Учусь я от скуки,
Беру карандашъ в руки,
Сажусь на стул дубовый,
Беру лист почтовый...
Пописавши
Степанъ Анхѣновичь Носовъ
Письма к А. Н. Власову

Письма к А. Н. Власову1

№ 1

Уважаемый Андрей Николаевич!

Первым делом Вам мой привет и добрые пожелания в Вашей учебе. Далее извещаю о получении Вашего письма от 14.11.78 г., за что благодарю сердечно.

Относительно Ваших вопросов немного указал на особых листках, причем не знаю, как писать – скорописью или печатным шрифтом, как  написал, и препровождаю при сем. Если будет приемлемо и угодно, то так и укажите в следующем.

Вопросы. Когда наступит Царство мира, можно, по-моему, так разуметь. Мир есть видимый, в котором живем, и народы в нем теперь, как известно, кто борется за мир, а кучка врагов смущают на вражду, но есть мир невидимый, о котором доказано Писанием святых, и скажу, что для этого создан человек. Пусть теперь настало время неверия, но, надо сказать, оно тоже предсказано, что востанут на Бога и святых его, и как бы победят все небесное, но не премолчит Бог, придет и не замедлит в положенное время воздать комуждо по делом своим.

Далее, о свержении дьявола. Я разумею, что во время распятия Христова произошло, когда праведных всех освободил из ада, а сатану связал на тысящу лет, а после будет развязан, выйдет прельстити живущих на Земли, о чем советую прочесть приложение мое, как это надолго обернулось и в какое время. Однако надо знать и о том, как был свержен сатана с небес, по книгам сие доказано, то укажите, что именно, и если смогу пояснить, то не откажу.

По моей просьбе заказов пока нет, если что увидите об Аввакуме «Житие», то хорошо бы было, если книжка, то достать для меня. У мня немного бы есть о нем, но нет листов некоторых.

Пишу на скорую руку и при огне, плохо зрение. Извините за досадные ошибки. При встрече с девушкой, с которой Вы были у нас, прошу от меня поприветствовать. С тем до свидания. Ваш Степан.

23 ноября 1978 г.

Коротко о четырех всадниках. Надо ограничиться оговоркой, что у мня Апокалипсиса книги нетъ своей, есть только выписки, которые, на мой взгляд, показались мнѣ болѣе нужными при современныхъ событиях послѣдняго вѣка, и я ихъ написалъ для себя как бы для памяти. О всадникахъ же, надо сказать, понятие есть по трехтолковому Апокалипсису, сводится (насколько помню), что конь бѣлый, всадникъ на нем с лукомъ в рукахъ – показуется апостольское учение и проповѣдание ихъ по вселеннѣй Слова Божия и Евангелия. Второй конь вороной, и всадникъ на немъ с вѣсами в рукѣ  – разумѣвается: вѣрнии начали подвергаться преслѣдованию и мучению и в тяжелом положении от мучителей начали многие колебаться: идти на мучение или нет, словно на вѣсахъ свои мысли поимѣли. Третий всадникъ на конѣ рыжемъ со знаменемъ – толкуется: за вѣру Христову многие начали принимать мучение, и чемъ больше ихъ мучили, тѣмъ больше ставали в ряды мучениковъ за Христа, как видя знамения, не побѣдимы ни в каких мучениях, о чем много писано в житияхъ, книгѣ Прологъ во весь годъ. Святый Иеронимъ пишетъ: святая церковь могла бы праздновать одним мученикамъ каждый день по пять тысячь в день и во весь год. О четвертомъ васднике толк[ование] хорошо не помню2.

По вопросу о звѣздѣ не совсѣмъ понятно, посему оставляю вопросъ, ибо во многих мѣстѣх и по-разному о звѣздахъ.

О свидѣтеляхъ двухъ Божиих. Здѣсь разумѣвается двух пророк, Ильи и Еноха, ихъ же антихрист убиетъ. Многие сих пророк пришествие разумѣютъ, явѣ всѣ произойдетъ на Земли, но учители церкви сходятся на томъ, что подлежитъ по духовному смыслу разумѣть, а не естественно, короче говоря, когда востанетъ послѣдняя ересь на церковь Божию, тогда вѣрнии, научившися от пророк, будут обличать антихриста, т.е. отступников истинныя вѣры на основѣ пророческаго учения, за это их будут мучить и убивать, и тѣлеса их будут не погребены, т. е. останутъ на стѣнах града великаго. Град же именуетъ церковь Христову, но так как церковь истинная будет разорена и о страдальцах Христовых никто не будет знать, хоть и достойны по страданию службы и канонов церковныхъ. Здесь надо разуметь страдальцев за старую вѣру, соловецких иноков, и, в частности, укажем протопопа Аввакума и с ним созженых в Пустозерске Епифания, Лазаря и других. У последних два раза языки отрезали, и они опять говорили, причем когда у Епифания другой раз решили рѣзать язык по корню, то ему явился пророк и сказал: «Дерзай, брате, не бойся!». Много было и других показаний о страдальцахъ: у Лазаря за проповѣдание по-старому сложения перстов руку отсѣкали, а она, брошеная на земли, стала на локоть и сложила крестное знамение по старому узаконению3.

