Биография С. А. Носова по известным нам источникам может быть обрисована следующим образом. Отец С. А. Носова, Анфиноген Лукич Носов, уроженец д. Загривочной на Пижме, притоке Печоры, долго служил в солдатах, по возвращении со службы женился. Из четырех детей в живых остались двое – Стефан и Елифер. Основными занятиями А. Л. Носова были охота и животноводство. Отец погиб, когда Степану было десять лет: в лесу на него упало дерево.
Мать, Матрена Михайловна, уроженка с. Усть-Цильма, была грамотна и научила сына читать по старинным книгам и писать, в школе он вообще не учился. В своих сочинениях С. А. Носов не упоминает о том, что был знаком с кем-то из настоящих книжников. Однако переписывать старинные тексты С.А. Носов начал еще в детстве: в Древлехранилище ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН хранятся автографы двух небольших рукописных сборников, содержащих духовные стихи. Эти сборники были написаны в 1915–1916 гг. на заказ1.
Женился рано, в 16 лет, и к 1924 г. в семье было уже четверо детей2. В том же году Носовы переехали в деревню Крестовку на реке Печоре. Жили на новом месте дружно и зажиточно, много, не зная выходных, работали. К 1931 г., как сообщает в своих записках С. А. Носов, в его хозяйстве было уже шесть коров, две рабочие лошади, множество мелкого скота и большие хозяйственные постройки. Весной 1934 г., с началом коллективизации на Печоре, С. А. Носов фактически лишается своего хозяйства, за бесценок приобретенного совхозом, выезжает с семьей из Крестовки и поселяется в г. Нарьян-Маре Ненецкого национального округа. В 1942 г. он был мобилизован на фронт, воевал под Ленинградом, награжден медалью «За оборону Ленинграда»3. В Нарьян-Мар С. А. Носов возвратился только в августе 1945 г. В 1965 г. он переезжает в с. Среднее Бугаево и живет там до самой смерти.
До середины 50-х гг. С. А. Носов, как он пишет сам в автобиографических записках, и как об этом вспоминает его дочь, У. С. Хозяинова4, ведет обычный для человека его времени образ жизни и совершенно не интересуется религией: читает исключительно светскую литературу, неплохо знает русскую классику, а в 30-е гг. выписывал атеистический журнал «Безбожник», регулярно просматривал новые кинофильмы, приобрел патефон и т.п. Кроме того, именно ему, как самому грамотному из жителей деревни, в 30-е годы было поручено наблюдение за единственным в Крестовке детекторным приемником. Он принимает активное участие во всех культурных мероприятиях, проводившихся в деревне, в том числе выступает в «живой газете» в маленьких, сочиненных самими исполнителями пьесах, обличавших попов и кулаков. По свидетельству дочери, У. С. Хозяиновой, он даже выезжает в это время с концертами в другие деревни района.
Обращение С. А. Носова к старообрядчеству произошло, как он сам об этом пишет, только во второй половине 50-х гг. Характеризуя состояние старообрядчества на Печоре в это время, он сожалеет, что уже не осталось грамотных книжников, которые могли бы оказать ему помощь в освоении теории и практики богослужения, в разрешении проблем, связанных с трудными богословскими вопросами, в чтении и комментировании книг Священного Писания.
М. В. Мелихов
1 Малышев В. И. Усть-цилемские рукописные сборники XVI–XX вв. Сыктывкар, 1960. № 134, 136. С. 154–155.
2 Всего детей было 14, но четверо умерли в раннем возрасте, один сын, Петр, погиб на войне.