Учусь я от скуки,
Беру карандашъ в руки,
Сажусь на стул дубовый,
Беру лист почтовый...
Пописавши
Степанъ Анхѣновичь Носовъ
Описание сборника С. А. Носова № 10

Описание рукописного сборника (книги) № 101

Подгот. М. В. Мелиховым

Книга 10. Сборник рукописный, 8º, 240 л., переплет – картон, обклеенный серой бумагой, корешок матерчатый, прошит снизу черными нитками. На верхней крышке переплета по центру – бумажная прямоугольная наклейка с надписью печатными буквами «Книга I (десятая)».Текст написан чернилами разных цветов, перьевой и шариковой ручкой, на бумаге разного качества (листы из школных тетрадей, бумага желтая оберточная или из почтовых наборов, края неровно обрезаны). Подражание печатным буквам, заголовки в большей части текста написаны красными черилами.

Л. 1а – Оглавление. Нач.: «Указание словъ в книзѣ сей. Краткое содержание».

Л. 2 а – чистый.

Л. 12  – Книга Кирила Иеросалимского 9−е послание Мелетиево глава 45 лист 500. Нач.: «Во единѣй же точию истиннѣй вѣрѣ от начальника и совершителя ея Господа нашего Иисуса Христа преданѣй из Иеросалима от божественныхъ ученикъ...». Конец: «Отвѣтъ. Слыши Павла иже ко ефесеомъ во своемъ послании глаголюща единъ Господь едина вѣра едино крещение единъ Бог Отецъ всемъ иже надо всѣми и от всѣхъ и во всѣхъ насъ».

Л. 6 – чистый.

Л. 7 − Цѣлебник киим святымъ даны благодать каковыя благодати исцѣления от Бога даны и когда памяь ихъ. Нач.: «О прозрѣнии ослѣпшихъ очесъ молитися пресветѣй Богородицы Казанской июля 8». Конец: «От скорби и  печали от оклеветания пресвятѣй Богородицѣ всѣмъ скорбящим радость октября 24».

Л. 9 – Книга Лѣствичникъ глава 39. Нач.: «Мнози убо звании мало же избранных и не убоимся рече врагъ нашихъ бѣсовъ яко лице души нашея видятъ…». Конец: «…абие отходят от насъ борющемуся рече со всѣмъ усердиемъ ниже дияволъ ниже человекъ боретъ».

Л. 9 об. – 40 глава. Нач.: «Христосъ бо рече: И благо и бремя легко нарицаетъ…». Конец: «… наше бо житие на небесѣхъ есть Господу рекшу: Иже всѣхъ не отречется своихъ не может выти мой ученикъ».

Л. 10 − Выборки о жизни протопопа Аввакума, 1621–1682 годъ. Нач.: «Прошло три столетия и все еще не угасаетъ интересъ в старообрячествѣ и в кругахъ ученыхъ к жизни и дѣятельности крупнейшаго писателя Древней Руси 17 вѣка…». Конец: «Л.С. Михайловъ. Старообрядческий календарь 1969 г. стр. 1663.

Л. 15 – По записи из жития Аввакума. [Житие протопопа Аввакума] Нач.: «Плакався во своей избѣ пред образомъ Господнимъ яко и очи опухли…». Конец: «Житие Аввакума имъ самимъ написанное издано под редакциею Н.С. Тихонравова, издание Д.Е. Кожанчикова. 1861 г.»

Л. 53 – Старообрядческий календарь 1969 г. стр. 88. Нач.: «В памятно датѣ сказано 1 сентября 1669 г. протопопъ Аввакумъ написалъ царю Алексею Михайловичу из Пустозерска…»4. Конец: «…и любезно мнѣ на земли лежать и свѣтомъ одѣяну и небомъ покрыту быть небо мое и земля моя и свѣтъ мой». Фрагмент Пятой челобитной протопопа Авваума царю Алексею Михайловичу. См.: Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения / Подгот.текста, составление, вступит.статья и комментарии Н.С. Демковой. СПб., 2010. С.203.

Л. 54 – Календарь 1970 стр. 475. Нач.: «300 лѣтъ назадъ 14 апреля 1670 г. в далѣкомъ Пустозерскѣ (при устье реки Печоры) на берегу Ледовитого океана состоялась публичная казнь начальных отцевъ и страдальцевъ за древлеправославие…». Конец: «1 и 2 «Пустозерские сборники», «Протопопъ Аввакумъ» проф. А.К. Бороздина, стр. 164. СПб. 1900 г.; А. Н. Робинсон. «Жизнеописание Аввакума и Епифания».стр.48 М., 1963; «Старообрядческий календарь» 1969 г. стр. 163−167».

Л. 56 – 1 сентября 1669 г. Нач.: «Соузникъ Аввакума по темничному сидѣнию дияконъ Феодоръ написалъ письмо многострадальной страстотерпице Настасье Марковнѣ (женѣ протопопа Аввакума)…». Конец: «Я. Л. Барсковъ. Памятники первыхъ лѣт русскаго старообрядчества стр. 67−70. 1912 г. («Старообрядческий календарь. 1969 г. стр.88).

