Питирим Сорокин: актуальные суждения и советы гражданскому обществу XXI века
Питирим Сорокин: актуальные суждения и советы гражданскому обществу XXI века
4 февраля научное гуманитарное сообщество отмечает 132 годовщину со дня рождения нашего земляка Питирима Александровича Сорокина (Сороки Петь – «Ыджыд морта»), сына коми крестьянки и русского «золотых, серебряных и чеканных дел мастера» из Великого Устюга, выдающегося российского и американского макросоциолога 20 века, философа, культуролога, символа и классика социологии XX столетия, гуманиста – апостола бескорыстной любви, пансофа-интеллектуала, органически соединившего научное мышление и высокие моральные принципы альтруистического переустройства общества.
По сложившейся традиции в этот «сорокинский» день традиционно проводится комплекс научных и просветительских мероприятий посвященных научному наследию П.А. Сорокина.
Одним из значимых «сорокинианских» мероприятий является ежегодное проведение круглого стола «Сорокинские чтения», организуемого Центром «Наследие» имени Питирима Сорокина с участием преподавателей Сыктывкарского государственного университета имени Питирима Сорокина, других вузов, ученых, экспертов при поддержке Министерства национальной политики РК.
Эксперт центра «Наследие» и Общественной палаты РК, кандидат философских наук, автор-составитель книги «Питирим Сорокин: суждения и афоризмы» Владимир Теребихин подготовил краткий, тематически рубрицированный сборник «Питирим Сорокин: актуальные суждения и советы гражданскому обществу и власти XXI века».
В материале изложены актуальные для современности мысли, суждения, выдающегося мыслителя и «коми Ломоносова», его советы гражданскому обществу и власти: о человеке как высшей ценности, о правах и обязанностях гражданина, о гражданине, как носителе и участнике власти, о принципе гражданственности, о триаде (личность, общество и культура), о формуле свободы и свободе, об условиях свободы печати, о критериях прогресса исторического процесса, о воспитательном значении бедствий (эпидемий, голода, революций и войн), о значении морали и нравственности в общественном развитии, о том, что увеличение альтруизма способно установить прочный мир и гармонию между людьми, о поколениях, о роли и значении института брака, о детях, об идеальном обществе, о носителе власти, о критериях успешности деятельности политика и моральных качествах, о научности политики, об актуальности формирования общества интегрального типа, о принципе пропорционального равенства: каждому по его талантам, способностям и достижениям, о значении соответствии норм закона убеждения населения, о задачах возрождения России и другим актуальным темам.
С текстом материала эксперта можно познакомиться по ссылке.
Вот некоторые выдержки из материала эксперта:
«Наше будущее создаём мы. И чем активнее будет каждая личность, тем выше будут её идеалы, тем быстрее мы будем приближаться к Правде и тем чище и прекрасней будет Правда человеческая!»
«Между гражданином и должностным лицом, носителем власти, нет никакого различия: всякое должностное лицо – гражданин, и всякий гражданин – должностное лицо».
«В правовом государстве всякий гражданин является участником власти, поскольку он служит делу общественного блага. В силу этого он несёт на себе все права власти, но вместе с ними и все обязанности, вытекающие из принципа социального служения. Подлинное же понятие гражданина требует того и другого».
«Из принципа «самоценности личности» следует принцип правового и морального равенства личностей. Только равноправные личности могут быть равноценными. Только равноценные личности могут быть самоценными».
«Не делай другим людям того, чего не желаешь себе» и «Поступай с другими людьми так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой» – должно быть провозглашено и глубоко запечатлеться в сердцах, душах, умах и поведении всех людей, всех государств, наций, народов и их руководителей»
«Революция суть худший способ улучшения материальных и духовных условий жизни масс».
«Разумная, продолжительная и успешная экономическая деятельность возможна только в условиях стабильного общественного порядка, безопасности, внутреннего мира и законопослушного населения».
«Даже худой порядок лучше беспорядка, как «худой мир лучше доброй ссоры».
«Что бы ни случилось в будущем, я знаю, что хорошо усвоил три вещи, которые навсегда останутся в моей голове и моём сердце. Жизнь, даже самая тяжёлая, – это самое прекрасное, чудесное и таинственное сокровище в мире. Исполнение долга – другая прекрасная вещь, делающая жизнь счастливой и дающая душе непобедимую силу в борьбе за идеалы. Это второе моё убеждение. И третье состоит в том, что жестокость, ненависть и несправедливость не могут и никогда не смогут создать ничего достойного в умственном, нравственном и материальном отношении».
«Я желаю удачи будущим поколениям, чтобы они выросли благороднее, мудрее и более способными к созиданию, чем мы».
Нужно помнить, что необходимое условие прогресса, создания правды, истины и красоты – есть жизнь. Если её нет, нет и высших ценностей. «Она поправима, а смерть – нет». Поэтому все силы общества, науки и каждого человека должны быть положены на борьбу за жизнь.
Люди, любите друг друга, не будьте равнодушными друг к другу, не смотрите друг на друга, как на простые «номера» и «фишки», а как на человека, которому необходима посторонняя помощь: духовное утешение и ободрение и материальная помощь и поддержка.
Придётся подумать вам... о том, кого взять с собой в спутники и руководители. ... Я бы взял в качестве таковых таких лиц, как Нил Сорский, Сергей Радонежский – носители идеала старца Зосимы; как Толстой и Достоевский. Такие «спутники»... не обманут.
Развитие и культивирование знаний в нашей Родине – задача очередная, неотложная и, быть может, важнейшая из важнейших.
Первое, что вы должны взять с собой в дорогу, – это знание, чистую науку, обязательную для всех, кроме дураков, не лакействующую ни перед кем и не склоняющую покорно голову перед чем бы то ни было; науку, точную, как проверенный компас, безошибочно указывающую, где Истина и где Заблуждение…
Второе, что вы должны взять с собой, – это любовь и воля к производительному труду, тяжёлому, упорному, умственному и физическому. Время «сладкого ничегонеделания»… кончилось. Мир – не зал для празднующихся, а великая мастерская, и человек – не мешок для переваривания пищи и пустого прожигания жизни, а прежде всего – творец и созидатель.