, обучается большое число студентов с ограниченными возможностями здоровья, вынужденных проходить обучение на дому либо в специальных медицинских учреждениях. В перспективе ограничения создадут серьезную проблему, связанную с падением уровня социальной ответственности российских вузов, в том числе в глазах мирового сообщества.
Заочное и онлайн-образование сейчас набирает популярность по всему миру: создаются новые системы обучения студентов в заочной форме, ведущие зарубежные университеты переводят наиболее популярные образовательные программы в формат онлайн. Отсутствие на международном рынке аналогичных предложений со стороны российских вузов приведет к увеличению числа российских студентов, предпочитающих получать образование за рубежом. А значит история с пресловутой «утечкой мозгов» может обрести новые смыслы.
Предлагаемое решение существенно осложнит и процесс евразийской интеграции, в рамках которого особое внимание уделяется возможности жителей стран ЕАЭС получать образование в российских университетах. Отсутствие заочной формы в вузах России будет означать закрытие доступа к качественному высшему образованию для тех граждан СНГ, кто не хочет или не может по тем или иным причинам покидать свою страну.
Вместо того чтобы закрывать заочные направления, целесообразным будет стимулировать российские вузы на повышение качества образования в заочной форме и одновременно следить за повышением качества преподавания. Характерно, что зарубежными вузами уже накоплен значительный опыт в данной сфере, и мы можем воспользоваться им, просто адаптируя его под особенности и требования российской системы образования.
Заочная форма образования является одним из важнейших компонентов всемирной стратегии доступного образования «Образование для всех», а исключение заочной формы обучения по ряду направлений станет серьезной угрозой для российского экспорта знаний и высоких технологий в целом в условиях глобализации и продвижения концепции доступного качественного образования для каждого, приведет к сокращению объема экспорта российских образовательных услуг и спаду в области продвижения русского языка и культуры за рубежом.
Более того, освободившуюся нишу на рынке образовательных услуг в России гарантированно займут вузы США и Великобритании, которые сегодня активно развивают технологии заочного обучения и предлагают студентам РФ программы на русском языке через интернет.
Вообще, сегодня нет ни одного проекта подзаконного акта, который мог бы оправдать запрет подобного рода. Кроме того, против запрета выступают члены Ассоциации юристов России, Всероссийского студенческого общества и ряд депутатов из комитета Госдумы по образованию.
Есть предположение, что в основе такого решения лежат благие намерения - повысить качество образования и т.п., однако, вместо того чтобы заниматься осуществлением реального контроля качества обучения, сейчас предлагается реализовать комплекс запретительных мер. И это - печально.