Учусь я от скуки,
Беру карандашъ в руки,
Сажусь на стул дубовый,
Беру лист почтовый...
Пописавши
Степанъ Анхѣновичь Носовъ
Рукописные сборники С.А. Носова (М. В. Мелихов)

Рукописные сборники С. А. Носова

С. А. Носов составил, написал, переплел 28 рукописных сборников с текстами преимущественно религиозного содержания. Большая часть известных нам сборников С. А. Носова – традиционного для позднего старообрядчества содержания, но два отличаются от остальных. Это сборники № 101  и 262: в них помимо религиозных текстов есть и произведения по истории старообрядчества, переписанные из разных источников. О цели составления сборника № 10 С. А. Носов сообщал в письме к Е. И. Осташову (№ 73, не датировано) именно как о книге, в которой подведены итоги его многолетних разысканий не только по вопросам веры, но и по истории старообрядчества: «…типерь все мои складывались мысли и дела, как бы еще составить полезные выборки из Писания, образовать книжицу (видимо, последняя будет), по числу 10-я. Написано около 200 листов, где основное по вопросу правил, страдание верных людей и жизнь старообрядцев в последние два века (260 лет), особенно Аввакума и его современников. Но знаю, что всего не сделать: дни мои сочтены и глаза ослабли». Есть все основания считать, что эти сборники – не единственные: во время экспедиции 1982 г. в пос. Новый Бор мы видели фрагмент из рукописного каноника, на котором имелась датированная 1915 г. запись печатными буквами: «Писал многогрешный Стефан Носов».

С. А. Носов освоил все виды работ, связанных с книгой: переписывал, художественно оформлял рукописи заставками, переплетал свои и чужие книги. В библиотеке СГУ имеется рукопись начала XIX в. (Житие Василия Нового, У-Ц. р. 33), переплет которой, как сообщил даритель рукописи В. П. Поздеев (г. Нарьян-Мар), был отреставрирован С. А. Носовым: он заменил ветхий кожаный корешок на новый матерчатый, выровнял блок, проклеил все тетради, заменил шмуцтитулы3.

Судя по экземплярам, хранящимся в настоящее время в отделе редких книг и рукописей библиотеки СГУ, сборники, как правило, имели формат в восьмерку (реже – четверку), объемом 130–160 листов из школьных тетрадей. Помимо «книг» С. А. Носов составлял и более мелкие сборники – тетради в несколько листов каждая с канонами, молитвами, выписками из богослужебных книг. Материалом для переплетов собственных сборников С. А. Носова чаще всего служил картон, который он обклеивал цветной бумагой, тканью или фольгой от чайных упаковок. На верхнюю крышку переплета он обязательно наклеивал бумажный ярлычок с названием сборника и его порядковым номером. В настоящее время в библиотеке СГУ имеется 6 подобным образом оформленных сборников4.

Тексты, содержащиеся в сборниках, разъясняют основы христианского вероучения и специфику старообрядческих религиозных воззрений, указывают путь к спасению души и предостерегают от мирских соблазнов и искушений, рассказывают о разновидностях грехов и о каре за каждый из них, о грядущем в ближайшее время конце света и о приметах, свидетельствующих об этом, о брадобритии, курении табака, винопитии и т.п. Практически всегда С. А. Носов указывает на источник, из которого им взят тот или иной текст или сделана та или иная выписка. Нередко в сборниках содержатся и полные варианты достаточно объемных произведений, прежде всего – житий. Так, С. А. Носов был хорошо знаком с житиями наиболее авторитетных христианских святых, с классикой агиографии. Например, в сборнике № 12 сразу девять житий и выписок из них: Алексея человека Божия, священномученика Климента папы римского, Иоанна Новогородского, святого Георгия, Нифонта Констанцкого, Филарета Милостивого, Иоанна Внифатьевича, Георгия Арселаита, Таисии Египетской. Жития помещены в одном сборнике, но не друг за другом, а между ними всегда есть выписки из других текстов. Отметим, что в равной степени интересными для печорского книжника были как классические жития раннехристианских святых, так и жития старообрядческие (например, редкое для Печоры жизнеописание Ивана Внифатьевича Кольского).