Нам книга Российский виноград пишетъ, в послѣднемъ гонении за старую вѣру, по неточнымъ свѣдѣниямъ, замучено триста тысячь, т. е. во времена Никона патриарха, послѣди – его приспѣшниками.

По вопросу, когда наступитъ царство мира, тоже вопрос не могу понять. Далѣе, когда будет свержение дьявола на землю. Сие, видимо, взяли из Апокалипсиса, но, как я уже указал, Апокалипсис есть разумѣть не по видѣнию, а въ духовном смыслѣ, проще сказать, как гадание, хотя учители церковнии дали нѣкоторое направление, свое понятие. Особенно много дал Андрей Кесарийский въ Трехтолковом Апокалипсисѣ, стих 167, указал: Извѣстно же, яко всегда Богъ закрываше времена судеб своих числом неудобь разумным, да присно готови будем. Другие толкователи также научали, что когда вѣрныи да разумѣет. Или укажем еще на пророка Ездры (Библия) глава 9: И рекох: Господи, ныне показал еси мнѣ множество знамений, иже начнеши творити в послѣдний час, но не показал еси, в какое время4. И отвѣща и рече ко мнѣ: Мѣрящь мѣри время в себѣ самом, и будет по внегда увидиши, егда приидетъ часть нѣкоторая знамении, яже предречена суть. Тогда уразумѣеши, яко то самое есть время, в не же начнет вышний посѣщати вѣк, иже от него сотворен бысть, и проч.

Здесь слѣдует сказать, для примѣра, немного по Апокалипсису, глава 63 стих 258 (в Трехтолковом): И егда скончается тысяща лѣт, разрешен будет сатана от темницы своея и изыдет прельстити языки, сущая на четырех углѣхъ Земля, и проч. И вот, как исполнилось тысяща лѣт по рожествѣ Христовѣ, так въ Римѣ папа апостольскую вѣру во многом переменил. И смотри толкование Андрея Кесарийскаго сего стиха, ясно все показалось. Далѣе видно, не совсѣм обычно показуется взад, а не вперед стих 183: Избрано бысть точило (жертвеник) внѣ града, и изыде кровь из точила даже до узд конских от стадии 1600. А в толковании сего стиха показует: на число 600 Ноева жития бысть потоп, и прочее. Теперь смотри главу 38 стих 167, еще же взад листай – число 66. И еще показует число в главѣ 33 стих 147 число 260, что жена бѣжа в пустыню, идѣже имѣ мѣсто уготовано от Бога, да тамо питается днѣй 1260. Здѣ смотри толкование. И можно дѣлать соображение такое:

      стих 258 – число 1000
гл.44        …      183     …     1600
гл.38          …    167     …     66
3           …    … 147     …    260

И что же видим: в тысящу лѣт от рожества Христова Рим пал в вѣрѣ, через 600 лѣт вѣра пала во Украинѣ, Белорусии. В 1666 году уже Москва пала в вѣрѣ: был собор при Никоне патриархѣ, установили новую вѣру, а на старую – гонение, мучение. Вот разумѣть надо сказаное: жена бѣжа в пустыню5, т.е. апостольская правая вѣра вытѣснена, только втайнѣ еще в пустынѣ сохранялась. К сему и надо сказать 260 лѣт и питалась, т.е. сохранялась и преслѣдовалась закономъ и новою церковию. И вот число 1000 есть как бы повторилось, а осталось 1666+260 и будет 1926 лѣтъ от Рожества Христова по старому лѣтоисчислению, а по современному – 1917 годъ, т.е. случилась революция, причем старый год начинался с 1-го сентября. И здесь показуется все до тонкости, даже если по пророку Ездры принять во внимание мѣрять время, а затѣм, далѣе, хотя есть еще предсказано тоже, но пока оставимъ, важно понять, как в прошлом сказанное свершилось.

Далее, кажется, Вы читали мое видѣние у Федосьи Ефимовнѣ (Усть-Цильма), тамъ упомянул указанное тѣневые цифры – это и есть сказанное Апокалипсисом, с которым знакомлю на сих листочках. Если будитѣ внимательны ко всему сказанному в Писании, то, надѣюсь, что Богъ подаст и разумъ, как разумѣть Писание. Для этого надо удѣлять время на чтение таковаго, и не просто читать, но и испытать писанное, особенно пророчествия: они писаны не всегда по естественному разумѣнию, но много по духовному. Взять нынѣшние архипастыри православной церкви: считают, что антихристъ еще не пришел в мир, его ожидаютъ впредь. Но онъ сѣдит в церкви давно, и его царство есть ересь, внесенная и узаконенная нечестивыми, о сем многие учители ревностные по апостольскому преданию указали во многих книгах.

