КНИЖНИКИ И ПИСАТЕЛИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ:
«ВИДЕНИЯ» ПЕЧОРСКОГО СТАРООБРЯДЧЕСКОГО ПИСАТЕЛЯ С.А. НОСОВА

(КОЛЛЕКЦИЯ ТЕКСТОВ)
ВМѢСТО ПРЕДИСЛОВИЯ МОЕГО ВИДѢНИЯ

Дѣти мои родные! Все мысли обращены к вамъ и к вашему пути жизни. Моей же жизни дни, надо сказать, сочтены, и вѣкъ обычный почти уже прожилъ, увидѣлъ сыны сыновъ своихъ, т.е. внучатъ. Счетъ прожитыхъ лѣтъ перевалилъ за семь десятковъ, посему известно подчиненъ сталъ частымъ недугамъ и болѣзнямъ – предвѣстникамъ смерти. Посему есть мое к вамъ обращение и совѣтовалъ бы на него обратить должное внимание – это то, что случилось в моей жизни на переломе вѣка, а именно – в 1955 году [1].

Как извѣстно для васъ, было всего-навсего болѣзнь, и только. Однако же, если вдуматься во все случившееся в периодъ болѣзни, то это было не обычной болѣзнью, что случается иногда с людьми, а есть какъ испытание временной нашей жизни на землѣ. Какъ пишет пророкъ, Господь испытаетъ праведнаго и нечестиваго. Извѣстно же, как я палъ в полное нечестие, а посему, очевидно, надо было показать, что ожидает меня в будущемъ вѣцѣ: смерть, Суд и мука, и не токмо показать, но и запечатлеть в памяти на многие годы все видѣнное.

Итакъ, когда минуло уже 12 лѣтъ, а памятно, что было вчера, посему пришлось написать всѣ видѣнное на многихъ десяткахъ листовъ, дабы довести до свѣдения васъ и другихъ верныхъ людей. Теперь же, надо сказать, какъ и пишется во святыхъ книгахъ, что человѣкъ созданъ на свѣтѣ не для того, чтобы пить, есть и веселиться, а для того, какъ бы угодить Богу и наслѣдовать Царство Небесное. О немъ и сказаны слова Христа Спасителя в Евангелии: Око не видѣ и ухо не слыша и на сердце человѣку не взыдоша, яже уготова Богъ любящим его – градъ, не требуя солнца и луны, да свѣтятъ в немъ, слава бо Божия просвѣти. Питие и веселие свѣта сего как временное явление, подобно цвѣту, сну и тѣни мимоходящей: все в малѣ является и вскорѣ погибаетъ. Уходитъ человѣк от сего свѣта в невидимый миръ, тѣло земли предается, а душа есть безсмертна и невидима, пойдетъ по дѣламъ своимъ, содѣянымъ в жизни сей, ничто же иного от жития сего не понесетъ: какъ нагъ родился, нагъ и пойдет, все богатство, слава и честь останутся. Живя в мирѣ семъ, ко всему видимому прельщаемся и не можемъ разобраться о прелестяхъ обмана жития сего: попадаемся, какъ рыба в сѣти или птица в ловушку ловца. Когда же при старости лѣтъ настанет время послѣднихъ дней, тогда человѣкъ пойметъ во многом, в чемъ ошибка в жизни, но уже поздно, не воротишь: прожито – что пролито.

Таково житие человѣческое: прелесть мира сего слѣпитъ очи наши познать истину. Разобраться же можно бы на основѣ Святаго Писания, но теперь, надо сказать, время Послѣднее, о которомъ было предсказано, что аще кто и услышитъ слово Писания, не имутъ вѣры, а такъже указуется: в Послѣдние времена злато и сребро будетъ по путемъ валяться и никто же его возметъ. Злато же и сребро толкуется – Писание. Другие святые предупреждали: не пишите на кожаныхъ и берестяныхъ книгахъ, хощетъ бо ихъ загладити послѣдний родъ. Много бо есть сказать о послѣднихъ дняхъ, писаное святыми отцы о кончине вѣка и о воскресении мертвыхъ во второе пришествие Христово, но мы остановимся на своем прошломъ – как появилось неверие в наши дни.