Л. 57 – Старообрядческий календарь. 1967 г. стр. 50. Нач.: «13 мая 1667 г. церковныи соборъ в Москвѣ вынесъ окончательное решение об участи старообрядчества. До того вызывали отдѣльныхъ руководителей старообрядчества и в случае упорства предавали анафеме…». Конец: «Проф. Н.Ф. Каптеревъ «Патриарх Никонъ и царь Алексей Михайлович» Т.1. Стр. 448. Сергиев Посад, 1909 г.».

Л. 58 – Календарь 1968 г. стр. 75. нач.: «28 сентября 1738 г. в дополнение к указу 21 марта 1736 г. было издано строгое предписание «Следить за тайнымъ расколомъ» и за наложениемъ двойного оклада с зарегистрировавшихся старообрядцвъ…». Конец: «…потаенныхъ раскольников в домъ свой не принимать и противныхъ правому мудрованию книгъ как печатных такъ и письменных отнюдь у себя держать. Проф. П. Смирновъ. Христианское чтение. Стр. 112–128.»

Л. 58 об. – Календарь 1968 г. стр. 75. Нач.: «28 сентября 1738 г. в дополнение к указу 21 марта 1736 г. было издано строгое предписание следить за тайнымъ расколомъ и за наложениемъ двойного оклада...». Далее: выписки из указов от 2 марта 1718 г., 15 мая 1722 г., 16 июня 1728 г.

Л. 59 – календарь 1970 стр. 36. Нач.: «Холмогорский архиепископъ Варнава сообщилъ Синоду, что много старообрядцевъ проживаетъ в «черномъ дикомъ лесу»6 верстах в 15 от деревни Шалимовой, наставникъ Максимъ Васильевъ...». Конец: «Д.И. Сапожников. Самосожжение в русскомъ расколѣ. Стр. 55. М., 1889.

Л. 59 об. – Стр. 24 календарь 1970 г. Нач.: «15 января 1725 г. правительствующий Синод опубликовалъ «Увѣщание» к старообрядцамъ, которые сами себя сожигаютъ. Как то недавно в Сибири в Ишимской волости Тобольскаго края и на Двинѣ учинилось...». конец: «Д.И. Сапожниковъ. Самосожжение в русском расколѣ. стр. 52. М., 1889 г.

Л. 60 – В 1685 г. царевной Софией при участии патриарха Иоакима был изданъ указъ из 12 статей. Указъ предписывалъ...». Конец: Ясевич−Бородаевский В.И. Конец: Борьба за старую вѣру. Стр. 316. СПб., 1912.

Л. 60 об. – Календарь 1970 г. стр. 30. 6 февраля 1670 г. (300 лѣт назадъ). Нач.: «На сырной ниделѣ въ нощи былъ схваченъ в Москвѣ соборнымъ попомъ Петромъ со многими служивыми людьми инокъ Авраамий...». Конец.: «В 1671 г. его сожгли в Москвѣ на «Болотѣ», яко в нѣкоей пещи древняго благочестия всесладчайший хлѣбъ огнепалениемъ испекшее».

Л. 61 – Старообрядческий календарь 1965 г. стр. 56. Нач.: «Лѣта 7173 (1665) августа в 21 день по указу государеву было повѣлѣно сыну боярскому Михаилу Онучину ехати ему от Москвы до Вологды...». Конец: «2 января 1670 г. Григорий (Иванъ) Нероновъ предаде святую свою душу с миромъ Богу (Житие Григория Неронова).

Л. 61 об. – Старообрядческий календарь 1966 г. стр. 28. Нач.: «В спискѣ старообрядцевъ, привлеченныхъ к суду на собрѣ 1666 г. указанъ старецъ Ефремъ (во иночествѣ – Спиридонъ) Потемкинъ, постриженикъ Бизюкова монастыря Дорогобужскаго уезда...». Конец: «Келию Потемкина сожгли (Субботинъ. Материалы по истории раскола. Т.1. Стр. 444).

Л. 62 – Старообрядческий календарь 1965 г. стр. 78 памятная дата. Нач.: «2 ноября 1666 г. скончался архимандритъ Покровскаго монастыря в Москвѣ Спиридон Потемкинъ...». Конец: «И во убогой келиице нищету и скудость терпя всерадостно преставися в лѣто 7173 мѣсяца ноября во второй день».

Л. 62 об. – 9 декабря 1665 г. Нач.: «Шелъ допросъ в Москвѣ диякона Благовѣщенскаго Собора в Кремле Феодора Иванова, допрашивалъ его самъ митрополитъ Сарскии Павелъ...». Конец: «Материалы для истории религии. Субботина т. 1. стр. 403 календарь 1965 стр. 85».

Л. 63 – 20 апреля 1668 г. былъ посланъ в Пустозерскъ Феодоръ дияконъ, но онъ продолжаетъ рассылать «послания христианом»7 подобно Аввакуму...». Конец: «Проф. Бороздинъ. Протопоп Аввакумъ. стр. 140 − 141. СПб. 1900. Календарь 1968 г. стр. 39».

Л. 63 об. − Нач.: «Никита Добрынинъ былъ ревностнымъ защитникомъ древлеправославия. В течении семи лѣтъ онъ изучалъ сличалъ разные сборники и церковно−богослужебные книги...». Конец: «Ив. Румянцевъ, Н. К. Добрынинъ−Пустосвятъ. 1916 г. стр. 326. Календарь 1965 г. стр. 84».

