КНИЖНИКИ И ПИСАТЕЛИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ:
«ВИДЕНИЯ» ПЕЧОРСКОГО СТАРООБРЯДЧЕСКОГО ПИСАТЕЛЯ С.А. НОСОВА

(КОЛЛЕКЦИЯ ТЕКСТОВ)
СТРАДАНИЕ ОТ ЭЛЕКТРОПРОВОДКИ

После сего случая встаю, вижу через окно: в коридоре горитъ электролампочка. При свете осматриваю местопребывание Смерти и уверяюсь, что нетъ никого, и опять взоръ перевелъ на электролампочку, смотрю пристально, любознательно и долго. Посмотрелъ и сталъ отходить от окна. Вдругъ меня дернуло проводами и не дает спуску. Ощупываю кругом себя и призналъ, что проводъ проходитъ черезъ мои уши. Потянулъ за проводъ – зашипело в голове, что будто мозги потянуло вместе с проводомъ, невыносимая боль меня остановила. Решаю дождаться людей на помощь. Долго пришлось ожидать, не двигаться с места. Наконецъ, дождался какъ по надобью знакомаго врача Шейхудинова. Прошу его оказать мне помощь – освободить от проводовъ. Он посмотрелъ на меня, на провода лампочки, и говоритъ: «Провода и лампочка в порядке». Тогда я сталъ ему объяснять и показывать, как проводъ проходитъ ко мне в уши. Он внимательно осмотрелъ мои уши и говоритъ: «У вас же нетъ нечего». А я вижу и указываю, где провода идутъ в уши и прошу срезать или сжечь их, но он, просматривая, не видитъ того, что я вижу. «Да тут нет нечего,– говоритъ,– что бы васъ касалось», и отказался всего и ушелъ.

Вижу я, что помощь людей ожидать безполезно. Легъ на полъ и сталъ тащить проводъ не смотря, что невыносимо больно, тащу да и только. И, наконец, почювствовал, что проводъ кончился, только в голове вытерло проводом все начисто, будто и мозговъ нетъ, а есть пустой черепъ, после сего пришелъ в успокоение.

И до сего дня непонятно, было во сне или наяве, но памятно очень то, что огонь загорается от камня сечения и горит лучина, затемъ – сальная свеча. Боль в голове утихаетъ и мозги есть опять. Селъ на полу, вижу: в коридорчике тихо, горитъ керосиновая лампа. Думы в голове мелькаютъ, что наконецъ-то догадались, кончили электропроводку для моего успокоения.

НОКМ 392/1 в.х.

Пояснение 11-е. Страдание от электропроводки признаю в том, что, будучи при здоровьи в жизни, я много лѣтъ ждалъ дня того, когда у мня в домѣ будетъ светить электричество. Не думалъ, что в сей прелести есть грѣхъ, а посему–то, видимо, какъ и многие видѣния показало и дало понять, что есть прелестно то и грѣшно, в том числе и электричество – послѣдняго вѣка прелесть, о чемъ видѣлъ Иоаннъ Богословъ и указалъ во своей Апокалипсии.

В прочихъ видѣниях, полагаю, пояснении не требуется, ибо есть замѣчено, по какой прелести грѣха то или иное страдание. В прочемъ же следуетъ сказать о видѣниях и страданиях то, что в юности, читая Святое Писание, приходилось видѣть, что есть грѣхъ большой или малый. Но грѣхи послѣдняго времяни по прелести земной Писаниемъ именно какие – не указуются. А посему мысли мои были такие: какой же грѣхъ можетъ быть, когда никому вреда не делается на примѣре послушать радио, сходить в кино, почитать интересное, попить чаю, поиграть на патефонѣ и прочие т.п. прелестные развлечения.

Но, однако, какъ пишется в Святом Писании, Богъ не хощетъ смерти грѣшнику, а всѣмъ желает спасения, в томъ числѣ и мнѣ, грѣшнику, не оставило всегда ходить во тмѣ грѣховъ невѣдѣния, а навело указаннымъ мною видѣниемъ, ясно дало понять, в чемъ прелестномъ таится грѣхъ и какие готовятся за той или иной грѣхъ будущия мучения. И в то же время ни в одномъ видѣнии не ограничило и не обличило прямо, что грѣхъ сие и то-то будет за него. А какъ известно, сей свѣтъ данъ каждому на его усмотрение, словно даны два пути: путь на восток, в Царство Божие, и путь на запад, во адъ с дьяволом мучитися. И обѣ пути безвозвратны: одинъ бо разъ человѣкъ войдетъ навѣчно, кто бо куда желаетъ, тотъ туда и входитъ.

Известно же и о томъ, что путь в Царство Небесное есть путь уский и прискорбный, имъ же мало пойдутъ, и что путь пространный, ведущий в вѣчное мучение, имъ же многие войдутъ. Даже пророкъ, предвидя сие, спросилъ Господа, почему такъ много погибающихъ. И Господь сказалъ пророку: не прелагай убо испытовати о множествѣ погибающихъ, ибо и тии, приемлюще свободу, уничижиша вышняго, закон же его презрѣша и пути Его оставиша, еще же и праведныхъ его попраша, и рекоша в сердцы своем: нѣсть Бога. Иже бо не познаша мя, живуще благодеяния получивше, и иже возненавидѣша законъ Мой, егда бяху имѣюще свободу, и егда еще бяше им отверсто покаяния мѣсто, не уразумѣша, но уничижиша. Симъ подобаетъ по смерти в мучении познати. Ты же убо к тому не буди любопытливъ, како нечестивии мучитися будут, но испытуй, како праведнии спасутся и их же вѣк, и ради которых вѣк и когда. Яко же еще мало и возмется беззаконие от земли, а правда воцарится над вами. Да не глаголетъ грѣшникъ, яко не согрѣши, понеже углие огненное возгорится на главѣ его, иже глаголетъ: “Не согрѣших пред Господем Богом и славою его”. Господь знает начинание ваше и яже мыслите в сердцах вашихъ. И вы посрамлени будетѣ, егда произыдут грѣхи ваша пред человѣки и беззакония престанутъ, яже обвиняти будутъ в день той. Что тогда сотворите, како скрыете грѣхи ваша предъ Богомъ? Горе, иже стесняются от грѣхъ своихъ и покрываются беззаконии своими.

НОКМ 392/2 в.х.