Общеизвѣстно, в 1917 г. случилась революция. Три с половиной года войны породили голодные годы, к тому же и годы неурожайные: ранние заморозки и лѣтомъ снѣгопады не давали дозрѣть хлѣбамъ, собирали только солому и ели. На почвѣ сего перестали соблюдать посты. Помню, как-то поесть было нечего, кроме молока. Мать наша принесла на столъ молоко (а день былъ постный), повернулась, пошла, горько заплакала. Голодъ былъ не одинъ годъ, посему и перестали быть разговоры о постѣ, а только какъ бы что поесть. А затѣмъ настали годы опять урожайные, но тутъ уже в постахъ по привычке не стали разбираться.

Мы с братомъ достигли возраста, обычно начали увлекаться современными играми, пѣснями и прочими увеселениями, старую грамоту стали забывать. Какъ появились современные книжки по разнымъ вопросамъ, показалось, из нихъ надо доставать знания. А потомъ уже возникли сомнѣния по старымъ книгамъ, но надо заметить, я не прочь былъ искать о справедливости сказаннаго в Писании, а также от старыхъ людей, начетчиковъ Писания, но уже искать ихъ я опоздалъ, такие люди поумирали, а книги ихъ старинные безслѣдно растасканы неизвѣстно куда, а то, что мною было усвоено, я легкомыслено бросить не моглъ потому, что в них доказана неопровержимая правда, особенно испоконъ вѣка предсказания о Послѣднемъ времени.

Когда мои годы достигли возраста, а мать сломила старость, стала мнѣ напоминать жениться какъ старшему сыну. Видя, что положение склалось неизбѣжнымъ, послушалъ слова матери и женился. Скоро минули четыре года, родилось трое дѣтей, пришлось задуматься о томъ, какъ быть дальше и жить, если семья будетъ также множиться, а имение наше позволяло доставать кормовъ не более содержать 3–4 скотины. Решилъ поехать в Крестовку, какъ тамъ, по слухамъ знакомыхъ, имѣются луга свободные. И что же – насмотрелъ: сѣнокосовъ приобрѣсти можно. Договорился с братомъ: домъ, имѣние оставить ему, а онъ мнѣ поможетъ, когда чемъ сможетъ. Ехать было возражала мать со слезами, но я не послушалъ. И вотъ, в 1924 г. покинулъ родную речку Пижму, сталъ жить в Крестовкѣ. Жизнь радовала, какъ все складывалось к лучшему. К 1931 г. обзавелся необходимой постройкой для скота и кормовъ хранения, поимѣлъ 6 коров, двѣ рабочие лошади, и молоднякъ, и детей накопилось полдюжины. И все как бы говорило о радостной жизни и успѣхахъ. Но время такое нарушилось: неожиданно настала ломка всего уклада жизни – общеизвѣстная коллективизация. Одновременно стали размещать на наши земли совхозъ, посему пришлось стадо совхоза сократить наполовину – и то корма скоту было до ползимы, ввиду чего доставать кормъ пришлось изъ лѣса – ива, рябина. Всеми силами и без отдыха, днемъ и ночью, все же скота сохранили. Положение создалось тяжелое: и себѣ в питании 3 кг. хлеба в месяцъ на едока рабочего, а дѣти без нормы.

