При открытии заседания клуба куратор Юридической клиники Н.Н. Курова подчеркнула, что СГУ им. Питирима Сорокина является непосредственным участником оказания правовой помощи детям, так как в юридическую клинику постоянно обращаются граждане по семейным вопросам, напрямую касающимся прав и законных интересов несовершеннолетних. В качестве клиентов клиники выступают как сами несовершеннолетние граждане, так и их родители, опекуны или попечители. Помимо устного консультирования студенты оказывают письменную помощь по составлению обращений, жалоб, исковых заявлений граждан, направленных на защиту прав ребенка. В частности в 2016 году юридической клиникой были подготовлены иски об определении порядка общения с ребенком, об установлении отцовства, о взыскании алиментов, об определении места жительства ребенка, об отмене установления отцовства, об оспаривании записи об отце ребенка, об оспаривании решения органа опеки и попечительства об отмене опеки и назначении нового опекуна ребенку, возражения на иск об уменьшении размера алиментов и др. В рамках социального студенческого проекта «Уличное право» университет участвует и в правовом просвещении граждан, в том числе школьников, обучающихся средних образовательных учреждений и студентов.
В продолжение круглого стола студентами 3 и 4 курсов были представлены презентации, посвященные различным аспектам правовых гарантий защиты прав несовершеннолетних. О. Шестаков доложил об основных направлениях деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации и Республике Коми, его задачах, функциях, а также отметил плюсы и минусы в работе Уполномоченного. После выступления началась активная дискуссия, в ходе которой Н.Л. Струтинская рассказала о том, какие существуют объективные трудности в координации деятельности Уполномоченного со средствами массовой информации, пояснила, что сущность института Уполномоченного по правам ребенка состоит не в наличии либо отсутствии каких-либо властных полномочий и инструментов непосредственного воздействия на нарушителя прав ребенка, а в направляющей и координирующей деятельности по оказанию помощи и поиску реальных возможностей решения проблем тех лиц, которые в этом нуждаются.
Далее с презентацией, посвященной способам защиты несовершеннолетними лицами своих прав, выступили Н. Строганова и Е. Тихонова, которые охарактеризовали основные государственные органы, занимающиеся защитой прав несовершеннолетних - органы опеки и попечительства, прокуратура, суд. По окончанию выступления состоялась дискуссия, которая затронула еще один важный субъект защиты прав несовершеннолетних граждан - комиссию по делам несовершеннолетних, чью роль трудно переоценить в современных условиях. В рамках данного обсуждения выступила Л.И. Попова, которая рассказала о деятельности Центра временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей МВД по Республике Коми, определила основные задачи, стоящие перед центром, подчеркнула важность его работы и особую роль, которую центр играет в перевоспитании несовершеннолетних, попавших в тяжелую жизненную ситуацию и сбившихся с пути, в качестве достойных членов российского общества.
Последним докладчиком круглого стола стала Н. Гавина, посвятившая свое выступление еще одной важной и не менее актуальной проблеме в современном обществе – инклюзивному образованию для детей-инвалидов. Она сообщила об основных направлениях государственной политики Российской Федерации в данной сфере, затронула зарубежный опыт и опыт Республики Коми по внедрению инклюзивного образования. По завершению доклада Н.Л. Струтинская отметила важность изучения данной проблематики, так как несмотря на то, что сегодня Россией и Республикой Коми предпринимаются реальные шаги по внедрению инклюзивного образования в учебных заведениях, все еще остается много нерешенных вопросов, которые в ближайшей перспективе едва ли будут разрешены, в том числе это касается менталитета граждан и правосознания общества в целом, которое не готово к тому, чтобы обычные дети учились в одном классе вместе с особыми детьми-инвалидами. При этом Уполномоченный по правам ребенка подчеркнула, что указанное обстоятельство не умаляет и не нивелирует важность дальнейшего исследования и внедрения инклюзивного образования.
Круглый стол завершился словами напутствия студентов со стороны почетных гостей, которые были рады поучаствовать в данном мероприятии и отметили его важность на пути решения проблем защиты, обеспечения прав и свобод несовершеннолетних, а также оказания им необходимой правовой помощи.
Е. Юдин, студент 4 курса юридического института;
Кафедра практического обучения