Л. 64 об. – Старообрядческий календарь 1965 г. стр. 31. Нач.: «В памятной датѣ пишется: 17 апреля день преставления преподобнаго отца Зосимы игумена Соловецкаго чюдотворца...». Конец: «Затем, осенивъ себя крестнымъ знамением, предалъ духъ свой Господу Богу 17 апреля 1438 года».

Л. 65 – Календарь 1966 стр. 32. Нач.: «Множество исцелений и другихъ благодатных знамений доказали святость преподобнаго...». Конец: «Изображение преподобнаго Зосимы и 16 клеймъ на надгробии с резбой находится в Третьяковской галерее (см. снимок на стр. 34).

Л. 65 об. – чистый.

Л. 66 – Календарь 1968 г. Нач.: «17 июля 1628 г. скончался игуменъ Соловецкой обители Иринархъ. С 1614 г. он управлялъ обителью...». Конец: «В 1640 г. калязинский игуменъ Иларионъ написалъ «Житие» игумена соловецкаго Иринарха, отметивъ сънисходительную кротость Иринарха в отношении к другимъ и строгость к себѣ».

Л. 66 об. − Календарь 1966 г. стр. 21 (дата) 14 февраля 1666 г. иноками Соловецкаго монастыря была отправлена первая челобитная царю Алексею Михайловичу о вѣрѣ православной от имени цѣлого монастыря...». Конец: «В 1640 г. калязинский игуменъ Иларионъ написалъ «Житие» игумена соловецкаго Иринарха, отметивъ сънисходительную кротость Иринарха в отношении к другимъ и строгость к себѣ».

Л. 67 – Субботин. Материалы по истории раскола. Т. 3. стр. 47. Нач.: «4 октября 1666 г. архимандритъ Сергии прибылъ в Соловецкии монастырь. В тот же день все братия были созваны в главныи храмъ Преображения Господня...». Конец: «Это событие отображено на картине С.Д. Милорадовича. (см. снимок фото). Картина хранится в Третьяковской галерее в Москвѣ.

Л. 67 об. − Календарь  1967 г. стр. 258. Нач.: «В январе 1667 г. неспокойно было в Соловецкомъ монастырѣ несмотря на всѣ увѣщевания архимандрита Сергия монахи отказывались принять новышества...». конец: «Субботинъ. Материалы по истории раскола. Т. 3. стр. 185».

Л. 68 об. − Календарь 1967 стр. 75. Нач.: «14 сентября 1667 г. в Соловки прибылъ из Москвы архимандрит Иосифъ, назначенныи архимандритомъ в Соловецкий монастырь вмѣсто Варфоломея...». Далее выписки с с. 84, 97. Конец: «Очерки истории СССР. XVII в. стр. 323 АН СССР. М. 1955».

Л. 70 – Нач.: Календарь 1969 стр. 54. Нач.: «3 мая 1669 г. к архимандриту Иосифу послана царская грамота чтобы онъ в Сатскомъ острогѣ и во всѣх усольяхъ приказнымъ людям велелъ учинить заказъ крѣпкой чтобы из мѣстъ никакие люди въ Соловецкии монастырь отнюдъ не ездили...». конец: «И. Я. Сырцовъ. Возмущение Соловецких монаховъ. Стр. 263 и 265».

Л. 70 об. – стр. 24 Календаря 1969 г. Н.А. Волоховъ. Нач.: «Из Сумскаго острога. Послалъ с предложениемъ стрельца к монахамъ принести добровольно покорность царю...». конец: «И. Я. Сырцов. Возмущение Соловецких монаховъ−старообрядцевъ. стр. 262. Кострома 1888 г.»9

Л. 71 – Челобитникъ Соловецких отцевъ листъ 39 по 47 воспоминается. Нач.: «Егда воевода Мещериновъ на взятие монастыря приступаше тогда на Москвѣ государь царь телесною болѣзнию объемлется…». Конец: «Соловецкие отцы пострадали в лѣто 7184 генваря 29 в субботу мясопустную поутру во исходъ нощи в началѣ дня от мещерскаго во обстоянии быша 7 лѣтъ и болѣе».

Л. 72 – В Архангельской губернии в Мезенском уездѣ содѣяся в нынѣшнѣмъ 7252 году10. Нач.: «Окладниковой слободки черносошной крестьянинъ Артемии Ванюковъ шедъ на Холмогоры зговоряся со архиепископомъ и с новолюбители или самъ умысли в сердцы своемъ злое лукавство…». Конец: «По помяннику мужеска пола 33 человѣка во главѣ с наставникомъ Иваном Акиндиновъ., женска пола 45 человекъ. Возглавляла ихъ инокиня Алекандра, наставница женской половины скита. Она была родная сестра Акиндинова Ивана. Список «Повести о самосожжении в Мезенском уезде в 1743 – 1744 гг.» по книге В. И. Малышева «Усть−цилемские рукописные сборники XVI – XX вв. Сыктывкар, 1960. С. 186 − 189.

Л. 80 об. − Краткие выписки из Лествечника о молитве с толкованиями.

Л. 82 – Краткие выписки из Апокалипсиса стихи 1, 3, 7, 8, 9 и др.