Настала необходимость спасаться, какъ бы с голоду не умереть, и весною 1934 г. пришлось выехать в Ненецкий округ по причинѣ хлѣба и учебы дѣтей, гдѣ все же была возможность как-то да питаться, а в Крестовке считали къ посѣвному району, а на делѣ и картошка не родилась: были лѣта, заморозки погубляли начисто. И такъ в Нѣнецкомъ округѣ осѣлъ до 1964 г., т. е. 30 лѣтъ, в том числѣ пробыл на фронтѣ войны 4 года, в блокадѣ под Ленинградомъ. Что только не пришлось пережить за всѣ годы переселения, всѣхъ 40 лѣтъ: три голодовки по 2–3 года, вдовѣть, и прочие тяжелые переживания, в ходѣ которыхъ надорвалось мое здоровье: не замоглъ дышать заполярнымъ климатомъ, надобность заставила податься на югъ, остановиться в Бугаевскомъ с/советѣ. Вотъ и приходится напомянуть поговорку: вѣкъ жить – не поле перейти, а коль вѣкъ протянется – всего достанется.

И вѣрно – досталось, только добраго было как бы дни, а плохого – годы. Вотъ сравнение в моей жизни. Взять если Крестовку: многаго обѣщала, но нечего мнѣ не дала, и не потому, что праздно жизнь проводил – трудился день и ночь, – и все мянуло, что огнемъ погорѣло. А случилось это по времени, писаному в книгахъ, только мы не внимали сему, осуетились симъ свътом. А мученикъ Ипполитъ писал о времени нашей жизни, яко время злое есть, навыкни, возлюбленне, иже тогда человѣкомъ лукавство, како восхищают дома и села, и праведное от праведнаго отъемлюще. Егда бо сия будутъ, да вѣси, яко кончина есть: писания небрегома будутъ, а вражия пѣсни всюду будутъ пѣты. И что же? За небрежение Писания мнѣ и досталось лишиться десятилѣтнихъ трудовъ в Крестовкѣ.

Вразумление же пришло только тогда, когда случилось быть на лесозаводе в камерѣ смерти, гдѣ напомянуло недвусмысленно, что потому ты болѣе седми лѣтъ своимъ трудомъ не пользовался, что не почиталъ седмой день недели (воскресенья). И вѣрно подмѣчено, нечего не скажешь. К сему же надо присовокупить, что не искал по Евангелию Царствия Божия, какъ сказано: прежде всего ищите Царствия Божия и правды его, ту все приложится вамъ. Вотъ и пошолъ весь мой трудъ на вѣтѣръ: сѣялъ в тлѣние, плевелы и пожал.

Всѣ, что со мной происходило в 1955 году, видѣли многие люди, но никто не зналъ происходящаго, даже самъ при выздоравливании 40 дней склоненъ былъ думать на всѣ лады, началъ работать на стройке, и казалось, прошла боль и не вернется болеѣ. Но в день сороковой (Сретения Господня) неожиданно пред обѣдомъ, задрожали мои руки и ноги, внутри себя начало дергать какъ электрическим токомъ. Придя на обѣдъ, ничего не поелъ и обратился к врачу, но он нечего не признал, посовѣтовал лѣчиться дома в банѣ растиранием. Однако же я сего при первой банѣ не выдержалъ: вытащили из бани без чувствия. После чего здоровье мое быстро упало, что иду в уборну – предупреждаю домашних: быть можетъ, не вернусь болѣе.

