Эпические формы фольклора в традициях Республики Коми
К жанрам песенно-повествовательного эпоса относят былины, эпические и балладные песни, песни древнерусского книжного извода, подвергшиеся влиянию былинного эпоса, лиро-эпические назидательные песни религиозного содержания (апокрифические песни, или духовные стихи, песни-притчи) и некоторые другие. На территории Республики Коми можно выделить несколько ареалов бытования эпического фольклора, различающихся как временем сложения, так и жанровыми формами.
Бытование былин, или стáрин (песенно-повествовательных произведений об идеализированной героической старине, о подвигах героев-богатырей), было широко распространено у русского населения Печоры – в Усть-Цилемском р-не, традиция которого в значительной степени сложилась в результате расселения по берегам Печоры, Пижмы и Цильмы последователей староверия. В совокупности с былинами, распространенными ниже по р. Печоре (Нарьян-Марский р-н Ненецкого АО, Архангельская обл.), они составляют печорский очаг архангельско-беломорской эпической зоны.
Сказитель Гаврил Васильевич Вокуев, с. Усть-Цильма
На протяжении ХХ столетия в Усть-Цилемском р-не собирателями зафиксировано более 40 сюжетов былин разных тематических циклов, а также местных былинных новообразований (к последним причислены «Лука, змея и Настасья», известный на Пижме «Бутман» – оригинальный сюжет о герое-пьянице). В числе наиболее популярных в данном районе сюжетов исследователями называются «Илья Муромец и Сокольник» (бой Ильи Муромца с сыном), «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и Дунай», «Василий Игнатьевич и Батыга» и некоторые другие. Единичными записями представлены в усть-цилемском репертуаре былины «Святогор и Илья Муромец», «Илья Муромец и голи кабацкие», «Данила Ловчанин» и др. В пределах Усть-Цилемского р-на наибольшее распространение былин отмечено среди пижемцев.
Нужно отметить, что имеются упоминания об исполнении былин и среди коми населения по р. Печоре. Так, в 1890 г. Ф.М. Истомин, записав от зырян Усть-Кожвинской волости, заселенной ижемцами, былины на ломаном русском языке, высказал предположение о том, что былины заимствованы зырянами от их русских соседей – устьцилемов. О знании печорскими коми русских былин писал и А.Д. Григорьев.
В репертуаре старообрядческого населения Усть-Цилемского района хорошо сохранились духовные стихи, исполняемые Великим постом, по праздникам, после поминальных служб. Наряду со стихами общерусского распространения – на библейские, евангельские, житийные сюжеты о Христе и Богородице, о святых и праведниках (н-р, о Егории храбром, Алексее человеке Божием, о потопе, о страстях Господних, об Иосифе Прекрасном и др.), покаянными стихами («Прими мя, пустыня», «Плачется душа и тужит тело» и др.) рукописная и устная традиции Усть-Цильмы донесли стихи, связанные с героями и событиями старообрядческой истории (о боярыне Морозовой, о Соловецком монастыре, стихи, так называемого, Выговского круга и др.).
Распространение эпических песен и духовных стихов в коми традициях имеет ограниченные ареалы бытования.
Основной блок ижмо-колвинской группы эпических песен, сложившейся в результате тесных контактов между коми-ижемцами и ненцами, был зафиксирован у коми, проживающих на территории Ненецкого автономного округа и Тюменской области. На территории республики образцы этих эпических песен встречаются только в Интинском р-не.
Группа коми-зырянских эпических песен в значительной степени сложилась под влиянием русской традиции. Особое место на карте локальных эпических традиций занимает деревня Ыб Усть-Вымского р-на. Здесь были зафиксированы уникальные для коми сюжеты: «Дас кык ая-пия» (отец и одиннадцать сыновей; младший сын спасает отца и братьев, съеденных медведями) и «Киръян-Варъян» (царь Левоник просит у героя защиты, битва с врагом, благодарность царя). Кроме того, здесь же записаны духовные стихи «Алексей человек божий», «Жиды-пираты» (оба текста на коми языке). Имеется упоминание 20-х гг. XX века о бытовании духовного стиха «Как при том царе да Федоре, да при Федоре Стратилатовиче» в с. Гам Усть-Вымского р-на. Но фиксация текстов связана только с д. Ыб.
Ареал распространения духовных стихов связан, прежде всего, с территориями расселения коми старообрядцев (Печора, Вашка, верхняя Вычегда). В репертуар духовных песнопений входят стихи о ветхозаветных и евангельских событиях (Плач Иосифа, стих о Содоме, о страстях Христовых и др.); о христианских подвижниках (Алексее человеке Божьем, Борисе и Глебе), покаянные стихи. Исполнялись они как на русском, так и на коми языках. На территории Верхней Вычегды большой популярностью пользовалась песня о Федоре Кироне, которая исследователями классифицируется как эпическая. Образ главного героя связан с именем христианского героя-воина Федора Тирона из русских духовных стихов.
Канева Т.С., Панюков А.В., Савельева Г.С. Эпические формы фольклора //
Атлас Республики Коми. М., 2011. С. 410.