Л. 84 − Толковое Евангелие от Луки зач. 87. Нач.: «Яко же бысть во дни Ноевы, тако будет во дни Сына Человеческа ядяху, пияху, женяхуся...». Конец: «В толковании глаголется: Яко антихристу пришедшу безмѣстными сластьми обложении будутъ человецы. Будутъ бо тогда человецы во всякой пищи, якоже и при Нои. Ничтоже зла не чаютъ, но и не вѣруютъ еже имъ кто о каком чемъ случится лаголетъ якоже и при Ной и Лотѣ».

Л. 84 об. – Евангелие от Матфея зачин 102. Нач.: «Якоже бысть во дни Ноевы, тако будет и пришествие Сына Человеческаго якоже бо бяху во дни прежде потопа...». Конец: «Обаче внезапу приидетъ день скончания являет же яко антихристу пришедшу сласти похотныя умножатся в человѣцехъ и напитания и браки безсрамно уклонятся якоже и при Нои исполни».

Л. 85 – В Книгѣ о вѣрѣ в главе 2011 списатель пишетъ. Нач.: «Еже истиныи Иоаннъ евангелистъ во Апокалипсисѣ пишетъ о связании сатаны на тысящу лѣтъ…». Конец: «Аще кто достигнетъ тѣхъ времен на брань съ самими дияволомъ. До здѣ изъ Книги о вѣрѣ. К Поморским ответы. Отвѣтъ 106.

Л. 86 – В книге Поморские отвѣты пишется в отвѣтѣ 106 сице. Нач.: «Тѣмъ же видится списатель сей разумѣвая содѣявшееся развязание дияволе…». Конец: «…да сподобистеся убѣжати всѣх сихъ хотящихъ бытии и стати предъ сыномъ человеческимъ. Лука глава 21 (Поморский отвѣтъ 106)».

Л. 88 об. – Лѣствичникъ. Продолжение главы 213. Нач.: «Понеже святи нужныя в житии семъ потребы богословнѣ творяху в коемъ бо помыслѣ рекоша отцы обрящется умъ …». Конец: «…яко ничтоже бо можетъ утаитися от Бога даже и до тонкаго помышления сердечнаго».

Л.  89 − Святый мученикъ Ипполит в словѣ толкования пророка Даниила пишет: Нач.: «В самомъ дѣлѣ если дияволъ на короткое время получилъ власть возмутить землю...». Далее ссылки на Евангелие от Матфея (стихи 28, 18, 7), Марка (8, 38), Апокалипсис (стих 160), Конец: «И дана бысть ему брань творити со святыми и побѣдити я».

Л. 89 об. – чистый.

Л. 90 – таблица «О вселенских соборахъ святых отецъ» (указаны место, даты от создания мира и от рождества Христова, время от собора до собора).

Л. 90 об. – «Апокалипсисъ указания главы и стихи о антихристѣ и послѣднѣмъ времени».

Л. 91 – Нач.: «А будетъ такъ и не учинитца, тако глаголетъ Духъ Святый, пострадать будетъ и намъ, яко же и грекомъ. А потомъ варваръ попуститъ и на самую превую блудницу, еже есть костелъ римской...». Конец: «Папа римский воръ начальной, а по немъ патриархъ русский, да много ихъ от Христа оттекаша». Выписки из письма Аввакума царевне Ирине Михайловне Романовой12.

Л. 92 – выписки из Толкового Евангелия.

Л. 94 – Книга Житие Андрея блаженнаго глава 65 о безстудной и беззаконнѣй женѣ. Нач.: «Да востанетъ жена мондана (так!) от понта царствовати  начнетъ во градѣ семъ и будетъ буява дбявола дщи потворница…». Конец: «…еже Господь Исусъ Христосъ реклъ есть выти (так!) начало болѣзнемъ мимошедшу же цареву граду тому и царству языческому здѣся кончина успевается».

Л. 96 − глава 44. Отвѣтъ блаженнаго Андрея о душе и другие к Епифану. Нач.: «Душе далъ есть Богъ силу животворити тѣло и правити и цвѣсти и покоити теплоты ради…». Конец: «Отвѣтъ: Святые же рече мамона есть хищникъ или мытарь или обидникъ яко поядающе домы вдовицъ и сиротъ не по правдѣ но насилиемъ и мамона есть обидникъ демонъ иже приставленъ к сей злобѣ».

Л. 97 – Вопрос. Нач.: «Епифании же рече: Рцы ми глубже, что есть вѣчный состав. Отвѣтъ. Святый же рече: Еже не оскудѣти временемъ и лѣтомъ, но бытии имъ безпрестани...». Конец: «...безъ конца и вѣкъ и проходимъ бывая на непроходимая жилища отнюдъ».

Л. 102 − О второмъ пришествии Христовѣ. Вопросъ: «Рече к нему Епифанъ: Что нарицается ад? Отвѣтъ: Святый же рече: Адъ – пленение всѣхъ человекъ...». Конец: «Отвѣтъ: Святый же рече: Мамона есть хищникъ или мытарь или обидникъ, яко падающее домы вдовицъ и сиротъ не по правдѣ, но насилием и мамона есть обидникъ демонъ, иже приставленъ к сей злобѣ».

