КНИЖНИКИ И ПИСАТЕЛИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ:
«ВИДЕНИЯ» ПЕЧОРСКОГО СТАРООБРЯДЧЕСКОГО ПИСАТЕЛЯ С.А. НОСОВА

(КОЛЛЕКЦИЯ ТЕКСТОВ)
ВИДЕНИЕ ДВЕРЕЙ

Холодъ в неотопляемой камере не далъ мне покоя, нужно было искать согревания в ходьбе, ходя вокругъ камеры. Заглядываю в окошечко у дверей, какъ бы опять что не появилось подозрительное. Однако вдругъ я очутился в обширном коридоре и пред лицем моимъ две двери [1] в каменной стене и стена, какъ высокая гора, отвесна. Величина дверей такая большая, что в мире семъ нетъ подобныхъ. Свыше слышенъ голосъ: «Сими враты единою входитъ всякъ земнородный и к тому не исходитъ. Избери же и ты из двоих дверей одне войти навечно, при этом не пропусти срокъ даннаго времени. Время определяй по цветку, стоящим пред тобою: увядание цветка есть явление конечное».

И верно: вижу предо мной небольшой красивый цветокъ стоитъ на полу подобно асфальту. Посему дивлюсь: какъ онъ выросъ не на влажной земли? Мысленно выбираю, в какие двери войти, боясь, какъ бы не ошибиться. Мелькнуло соображение: в правую бы дверь войти, а которая есть правая – понять толкомъ не могу, ибо, обратясь к дверямъ, судя по моей правой руки, та будетъ правая дверь, но если стать спиной к двери, то та же дверь левой будетъ. Обзираю глазами, нетъ ли какой надписи, и вижу надъ дверями буквы: «Правда». Смотрю на цветокъ, а он уже повялъ, какъ бываетъ осенью, что означаетъ: время разбора, в какие двери войти, минуло. И я невидимой силой движусь к дверямъ, безцельно, только соображаю держаться правой руки: в мире обычно принято ходить по мостовой, держаться правой руки стороны, и шагнулъ к двери вправо. Тутъ мигомъ обе двери распахнулись, в двери правой появилась непросветимая тьма, а в левой двери блеснули лучи золотистаго солнца и в блестящихъ лучахъ виднеется книга, и дверь поднимается с быстротой восходящаго весною солнца. В дверяхъ книга раскрылась, листы сами перебираются, на листахъ золотые буквы из Евангелия, между листовъ можно бы входить свободно человеку, да сие стало недоступнымъ: дверь высоко поднялась, а дверь тьмы медленно закрывалась и тянуло меня в непросветимую тьму. Понял я свою ошибку, да поздно, уже не исправишь.

НОКМ 392/1 в.х.

1. Пояснение 2-е. Согласно Писания, во многихъ мѣстахъ показуется будещее какъ двѣ двери или два пути: путь уский, путь пространный. И воля человѣку дана: по какому пути пойдешь – на твоей воли стало есть. А цвѣтъ на полу – можно разумѣвать житие наше, какъ и пророкъ Давыдъ рече: человѣкъ – яко трава дние его, яко цвѣтъ сельныи так отцвѣтетъ. Познаемъ прелесть вѣка сего и в наслаждении заблудимся или какъ уснемъ, опомнимся же по случаю приближения смерти, и что – все кончилось, какъ сонъ прелестный. Куда идти, какимъ путемъ и в какую дверь войти – на знаемъ, ибо в животѣ своемъ не изучили по Святому Писанию, что жизнь наша временая и дана нам не для того, пить, есть и веселиться, а для угождения к Богу и войти в Царство Небесное, о которомъ Господь сказалъ: его же око не видѣ и ухо не слыша, на сердце человѣку не взыде. Ищите же прежде всего Царствия Божия, а прочее все приложится вамъ, Нужно бо есть Царствие Божие и нужницы восхищаютъ е. Написанное над дверями “правда” можно разумѣвати и такъ: если разделить натрое, первые три слова составят “правда – рай”, второе – “врата (двои)”, и третие – два слова если переставить, то составит “ад”. Короче говоря, “врата рая, ада”.

НОКМ 392/2 в.х.