Учусь я от скуки,
Беру карандашъ в руки,
Сажусь на стул дубовый,
Беру лист почтовый...
Пописавши
Степанъ Анхѣновичь Носовъ
Видения

«Видения» С. А. Носова

Видения – самые оригинальные произведения С. А. Носова, они основаны на автобиографическом материале – воспоминаниях о видениях, бывших следствием тяжелой психической болезни. К циклу из 20 видений им составлены 12 «пояснений»-комментариев, а в качестве предисловия помещены автобиографические записки.

Всего в настоящее время известны три автографа с видениями: одна рукопись хранится в Нарьян-Марском областном краеведческом музее (НОКМ 392/1 в. х.), вторая – в Древлехранилище ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН (Усть-Цилемское собрание, № 338), третья – в личной коллекции Валентины Ивановны Чупровой, жительницы с. Среднее Бугаево1. В нарьян-марской рукописи кроме видений помещены и два предисловия к ним, содержащие биографические данные автора, в рукописи В. И. Чупровой есть и видения, и «пояснения». Тексты видений и «пояснений» в этих рукописях практически идентичны, принципиальных расхождений между ними нет.

В нарьян-марской рукописи «Видения» имеются два предисловия (их авторские названия – «Вмѣсто предисловия моего видѣния», «Вмѣсто предисловия»). В них старообрядец рассказывает о том, как прозрел, обратившись к вере, автобиографический герой-грешник – обычный человек с обычной для первой половины XX в. судьбой. Из него мы узнаем о многих фактах из жизни С. А. Носова и о причинах, побудивших его вернуться к вере отцов. Внутренний мир героя записок – мир сложный и порой противоречивый, в его восприятии реальности и самого себя причудливо переплетаются древнее и новое, элементы средневекового религиозного мировоззрения с элементами сознания современного человека.

Время работы над видениями можно установить по письмам и «Предисловию» – они создавались в течение 12 лет – с 1955 по 1967 гг.: «Итак, когда минуло уже 12 лет, а памятно, что было вчера, посему пришлось написать все виденное на многих десятках листов, дабы довести до сведения вас и других верных людей».

Текст единого произведения – «Видения» – делится С. А. Носовым на «главы» – также видения, каждая из которых имеет свое название. Заголовки кратки, состоят из нескольких ключевых слов, называющих или место, где разворачивается действие, или вид «казни» самого героя или других грешников, и обычно не содержат развернутой характеристики содержания. Главные темы видений – реальности спасения души перед грядущим Страшным судом, неизбежности наказания за грехи и посмертных мук как единственной возможности их искупить. Герой странствует от одного испытания к другому, и автор в своих комментариях поясняет, за что его герой наказан в том или ином эпизоде. Герой проходит испытания огнем («Суд и осуждение в студенец») и холодом («На ледяном поле»), водой «О потопе родного края») и даже «трубами» («В мучительной трубе»); посещает самые экзотические места на земле (например, остров Ява), оказывается под водой («На дне моря»), под землей («Суд и осуждение в студенец») и на небе («В небесном пространстве») и т.д. После каждого события, описанного в видениях, герой делает для себя выводы, обусловленные старообрядческой спецификой восприятия мира как средоточия зла и разврата и необходимости бегства от него. Цель С. А. Носова – чтобы эти выводы сделали для себя и другие, все, кто прочитал его видения. Но печорский писатель пытается воздействовать на читателя не путем абстрактных поучений, а конкретными фактами из своей биографии.

Сюжеты видений основываются на фактах из жизни С.А. Носова в соединении с мистическими фантастическими комментариями к ним и многочисленными живописными сценами о казнях грешников. Завязка сюжета – в «Предисловии…», где автор объясняет смысл того, что с ним произошло: «Господь испытает праведнаго и нечестиваго. Известно, как я пал в полное нечестие, а посему очевидно надо было показать, что ожидает меня смерть, Суд и большая мука, не только показать, но и запечатлеть в памяти на многие годы все виденное». Повествование в них всегда ведется от первого лица, второстепенными героями становятся знакомые, родственники, земляки писателя. Свое понимание этой концепции автор формулирует в последней строке «Предисловия…» следующим образом: «Полагаю, здесь долготерпение Божие дается и милость Его ко мне, недостойному грешнику». В страданиях герой сам искупил свои грехи, спас душу и теперь, описывая свои мучения, он пытается обратить к истинной вере земляков и радеет уже о спасении их душ. Причины атеизма земляков, в частности, несоблюдение постов С. А. Носов сформулировал в «Предисловии» к видениям и связывает их с революцией и последовавшей за ней разрухой: «Общеизвестно в 1917 г. случилась революция. Голод был не один год, посему и перестали быть разговоры о посте, а только как бы что поесть».

«Видения» С. А. Носова, таким образом, – произведения с явно выраженной дидактико-религиозной позицией автора, четко сформулировавшего на образном языке мистических видений свою концепцию спасения души во время Страшного суда.

Объем видений разный – от нескольких строк до нескольких страниц. Сюжеты также разной степени сложности – это может быть и краткий пересказ одного эпизода, и пространное повествование, составленное из нескольких сложных сюжетных линий. Однако отметим, что большая часть мотивов, из которых составлены видения, – оригинальные изобретения автора. Аналогов к ним в средневековых апокалиптических сочинениях чаще всего нет, почти нет сходства и с рассказами о видениях, например, сибирских крестьян-старообрядцев.

Богатое воображение С. А. Носова и его начитанность в религиозной и светской литературе, способность импровизировать на эсхатологические мотивы заинтриговывают читателя даже самыми будничными и, на первый взгляд, совершенно непривлекательными бытовыми делами. Точных аналогов к сюжетам видений мы не обнаружили, однако источники отдельных мотивов и героев узнаваемы: это Апокалипсис, Евангелия, Екклезиаст, книги пророка Даниила, народные лубки и даже современные газеты, журналы, документальная кинохроника, светские книги. Но эти мотивы источников существенно трансформированы и приспособлены автором к сюжетам его собственных произведений, к вкусам и невысокому уровню книжной грамотности читателей. При изобретении сюжетов видений С. А. Носов показал себя самобытным писателем, сумевшим соединить в своих произведениях традиционные библейские сюжеты и мотивы с событиями из современной жизни, получив в результате такого эксперимента вполне оригинальные произведения.

М. В. Мелихов


Тексты «Видений» С. А. Носова см. здесь: http://sproject.syktsu.ru/4/


1 Тетрадь, по словам В. И. Чупровой, была ей подарена самим С. А. Носовым. Фотокопии рукописи были выполнены зав. сельским Домом культуры с. Среднее Бугаево Лидией Петровной Вокуевой по просьбе Т. С. Каневой и переданы в научно-исследовательскую лабораторию «Филологические исследования духовной культуры Севера» Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина. Авторы проекта выражают благодарность Л.П. Вокуевой за оказанную помощь.