Для С. А. Носова как для составителя сборников характерна тенденция к объединению текстов на одну тему или об одном герое в циклы. Эта особенность очевидна, например, для сборника № 4: в нем подобраны тексты из разных источников на актуальные для старообрядцев темы брадобрития и «главострижения». Блок выписок так и называется – «Выписки о брадобритии и главострижении». Источниками послужили Библия (книга 3 Моисеева, Левит), постановления Апостолов, сочинения блаженного Феодорита Кирского, «Кормчая», «Пролог», «Зерцало мирозрительное», Слово 12 Иосифа Волоцкого, слово 106 «Паренесиса» Ефрема Сирина, «Кириллова книга» Зизания, Житие Василия Великого, «Правая вера», Толковый «Зонарь», сочинения Иоанна Златоуста и т.п. Отметим, что список текстов, из которых С. А. Носов делает выписки на эту тему в своем сборнике, даже обширнее тех источников, на которые ссылаются на форумах интересующиеся этой темой современные старообрядцы и представители официальной церкви, например с форума диакона Андрея Кураева.

Количество и объем текстов, входящих в состав сборников Носова, могли быть разными. Некоторые по обилию и разнообразию тем больше похожи на планы-конспекты его будущих «проектов» или на своеобразные тематические (догматические) справочники. Правда, между текстами, из которых они составлены, часто не просматривается никакой внутренней связи: это могут быть выписки (от 1–2 строк до 1–2 страниц) на самые разные темы, содержащие разрозненные факты из Ветхого Завета, истории Римской империи, Священной истории, из истории Европы и России, перечень дней церковных праздников по церковному календарю (с датировкой от сотворения мира) и по современному календарю (датировка от Рождества Христова), дни памяти святых, десятки самых разных цитат из богослужебных текстов и из мирских книг, и т.д. В каждом сборнике есть выписки из Апокалипсиса, Ветхого Завета, Апостола, Евангелий, Кормчей, из Прологов, из имевших широкое распространение в старообрядческих кругах сборников полемических сочинений «Щит веры» и «Правая вера». С. А. Носов прекрасно ориентировался в этих сложных и объемных книгах и постоянно на них ссылался, причем, всегда к месту.

Подборки материалов по истории старообрядчества занимают в сборниках С. А. Носова особое место. Отметим, что, несмотря на значительную удаленность с. Среднее Бугаево Усть-Цилемского р-на Республики Коми, в котором проживал печорский книжник, от научных библиотек, он находил возможность читать не только религиозные книги, в 1950-е годы в изобилии представленные в книжных собраниях земляков, но и редкие научные издания XIX в. по истории старообрядчества. С. А. Носов заказывал микрофильмы по системе МБА через Центральную библиотеку Республики Коми (г. Сыктывкар), а затем просматривал дома с помощью детского фильмоскопа. В разговоре с нами во время археографической экспедиции на Печору в 1980 г. С. А. Носов рассказывал, что ему присылали и микрофильмы, которые читал, проецируя их на стену с помощью детского диапроектора. Но с каких книг были эти микрофильмы – точно он сам уже не помнил, назвал только одну из них – В. И. Ясевич-Бородаевская «Борьба за веру: Историко-бытовые очерки и обзор законодательства по старообрядчеству и сектантству в его последовательном развитии» (СПб., 1912). Кроме того, несмотря на всевозможные сложности, он регулярно получал из Москвы «Старообрядческий календарь», внимательно изучал все публикованные в журнале материалы, хорошо помнил все прочитанное и даже был своеобразным популяризатором религиозных и исторических знаний: переписывал тексты из «Старообрядческого календаря» в свои сборники, а сборники давал для прочтения землякам. Кругозор С. А. Носова, таким образом, был намного шире, чем у большинства старообрядцев Печоры, интересы которых ограничивались Псалтырью и минимальным количеством необходимых для богослужения текстов.