Опубл.:
Печорский старообрядческий писатель С. А. Носов: видения, письма, записки /
Подгот. текста, вступ. ст. и примеч. М. В. Мелихова.
М.: Памятники исторической мысли, 2005. С. 353-358.

№ 2

31 декабря 1978 г.

Здравствуйте, уважаемый Андрей Николаевич!

С приветом к Вам и лучшими пожеланиями в жизни Вашей и учебе Степан. Сообщаю о получении Вашего письма и поздравления с Новым годом, за что премного Вас благодарю за Ваше внимание. Далее, относительно Вашего по Аввакуму. Я кое-что достал нужное, посему попечение по сему вопросу впредь оставте.

По вопросам Вашим коротко скажу так.

1. Антихрист в простых словах можно понимать, что есть отступление от истинной веры, преданной апостольским учением, и приобщение к новым догматам, например, во время введения патриархом Никоном.

2. О новом Иеросалиме – по Писанию надо разуметь будущее Царство Небесное, а не современный Иеросалим земной.

3. Об откровении Мефодия, надеюсь, найдете подробно сами в старом писании.

4. О реке жизни советую иметь вопрос иносказательно, о чем, наверно, найдете в старом писании, а так понимать просто не следует: в современной жизни таких рек быть не может.

Далее, по солнечному и лунному затмению в старом писании многое есть сказано. Прямо укажу на книгу «Баронию», но о ней нам только слышать приходится, до нас дошли лишь некоторые выписки. Из них видно, что есть планеты и движения их, особенно близкие к нам Солнце и Луна, признаются делают затмение в своих обращениях, видные простым глазом. По вашим вопросам полный ответ можно дать, считаю, в личной беседе с помощью имеющихся у мня выписок из книг. На всякий случай советую Вам для себя заметить интересующиеся вопросы и в случае, если в жизни увидаемся, то лучше их усвоить таким путем, Но, однако, указывать в письмах тоже можно, и, быть может, некоторые можно разрешить письменно или хотя указать их смысл, прямой или иносказательный. Многое есть в Писании некоторые понимают по писменному, поэтому впадают в ереси, о чем следует оберегаться, дабы не упасть в заблуждение и не последовать отступлению от истиннаго.

О здоровье своем скажу пока как нормально. С тем до свидания.

Опубл.:
Печорский старообрядческий писатель С. А. Носов: видения, письма, записки /
Подгот. текста, вступ. ст. и примеч. М. В. Мелихова.
М.: Памятники исторической мысли, 2005. С. 358-359.

№ 3

Об антихристе. Антихрист есть слово греческое, сложно от анти– и Христос, т. е. противник Христу, ложный учитель. О них Иоанн Богослов указал: от нас изыдоша, но не с нами оказались: от праваго учения приступили к ложному. В каждом верном рождается Христос умне, также в каждом зловерном раждается антихрист умне, т. е. ложь истине последовать хощет. Как Христос царствует во всех веках в душах праведных и по Евангелию сказано: Внутри бо есть вас Царство Небесное6. Также и антихрист царствует во многих лицех изначала, во всех его злочестию покаряющихся и доселе. Святый Ипполит пишет, первии мучители повелевали мученикам Христа отречися и идолом кланятися, а последний антихрист не так, только печати Творца неба и земли повелит отречися правоверным. Он же о печати антихристовой пишет, Христос. Бог даде верующим честный крст, подобне и той даст свое знамение. В книге Катехизис сказано: которые не крестятся правою рукою на себе истинным воображением на чело и прочие уды тела, те приняли печать антихриста, т. е. от Никона патриарха узаконено по числу 666, иначе сказать, усоборовали закон в 1666 г. креститься тремя персты вместо двух перстов по преданию восточной церкви, которая у нас в России находилась от времен Владимира до Никона 703 года.

Без колебания также стояли неизменно другие обряды церкви и особенно крещение. Ипполит и Ефрем Сирин глаголют, кто находятся под знамением антихриста в крещении, сим не есть покаяния, ибо еретическое крещение несть крещение, но паче осквернение. Рим или Запад – всем ересем пристанище пророчено будет. Учитель древлевосточной церкви Петр Дамаскин указал, что чернец некий имашь от севера востати и всех древних ереси воставит Россия, северная страна, и, разумеется, может всем ересем приятелище. Пророк Иезекиил предсказал: Сыне Человечь утверди лице свое на Гога и Магога, князя росска7. В толковании сказано: Гог – антихрист, Магог – безчисленные полки его. От Мосоха имени именуется город Москва, ибо Ноя сын Афет имяше сына именем Магога, насели землю и водворися там. Многие учители указуют, от Севера всем злым возгоретися. Так и случилось: в 1666 г. Никон патриарх ополчился на древлеправославную веру, и было замучено по счету книги Винограда не менее триста тысячь человек за веру.

