На Съезде дефектологов обсуждают подготовку специалистов, отвечающих требованиям времени
Площадками для проведения мероприятия стали московский Международный выставочный центр «Крокус Экспо», Московский государственный педагогический университет и Институт коррекционной педагогики г. Москвы.
Одними из важных проблем, поднимаемых и решаемых на съезде, были:
- совершенствование технологий дефектологического образования в условиях современного мира и разработка Концепции модернизации дефектологического образования;
- пересмотр подходов к подготовке специалистов ПМПК, специалистов для работы с некоторыми категориями детей: детьми с РАС, тяжелыми и множественными нарушениями в развитии, детьми раннего возраста, детьми с измененным функциональным статусом, а также подготовка к работе с такими детьми в условиях магистратуры (специалист по ранней помощи, специалист по работе с детьми с РАС, специалист по работе с детьми с ТМНР). Одна из проблем - «создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения» - указана в Концепции развития образования РФ до 2020 г.;
- повышение роли работодателя в подготовке данных специалистов: учет мнения работодателей при разработке новых образовательных программ, формировании целевых мест, участие работодателей в подготовке специалистов, взаимодействие работодателей со студентами вузов;
- несодержательность образовательного стандарта по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» и необходимость его согласования с профстандартом «Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)» при разработке образовательной программы; ориентировка на трудовые функции профстандарта, как на ориентиры будущей деятельности специалиста;
- определение путей повышения качества подготовки педагогов-дефектологов с учетом перехода на многоуровневую систему подготовки кадров: развивать региональные модели профессионального образования специалистов по работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью, открытие магистерских программ по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование», как завершающих процесс подготовки специалиста в соответствии с проектом профстандарта, а также позволяющих повысить уровень дефектологической грамотности педагогов образовательных организаций для успешной реализации инклюзивного образования, т.к., например, расширение возможностей обучения детей с ОВЗ в неспециализированных образовательных учреждениях» указано в Концепции развития образования РФ до 2020 г.;
- повышение роли взаимодействия в подготовке дефектологических кадров в рамках системы педагогический колледж-вуз;
- включение в штатное расписание образовательных организаций педагогов-дефектологов для работы с детьми с ОВЗ в рамках инклюзивного образования, а также увеличение количества специалистов в образовательных организациях «компенсирующего вида»;
- организация и проведение ежегодных конкурсов профмастерства для педагогов-дефектологов образовательных организаций на уровне субъектов России и включение номинации «Учитель–дефектолог» во Всероссийский конкурс «Учитель года»;
- создание учебно-методических объединений вузов по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» или независимых союзов данных специалистов в субъектах.
– Дефектология находится на стыке медицины и педагогики и востребована как в медицинских учреждениях и образовательных организациях, так и в учреждениях социальной защиты, что расширяет возможности трудоустройства, - подчеркнули студентки программы «Дошкольная дефектология» Салима Исаева и Анастасия Чупрова. – И, надеемся, что у нас появится возможность до окончания обучения повысить квалификацию, например, пройти переподготовку по логопедии, что позволит нам расширить возможности трудоустройства по данной специальности.
Площадками для проведения мероприятия стали московский Международный выставочный центр «Крокус Экспо», Московский государственный педагогический университет и Институт коррекционной педагогики г. Москвы.
Также студентки отметили, что в специальной педагогике имеется большое количество мало изученных проблем, что дает возможность определиться с научными исследованиями, которые, после учебы можно будет продолжить в магистратуре и аспирантуре.