Разнообразие книг, с которыми печорский книжник работал в процессе создания своих сборников, свидетельствует о значительной (даже для старообрядца второй половины XX в.) грамотности и начитанности и в светской литературе: среди перечисленных выше источников, например, указана и книга Д. Л. Мордовцева «Великий раскол» (М., 1891). Здесь же помещена информация из официальных источников (газеты «Русская мысль» за 1853 г., цитируется фрагмент записки графа Н. А. Орлова «Мысли о расколе», автор которой предлагает отказаться от репрессий против старообрядцев, приводится ссылка на составленную для великого князя Константина Николаевича П. И. Мельниковым-Печерским «Записку о русском расколе» и «Письмо о расколе» с перечислением наказаний, которым подвергались старообрядцы в XVII–XIX вв. (пытки, казни, ссылки, расторжение браков, запреты хоронить их на кладбищах и пр.).

Имея дома почти все книги, на которые он так любил ссылаться, или «Старообрядческий календарь», в котором эти материалы часто публиковались, С. А. Носов, тем не менее, постоянно делает выписки из них для своих сборников. В отличие от своих современников Носов знал и важнейшие события в истории староверия на Печоре. Так, он часто заимствует разные сведения по истории старообрядчества из книги В. И. Малышева «Усть-Цилемские рукописные сборники XVI–XX вв.», а в сборнике № 10 переписал из этой книги повесть о гари на Пижме в 1743 г. Копия этой повести – точная, отличается от печатного варианта текста только несколькими орфографическими ошибками.

Сборники С. А. Носова предоставляют уникальную возможность не только заглянуть во «внутренний мир» пишущего старообрядца, но и ознакомиться с самим процессом работы: узнать, какими книгами (религиозными и светскими) он располагал, понять, как происходил процесс отбора и накопления материалов для сборников, какие вопросы (не только догматические, но и житейские) его интересовали.

В настоящее время известно содержание 14 сборников С. А. Носова. Цифровые копии 11 из них были предоставлены нам его дочерью, Розой Степановной.

М. В. Мелихов

О сборнике № 1 см.: Прокуратова Е. В. Новые источники изучения рукописного наследия печорского книжника С. А. Носова (археографическая находка 2009 г.) // Вторые Мяндинские чтения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Сыктывкар, 2011. Т. 1. С. 164-173.


1 Мелихов М. В. Рукописные сборники печорского старообрядца С. А. Носова: сборник № 10 // Вестник Сыктывкарского университета. Серия гуманитарных наук. № 2. С. 200–215.
2 Мелихов М. В. Рукописные сборники печорского старообрядца С. А. Носова: сборник № 26 // Вестник СыктГУ. Серия гуманитарных наук. Сыктывкар, 2015. № 3. С. 336–352.
3 Описание рукописи см.: Памятники письменности в хранилищах Коми АССР. Каталог-путеводитель. Ч. 1. В. 1. Рукописные собрания Сыктывкарского государственного университета. Сыктывкар, 1989. С. 153–158.
4 Описания трех сборников (У-Ц. р. № 138, 140, 196) см.: Памятники письменности в хранилищах Коми АССР. Каталог-путеводитель. Ч. 1. В. 1. Рукописные собрания Сыктывкарского государственного университета. Сыктывкар, 1989. С. 205–215, 232–239. Кроме этих сборников в библиотеке СГУ находятся еще два аналогичных по содержанию и оформлению сборника: У-Ц р. № 250 и У-Ц р. № 251. Всего к настоящему времени нам известно местонахождение 16 сборников, а сборники № 3, 4, 8, 9, 10, 11, 12, 22, 23, 26, 27, хранящиеся в личной коллекции Р. С. Носовой, отсканированы ею и переданы в дар НБ СГУ.