Сохраняя лучшее
- Как научный руководитель, я рад возможности воочию наблюдать научную работу в Сыктывкарском университете. Мы хотим сотрудничать и развивать нашу совместную деятельность, искать новые перспективы, и эту идею поддержали все деятели науки и искусства, посетившие фестиваль. Прошедший круглый стол особенно понравился широтой мнений, там присутствовали эксперты не одного «полушария». Разные точки зрения на вопрос современного дизайна и традиционной культуры, порой противоположные, помогли привести к положительной резолюции и поставить задачу: определить курс и дисциплину для дизайнеров, в рамках которой будет проходить консультирование студентов. Это развитие, это – реальная работа над образовательным процессом.
- Мы подняли вопрос: Как сохранить на базе университета традиционную культуру средствами дизайна. И разумеется, дизайнер смотрит со одной точки зрения, мастер декоративно-прикладного искусства – со второй, декоратор – с третьей. Единой формулы нет, потому так важно общение и сотрудничество – мы можем узнавать, изучать, но при этом, как художники, идти своей дорогой.
- Традиционная одежда не должна и не может заменить повседневную – удобную, практичную, ведь она и в старину была такой же. Внедрить традиционную эстетику можно и в праздничный наряд, и в бытовой предмет, как например, в упаковку для еды, проект которой мы обсуждали на круглом столе. В предмете быта традиционный мотив должен был минимальным – задать цвет, элемент и больше не трогать. Упаковка должна оставаться упаковкой. А вот если это плакат или афиша – вот здесь найдется место яркости и колориту, - рассуждает Константин Ившин.В качестве примера наиболее удачного продвижения бренда национальной культуры в мире эксперты единогласно называют скандинавский опыт.
- Популярный стиль хюгге, например – это широкое понятие. Оно работает и с цветами в интерьере, и с оформлением дома, и с образом жизни. Скандинавские страны вывели идею на высокий уровень, бренд стал очень модным, распространенным, и в то же время сохраняющим национальную идентичность, идущую прямиком из традиционного искусства. Еще можно привести в пример посуду, текстиль, оформление станций знаменитого Стокгольмского метро – там использованы цвета на основе природных материалов. Национальная культура в тренде. Такая цель есть и у нас, - поделились эксперты.Финальным мероприятием Межрегионального фестиваля традиционного и современного искусства стало подведение итогов и просмотр студенческих работ. В дни фестиваля ижевские и сыктывкарские студенты обменивались технологиями и опытом с целью найти идеальное сочетание традиционной рукотворной и компьютерной графики, что помогало студентам-дизайнерам в новых выражениях авторского видения, в поиске гармонии между ручной обработкой изделия и использованием компьютерных технологий. На финальном собрании студенты предоставили свои работы на обсуждение и выслушали советы своих научных руководителей.
- Потому что мы всегда стремимся сохранять лучшее. В светской жизни - лучшую школу хоккея, балет, фигурное катание. Если проигрываем в лыжных гонках – у нас трагедия. Это наш национальный код, мы помним, что мы в этом – первые. Так и с национальной культурой. Мы хотим соответствовать идентификации культурного кода, знать ответ на вопрос «Кто мы?». Это лучшее, что было в нашей культуре, возникло на этом ландшафте, в эту погоду и прошло через сито времен. Так зачем же изобретать велосипед?У вас, в Республике Коми, традиционная культура – настоящее лицо республики, ее бренд. Одна из причин того, что мы снова здесь – это ваши яркие художники и ремесленники, бережно сохраняющие культурное наследие Севера. Я бы сказал, что в Республике Коми есть не только недра природы, но и богатейшие недра национальной культуры, – подытожил профессор.