Сталъ размышлять о томъ, что показало во многомъ видѣномъ: не того ли ради повторилась боль? Первое, началъ сжигать всѣ современые книги, находящиеся в двух шкафахъ, продалъ шкафы, хорошую одежду, уничтожилъ патефонъ, пластинки. Почувствовалъ несколько облегчение, но мало. Вспомнилъ боль от радиопроводовъ и выписался из радиоточки, снял провода, после чего перестало дергать за сердце, только ощущается боль ревматизма. Вспомнилъ сказанное, что книги найдешь у Ивана, а первые списки свои – у родных, – все получилось, нашолъ по сказанному. Послѣ сего раскрылась какъ бы тайна разума, что первое писал началъ в молодости впервые о встрече воина в полѣ со смертию его. Время прошло 40 лѣтъ. Болѣлъ, выздоравливался периодъ 40 дней. Послѣ болѣзни опять работалъ 40 дней, и снова взяла боль, опять минули 40 дней. Не знаю точно пояснить о семъ совпадении, но, думается, есть. В Писании сказано, человѣкъ по зачатии основывается 40 дней, и послѣ смерти у человѣка в 40-й день послѣднее сердце погибаетъ. По сему согласно и правятся сорочины умершему. Пишется и то, что послѣ естественной смерти душа въ 40-й день определяется по дѣломъ своимъ на мѣсто до общаго воскресения. Мнѣ же показало: сначала смерть, и Судъ, и по Судѣ определился в студенецъ истлѣния, нахождение в немъ было два года Суда по периодамъ временъ года, а какъ происходило, оказалось – всего болезнь была всего двѣ недели, прочее время прошло в выздоравливании, а всего 40 дней, а не два года, какъ в студѣнцѣ – сие остается закрыто и не разумно и не разгадано.

По согрѣшениямъ своимъ, считаю, отмѣчено в пояснительных строчкахъ в особой тетрадкѣ, на что слѣдуетъ обращать внимание. Остается непонятнымъ указание – на острове Ява жизни года. Читая Писание, видится, что достойнымъ Господь давалъ продолжение жизни за добрые дѣла вмѣсто двух лѣтъ 20 лѣтъ. Но кто можетъ знать, почему и мнѣ дало жить послѣ болѣзни близъ 20 лѣтъ, считай: 1955 по 1975 гг. По своему мнѣнию полагаю, дается милость Божия и долготерпѣние его ко мнѣ, недостойному грешнику.

НОКМ 392/1 в.х.

«Пояснение 1» можно считать дополнением к автобиографии (она названа С.А. Носовым «Вместо предисловия моего видения» и является вступлением к циклу видений). Именно здесь он сообщает, что начал заниматься копированием старинных текстов еще в детстве (1916 год, в 14 лет), что в 1956 г. начал собирать старинные книги и называет свои первые приобретения.)

1. [Пояснение 1-е] Послѣ всего случившагося со мною осенью в 1955 г. я весною в 1956 г. поехалъ на родину (400 километров) по дѣлу сказаннаго мнѣ коротко, что книги болѣе всего найдешь у Ивана, а пророчество – у родныхъ. Причемъ книги послѣ болѣзни зимою же нашелъ у Ивана Ефимовича, и самые необходимые, в первую очередь мнѣ нужны познакомиться.