Л. 106 – Из книги Андрея Цареградскаго глава 46. Нач.: «Жена нѣкая пригласи волшебника в домъ свой и не знаяше о немъ яко от диявола он творитъ». Конец: «И внезапу бысть шумъ с небесе свѣтъ и молния разгна вся бѣсы и воплями лютѣ намъ». Конец: «...и внезапу бысть шумъ с небесе, свѣтъ и молния разгна вся бѣсы и воплями лютѣ намъ».

Л. 107 – Выписки из толкового главы Апокалипсиса, главы 30, 44.

Л. 108 – Книга Правая вера глава 30 пишется: Нач.: «Всегда всѣмъ вѣрнымъ подобаетъ имѣти прежде бывшия вины и сему внимати, яко по тысящи лѣтъ от воплощения Божия слова Римъ отпаде со всѣми западными странами от восточныя церкви...». Конец: «Книга о вѣрѣ лист 28 и сборник старообрядческий».

Л. 109 – Выписки из толкового Апокалипсиса главы 29 стихи 129, 128, 114, 116, 126; главы 41 стих 172. 

Л. 114 – Апостолъ толковый Иоанна послание 71 лист 146. Нач.: «Дѣти послѣдняя година есть и яко же слышисте, яко антихристъ грядетъ...». Конец: «Всякъ духъ иже исповѣдуетъ Иисуса Христа в плоть пришедша от Бога есть».

Л. 114 об. – Кирилл Иерусалимский глава 4 речено. Нач.: «Аще кто спитъ бдите и молитеся: не вѣсте бо, в кии часъ Сынъ Человеческий приидетъ...». Конец: «...а злыхъ ради дѣлъ прекратити о томъ святи пророцы и апостоли лѣта и дни часа послѣдняго не описаша».

Л. 115 – Апокалипсисъ глава 63 стих  258, 166, 146, 130, 160, главы 64, 68.

Л. 119 – Кирилъ Иеросалимский глава 4 пишет. Нач.:  «Яко Христосъ времене пришествия своего и кончины вѣка никому не сказа, токмо знамения нѣкая и раздѣления повѣда...». Конец: «Понеже Христа ожидаемъ даже внезапу не умремъ и лживымъ антихристомъ да не будемъ прельшени».

Л. 119 об. – Краткие выписки из книги пророка Ездры главы 8, 9.

Л. 121 – Книга Кирилла Иеросалимскаго лист 15. Апостолъ Павелъ к солунянам зачин 275. Нач.: «Первое бо приидетъ отступление потомъ человекъ беззаконию сынъ погибели противник антихриста...». Конец: «Блаженъ есть иже соблюдетъ повелѣния его да будетъ область имъ над древомъ живота».

Л. 122 – Из ниги Андрея Цареградскаго (коротко). Глава 63. Нач.: «В послѣдняя дни возставитъ Господь Богъ царя от нищеты и ходити начнетъ во мнозѣ правдѣ...». Конец: «Минувшу же царству тому со всею тишиною его и тогда востанетъ начало болѣзни».

Л. 122 об. – Глава 64. Нач.: «Приидетъ же ино царство пятое иже от Аравии лѣто едино и при царствѣ его соберутся святи добрии животворящаго древа...». Конец: «...слышавше придут малии отроцы оставившее бодрость и прочее...».

Л. 125 – выписки из Апокалипсиса о последнем времени.

Л. 126 об. – Пророка Ездры третьих книг глава 15. Нач.: «Горе вѣку и иже обитаютъ в немъ, понеже приближися мечь и сокрушение ихъ и восстанет языкъ на языкъ...». Конец: «Горе тебѣ, бѣднѣй, понеже уподобилася еси ему и украсила еси дщери твоя в любодѣянии ко угождению и прославлению в любодѣянии ко угождению и прославлению в любовныхъ твоихъ иже с тобою похотѣша всегда блудити...»13.

Л. 128 – Глава 16 (ниже). Нач.: «Се посылаются злая и не возвратятся донде же приидутъ на землю...». Конец: «...да не преотягчат васъ грѣси ваши ниже превзыдутъ беззакония ваша. Горе иже стѣсняются от грѣхъ своихъ и покрываются беззаконии своими».

Л. 130 – Краткие выписки из Апокалипсиса, стихи 63, 64.

Л. 132 – Даниилъ14 пророкъ написа еже по седми и по шестидесяте и двухъ седмицъ кииждо день в седмицы в лѣте почитается...». Конец: «Катехисисъ слово о страсти Хистове».

Л. 132 об. – чистый.

Л. 133 – О кончинѣ Андрей Уродивый. Нач.: «В послѣдняя дни  возставитъ Господь Богъ царя от нищеты и ходити начентъ во мнозѣй правдѣ…». Конец: «…от земли и от моря возникнутъ поизобилу и будутъ якоже были при Нои в тихости и весели донѣже прииде потопу минувшу же царству тому тогда настанетъ начало болѣзни (глава 64 Андрей Уродливыи)».

Л. 134 – Нач.: «На вопросъ Епифания Андрею како хощет человечество изгинути от земли…». Конец: «…и от тѣхъ звѣрей устрекаеми ядомъ лютымъ отекшее горькою смертию погибнутъ (Книга Андрея вопросы Епифания).

Л. 135 – Нач.: «Апостольскому мужу Ерму было сказано о четырехъ цвѣтахъ которые имѣлъ звѣрь на головѣ следующее…». Конец: «…потому что непорочны чисты блудят тѣ которые избраны Богомъ в жизнь вѣчную (Изъ видѣния Ермы видѣннаго в половинѣ втораго вѣка и истолковано ему ангелом Урииломъ»).