Приезжая на родину, в разговорѣ с соседкой родственицей о соискании первыхъ моих записей в юности, она мнѣ напомнила, что у нее есть какие-то листочки, собраны в моемъ родномъ домѣ послѣ оставления матерью дома в 30-х годахъ. Прошла она в кладовую и занесла завязанныя в платке листочки записи. При разборе ихъ, к моему удивлению, я увиделъ мои записи юныхъ лѣтъ, для которыхъ я и ехалъ главнымъ образомъ. Это, следуетъ указать, было выписано слово из книги Измарагдъ, поучение Иоанна Златоустаго о воинѣ – удаломъ человекѣ, какъ ему в полѣ явилась смерть и сказала: «Пришла и хощу тебя взять». Запись занимаетъ четыре почтовых листа, дата на обложке – 1916 г., мною подписана, когда мнѣ было 14 лѣтъ. Какое произошло совпадение, что первая моя запись 1916 г. была о явлении смерти воину – и мнѣ почти черезъ 40 лѣтъ явилась Смерть в 1955 г. и своимъ явлениемъ дала понять, что есть смерть и что будетъ послѣ смерти. Вторая запись оказалась пророчество о Царѣградѣ, о России, русскихъ царяхъ, русскомъ народѣ в последнее время. Сие прорчество я в юныхъ лѣтахъ записал какъ выдающуюся запись из письменыхъ книгъ, и слѣдуетъ заметить, что было мое дѣло – такие записи собирать на память. Но по мѣрѣ своего полного возраста уклонился в суету и прелесть мира сего, вернѣе сказать, по пути беззакония, оставилъ на произволъ судьбы свои записи, хотя первое надѣялся на сохранение матери, а далее жизнь склалась, что не моглъ побывать на родинѣ многие десятки лѣтъ. Однако в памяти не оставлялъ, что почему я оставилъ столь нужные записи безпризорно и гдѣ их типерь разыщешь: все покрыла давность. Только явление смерти предо мною какъ бы разбудило меня от грѣховнаго сна и дало понять, какъ долго я спалъ, не чая за собой опасности, что меня ожидаетъ будущее безконечное. Но, какъ пишетъ Святое Писание, что Господь не хощетъ смерти грѣшникомъ, а желаетъ всѣмъ приити в разумъ истиный и покаятися от грѣхъ своихъ, и первое покаяние еже к темъ, не сотворити грѣха. При этомъ я долженъ сказать о себѣ словами от Писания, что аще Богъ восхощетъ, то побѣждается естества чин, т. е. хотя человѣкъ и недостоинъ, но по милости Божьяго милосердия дается какъ и достойному. О семъ можно видеть многажды в Писании. Однако, какъ показало на мнѣ, грѣшникѣ, для вразумления, я вкратцѣ изложу, что видѣлъ и поясню от себя свои соображения по видѣнию.

НОКМ 392/2 в.х.

1. Ср. : «…да наставиша … сыны твоя и сыны сыновъ твоихъ» – (Вт. 4: 9).

2. Ср.: «Господь испытаетъ праведнаго и нечестиваго, любяй же неправду ненавидитъ свою душу» – (Пс. 10: 5).

3. См.: Ек. 9: 7; Лк. 12: 16–20.

4. Ср.: «…очи имуще не видите и уши имуще не слышите» (Мр. 8: 18).

5. Ср.: «И градъ не требуя солнца и луны, да свѣтятъ въ немъ, слава бо Божия просвѣти его и свѣтилникъ его» – агнецъ – (Отк. 21: 23).

6. Ср.: «Якоже изыде из чрева матере своея наг, возвратится ити, якоже и прииде, и ничтоже возмет от труда своего» – (Ек. 5: 14).

7. Ср.: «Яко убо не разумѣ человѣкъ времене своего: якоже рыбы уловляемы во мрѣжи злѣ, и аки птицы уловляемы въ сѣти, якоже сия уловляются сынове человѣчестии во время лукаво» – (Ек. 9: 12).

8. Ср.: «…сребро ихъ на стогнахъ повержется и злато ихъ презрѣно будетъ: сребро ихъ и злато не возможетъ избавити ихъ в день гнѣва Господня» – (Иез. 7: 19).

9. Ср.: «…сего ради разумѣваяй, во время оно умолкнетъ, яко время зло есть, навыкни возлюбленне иже тогда человѣкомъ лукавство, како восхищаютъ домы и села, и праведное отъ праведнаго отъеилюще» – (Блаженнаго Ипполита, папы Римскаго и мученика, слово въ недѣлю мясопустную, о скончаніи міра, и о антихристѣ, и о второмъ пришествіи Господа нашего Іисуса Христа (http://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/media/priestdb).

10. Ср.: «…ищите же прежде Царствия Божия и правды Его и сия вся приложатся вамъ» – (Мф. 6: 33); «Обаче ищите Царствия Божия, и сия вся приложатся вамъ» – (Лк. 12: 31).

11. Ср.: «Такожде и воскресение мертвыхъ: сѣется въ тлѣние, востаетъ въ нетлѣнии» – (1 Кор. 15: 42).

12. См.: «…не хощу смерти грешник, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» – (Иез. 33: 11).

13. См. примеч. к видению «Тоскующие люди под елью»