Л. 136 – Пророкъ Иезекииль глава 38 предрече. Нач.: «И бысть слово Господне ко мнѣ глаголя…». Конец: «Падетъ же со всѣми силами своими на горахъ Израилевыхъ».

Л. 137 – Псалтырь толковая. Нач.: «Яко вся злая возгорятся от сѣвера и понеже во откровении Иоанну Богослову…». Конец: «…Гогу и Магогу приити глаголетъ убо нужно есть из обрѣсти». 

Л. 137 об. – Краткие выписки из книги Щит веры, Златоуста.

Л. 138 − Книга Триодь постная понедельник 2 недели поста (кратко). Нач.: Егда изгна Господь Богъ Адама из рая пищи дѣлати землю от нея же взятъ бысть и изятъ15 Адама и всели его прямо рая пищи...». Конец: «...не убо аще праведно принесеши правѣ же не раздѣлиши согрѣшилъ еси умолкни к тебѣ обращение его и ты тѣмъ обладаеши».

Л. 138 об. – Вторая 2 недели поста от Бытия стение. Нач.: «Рече Каинъ ко Авелю, брату своему: Поидемъ убо на поле...». Конец: «...и положи Господь Богъ знамение на Каинѣ еже не убити его всякому обрѣтающему его».

Л. 139 – Среда 2 недели поста от Бытия чтение. Нач.: «Изыде Каинъ от лица Божия и вселися в землю Инаидъ прямо Эдему и позна Каинъ жену свою и заченше роди Еноса...». Конец: «...и Сифу бысть сонъ именова же имя ему Еносъ, сей призвати имя Господа Бога».

Л. 139 об. – Четверг 2 недели поста от Бытия чтение. Нач.: «Сия книга Бытия человеча в онь же день сотвори Богъ Адама по образу своему сотвори его...». Конец: «И угоди Енохъ Богу и не обрѣташеся, зане престави его Богъ».

Л. 141 – Исчисления16. Нач.: «Житъ17 Адамъ 230 лѣтъ и роди сына Сифа. Поживе Сифъ лѣтъ 205, роди Еноса. Поживе Еносъ лѣтъ 190, роди Каинана...». Конец: «А черезъ 750 лѣтъ бысть Ноевъ потопъ, т.е. в 2242 лѣто». 

Л. 141 об. – чистый.

Л. 142 – Пятокъ 2 нидели поста Триодь. Нач.: «Ное бѣ пятисотъ лѣтъ и роди Ное 3 сыны: Сима, Хама, Иафета...». Конец: «Ное обрѣте благодать предъ Господемъ Богомъ».

Л. 142 об. – Понедельник 3 ниделя поста Триодь (кратко). Нач.: «Ное человекъ праведенъ и совершенъ сыи в родѣ своемъ...». Конец: «И сотвори Ное вся елика заповѣда ему Богъ, тако сотвори».

Л. 144 – Чтения из Триоди постной о потопе.

Л. 150 – Понедельник 5 нидели поста. Триодь лист 419. Исайя. Нач.: «И изыде ангелъ Господень и уби от полка асирианъ 100 и 85 тысящь и отиде ангелъ...». Конец: «...от руки царя асирийска избавлю тя и градъ сей и заступление сотворю о градѣ семъ».

Л. 150 об. – 12 святым апостолам имена (пронумерованный список апостолов).

Л. 151 –Триодь постная в понедельнк 1 нидели поста от Притчей чтение. Нач.: «Послушай, сыне, наказания отца твоего и не отрини законы матерее твоея...». Конец: «Тии бо иже кровемъ причащающися снискаютъ себе злая».

Л. 151 – В четверг 1 нидели поста. Нач.: «Сыне, моихъ законъ не забывай, глаголы же моя да соблюдаютъ твое сердце». Конец: «...но буди мудръ о себѣ, чти Господа от своихъ праведныхъ трудовъ».

Л. 154 – Библейская хронология (годы жизни Адама, дата Ноева потопа и т.д. здесь же – дата крещения Руси, даты вселенских соборов).

Л. 158 – Ис книги Златаго бисера от глав 2. Нач.: «Вопросъ. Богъ единъ ли прежде неже сей мир сотворил». Конец: «...тогда бо закрываетъ его земная землею толстота, то есть нощь, и то разумѣй, яко солнце безпрестанно течетъ и не может нимало стояти».

Л. 163 – Минея четья сентября 4 житие пророка Моисея (краткое содержание). Нач.: «Фараону было извещение от волхвовъ, яко егда родится вождь людей израильских много имать приятии казни Египетъ». Конец: «…и достиже ихъ ополчившихся при мори но не возможе напасти на ня: ангелъ бо Божии ходя пред полкомъ израилевымъ и ста столпъ облачныи между полкомъ израилевымъ…и прочее». (сокращенный вариант библейского текста, сокращения отмечены в тексте многоточиями или авторским комментариями).

Л. 168 − Нач.: «Даде же Фараонъ Иосифу в жену Асейфу дѣвицу дщерь Пентефрия, но не того Пентефрия, у него же работа Иосиф, но инаго. Той бо бѣ воевода, а оныи другии бѣ жрецъ начальныи во Илиополи, си есть Солнечномъ градѣ». Конец: «Слышав же яко хлѣбъ обиленъ во Египтѣ рече къ сыновомъ своимъ… и прочее).

Л. 169 – Прологъ сентября 10. Нач.: «Три жены обрѣтены питаеми птицами носящее има с древеса плоды 11 лѣтъ пробыли жены в пропасти земной никѣмъ ведоми безвыходно». Конец: «…и третия в трети день ночи и погребшее я славящее Христа Бога нашего. Прологъ 11 сентября слово еже не отчаятися грѣховъ своихъ ради Божия мислости».

Л. 170 – Книга Библия глава 34 книга 5 Моисеовы Второзакония. Нач.: «И взыде Моисей от Аравофа моавля на гору Нававъ на верхъ Фазга яже есть прямо Иерихону и показа ему господь…». Конец: «Моисею же бѣ лѣтъ сто и двадесять егда скончася».

Л. 170 – От Исхода чтение (Общая Минея лист 493 на Преображение). Нач.: «Рече Господь к Моисею взыди ко мнѣ на гору и стани ту и дамъ ти скрижали каменныя законъъ и заповѣди…». Конец: «…и взыде на гору и бѣ ту на горѣ четыредесять днии и четыредесять нощей».

Л. 171 – От Исхода чтение (Общая Минея лист 493 на Преображение). Нач.: «Во днехъ онѣхъ глагола Господь к Моисею лицем к лицу якоже аще кто глаголетъ ко своему другу…». Конец: «И прейде Господь пред лицемъ его и призва Господь Богъ щедръ и милостивъ и истиненъ и потщався Моисей приникъ на землю поклонися Господеви».

Л. 172 – Из слова святаго Климента ноября 8. Нач.: «Ангеломъ показанъ боговидцу Моисею в горѣ Синайстѣй образъ пресвятыя Богородицы купиною огнемъ горящею и не опалѣвшею…». Конец: «…и вопияху трисятую пѣснь глаголющее Святъ, святъ, святъ Господь Саваофъ исполнь вся земля славы его».

Л. 172 об. – От царствъ третьих чтение (Общая Минея лист 494) на Преображение. Нач.: «И иде Илия до горы Хоривския и вниде ту в пещеру и вселися в ней…». Конец: «…и пойдеши в путь пустыни Дамасковы и помажеши Елисея сына Асафатова вмѣсто себѣ пророка».

Л. 173 – Евангелие от Матфея зачин 70. Нач.: «И по днехъ шестихъ поятъ Исусъ Петра Иякова и Иоанна брата его и возведе ихъ на гору высоку едины и преобразися пред ними…». Конец: «…заповѣда им Исусъ, глаголя: «Никомуже повѣдите видѣния дондеже Сынъ Человечески из мертвыхъ воскреснетъ».

Л. 173 об. – Из Синаксаря. Нач.: «Гора Елеонъ есть прямо Иерусалима двѣ тысящи и четыредесять ножныхъ ступеней растоящи ей…». Конец: «…зане же и сѣнь свидѣния толицѣми стопами ногу бяше от стоящи от июдейскаго полка».

Л. 174 – Пророка Захарии глава 5. Нач.: «Обратихся и возведахъ очи мои и водѣхъ и се серпъ летящь и рече…». Конец: «…се клятва исходящая на лице всея земли зане всякъ тать от сего до смерти мстится».

Л. 174 об. – Иоиль глава 3. Нач.: «Разсецыте рала ваша на оружия и серпы ваша на луща (так!) немощныи да глаголетъ…». Конец: «…Господь же пощадитъ люди своя и укрѣпитъ Господь сыны Израилевы и увѣсте яко Господь Богъ вашъ».

Л. 175 – Исайя пророкъ сказуетъ глаголя. Нач.: «Егда убо царствоваше Иезекия царь во Израили прииде на нь царь асириискии яко приятии градъ…». Конец: «Такова бо есть сила безплотныхъ онѣхъ слугъ божественныхъ ихъ же свѣмъ суща начальника архистратига Михаила. Слово святаго Климента в 8 день ноября».

Л. 175 об. – чистый.

Л. 176 – Нач.: «Архистратигъ Гавриилъ единъ есть от небесныхъ князей иже искони Богомъ посылаемъ на землю и всю добродѣтель сотворяя человеческому роду». Конец: «…того ради сотворяется соборъ великаго архангела Гавриила искони благая творящи человеческому роду. Слово на соборъ архангела Говриила в конце».

Л. 176 об. – Из слова Дионисия Ареопагита о иноческом свершении. Нач.: «От перваго лѣта Декиева царства в немъ же уснуша святи отроцы до тридесять и осмаго лѣта юнаго Феодосия царя…». Конец: «Оттолѣ же до 38 лѣта царства Феодосия юнаго 150 лѣтъ».

Л. 178 – Правило 10 святых апостолъ повелѣвает. Нач.: «Яко моляися со отлученными аще не в церкви но в дому….». Конец: «О семъ же книга «Правая вѣра» глава 2 лист 21 указуетъ».

Л. 178 об. – чистый.

Л. 179 − Краткие выписки из книги «Сынъ церковный» главы 4, 5, 7, 10.

Л. 182 − Прологъ 8 мая на память Иоанна Богослова. Нач.: «Яко отецъ Иоанна Богослова Заведей бяше, мати же Саломия...». Конец: «Гора Охли (?) и яко наричется Ливатъ идѣже лежатъ святые седмь отрокъ при устии горы и многие другие апостолы и святые (чти в словѣ 8 мая)».

Л. 182 об. – чистый.

Л. 183 – выписки из Ветхого Завета (имена сыновей Иакова с комментариями о каждом, имена апостолов).

Л. 184 − Родословие пресвятыя Богородицы. Нач.: «От колѣна Нафанова сына Давидова, Матфанъ иерей сынъ Левиевъ от Вифлеема роди Левию...». Конец: «И посему яко бытии Саломеи бабѣ и Елисавфи и святѣй Богородицѣ дщеремъ родныхъ трехъ сестреницъ. Христосъ же и Иоаннъ Предтеча двоюродныхъ сестръ дѣти (Кирилъ Иеросалимский глава 20. лист 207).

Л. 185 – Нач.: «От перваго лѣта Декиева царства, в немъ же уснуша святи отроцы...». Конец: «Оттолѣ же до 38 лѣта царства Феодосия юнаго 150 лѣтъ (Слово Дионисия Ареопагита о иноческом свершении (повтор, см. Л. 176 об).

Л. 185 об. – Когда ангелъ удержалъ руку Симеона (было ему 90 лѣтъ). Конец: «…и приятъ Господа Иисуса Христа на руку свою и прося отпущения сиречь кончины (слово о пророцѣхъ)».

Л. 186 – Прологъ 3 декабря слово преподобного Арсения. Нач.: «Показа ми ангелъ человека стояща на кладезѣ и черплюща воду от него...». Конец: «...достоитъ же всякому человеку съ чистотою добродѣтели стяжати, а не вотще трудитися».

 
Л. 187 – Святый Дорофей в главѣ 62 пишетъ. Нач.: «Честнѣе есть всѣхъ молитвъ пред Богомъ и трудовъ и приношение Богови еже не согрѣшати...». Конец: «Блудъ бо нарицается от своея жены и своею не по закону».

Л. 187 об. – краткие выписки из книги Иисуса сына Сирахова и Пролога от 18 марта.

Л. 188 – Кормчая уставъ о брадобритцѣхъ. Нач.: «Два брата − то два колѣна, дѣти – тою четыре колѣна...». Конец: «Не достоит поимати двою сестру, ни сестры из братамъ, дву сестру поимати, ни двѣма братома, тетки с сестричною».

Л. 188 об. – Краткие выписки из Апостола толкового, Зонаря, Златоуста, Номоканона о супружеской верности и о блуде.

Л. 209 – Из указания собора христианъ поморцевъ в Москвѣ в 1909 г. 1 – 12 мая. Нач.: «Вопросъ. Можно ли пѣть погребение или творить поминовение по християнамъ…». Конец: «Феофила же царя блаженная царица Феодора жена его подвигну многихъ святых на молитву избавити от муки, а сухую же ону лбину, над нею же преподобный Макарий помолися».

Л. 209 – Андрей Денисьевич, настоятель Выгорецкий, что чаепитие несомнѣно послѣдняя прелесть антихристова…».

Л. 209 об. – мелкие выписки из 66 правило 6 вселенскаго собора, Кормчей, Маргарита, Слово 5 Иосифа Волоколамского.

Л. 216 – выписки о брадобритии из посланий апостола Павла к евреям, из толкового Зонаря.

Л. 220 − «Из книги Кирила Иеросалимскаго. Слово о латынскихъ ересѣхъ глава 26 лист 235».

Л. 227– Зерцало Великое глава 46. Слово о том яко пьяница осужденъ по смерти пити огнь смолу и серу. Нач.: «Близ града Колны бѣ нѣкии воинъ Радингеръ великии винопитица тако охочии пити…».

Л. 228 – «Книга видѣние Григория сказание Феодоры мытарство 11 пьянственое лютѣ упивающимся».

Л. 229 – выписки о пьянстве из книги Правая вера, слов Иоанна Златоуста, Триоди постной, Пролога.

Опубл.:
Мелихов М.В. Рукописные сборники печорского старообрядца С.А. Носова: сборник № 10 //
Вестник Сыктывкарского университета. Серия гуманитарных наук.
2013. № 2. С. 200–215.


1 Личный архив Р. С. Носовой.
2 Нумерация авторская, номера страниц проставлены цифирью карандашом в правом верхнем углу.
3 Предложение написано красными чернилами.
4 На поле красными чернилами: «Послание см. книгу 2 лист 96». Здесь С.А. Носов отправляет читателя данного сборника к своему сборнику № 2.
5 Написано красными чернилами.
6 Кавычки С.А. Носова.
7 Слова взяты в кавычки.
8 Сверху написано: 23.
9 Сырцов И. Возмущение соловецких монахов-старообрядцев в XVII веке. Кострома, 1888. См.: URL
10 Заголовок написан красными чернилами.
11 Слова помещены над строкой.
12 Публикацию текста см.: URL
13 Так в тексте.
14 Л. 132 – 134 написаны карандашом.
15 Так в ркп.
16 Слово подчеркнуто и помещено над строкой как заголовок,.
17 Так в ркп.