В Большом соборнике писано, очень многие ошибаются в понятиях о антихристе, понимают, что антихриста еще нет и он придет и будет каким-то царем. Видимо, такое понятие очень неверно: хотя антихрист и называется царем и он подобится Христу во всем, Христос тоже называется царем, но на Земли по-человечески не царствовал, а его Царство в церквах благочестивых. Так и антихрист тоже в церквах еретических, и он уже царствует давно, со времени, как папа римский стал властителем вселенней, от того времени началось отступление в церквах. И теперь во всех еретических церквах очень много изменено, имеет только вид кое-как, а истиного нет ничто (о сем укажу особо на другом месте).

Кирил Иеросалимский много указал о власти папы римскаго. Он прозывается вместо Христа и всех к себе привлечет, начнет созидати грады и храмы светлыя, различныма  мраморы и саны, и величеством и богатством и славою мира сего прельщая. Это началось по тысячи лет от рожества Христова, и так теперь продолжается. Ясно, когда царей римских власть престала, тогда и папа взял власть римскую и Божию. Вот присяга нынешней православной церкви и приступающим от древлеправославной церкви вкратце укажу: востани и обратись к западом и отрецыся всех заблуждений еретических, в них же доселе пребывал еси. (Далее) Отрицаюся всех хулений, всякаго соборища раскольническаго, в нем же доселе пребывах. Проклинаю их и последующих им, (далее) и не знаменующихся тремя первыми персты, но двема – указательным и средним, (далее) и имя Иисусово имя Исус, паки некрещенных крестят. Книги раскольнические проклинаю и анафеме предаю. (Далее) Верую и исповедую и приемлю воображение креста Христова сицевым образом на просфирах и на прочих вещех и местах и поклоняюся и лобызаю (крест). Верую и исповедую быти православно и приемлю пишимое и печатанное имя Иисусовое со двема буквы сице: IѢСъ. Верую и исповедую и приемлю предания великороссийския церкви, еже знаменаются тремя персты первыми. (Далее) Проклинаю всех, иже ныне не крестятся тремя первоими персты, но крестятся двумя персты – указательным и средним, и прочих учат тако, – да будут прокляты и анафема. И прочее многое еще продолжение в сем указано в присяге.

Вот неясно ли, сбылись слова пророчествия Иоанна Богослова, Ефрема и Ипполита. Сказано: И дана ему бысть власть брань творити со святыми и победити их и хулити имя Божие и живущих на небесех8. Не далась ли печать его скверная на покоряющихся ему, пророчено: И даст им льстец малы снеди печати ради своея скверныя. Печати же его на челе и на десней руце есть число 666. Не ясно ли сбылось в 1666 год и усоборовано Никоном патриархом, т.е. закреплено законно. Начало было в Риме по тысящи лет, а когда исполнилось 600 лет, то Украйна и Белорусия приступили к римскому костелу, а когда еще 66 лет прошло, то вся Россия приняла римскую ересь. 260 лет гонили древнее благочестие церковное, до 1917 г., т. е. до революции в России, которое пророчено: 260 дней будет церковь гонима антихристом – так надо разумевать пророчествия. О них и толкователь книги Апокалипсиса указал, яко всегда Бог закрываше судьбы своя числом, не удобь разумным.

Советую тебе прочитать книгу, изданную в 1912 г. В.И. Асевич-Бородаевская «Борьба за веру»9. Огромный, 656 стр. литературный труд, посвященный гонимым за веру и борцам за религиозную свободу. Она 25 лет посвятила собиранию материала для своей книги, изложенной с исключительной теплотой и живостью, хотя она не старообрядка, но ее определение сущности старообрядчества. Пишет она, что господствующая церковь порвала связь с древним православием с 1666–67 гг. Таким образом, старообрядство есть ни что иное, как сохранившее в неприкосновенности православие древлерусской дониконовской церкви.

Я через нашу библиотеку запрашивал г.Сыктывкара библиотеку, они ответили, что она имеется в одном экземпляре, выслать не можем, поэтому обратитесь в Ленинград, указали адрес, и оттуда посылали в Бугаево снятую на пленку полностью всю книгу Асевич-Бородаевской, и я смотрел ее через аппаратуру детфильма. А вам, может, и разрешат на месте познакомиться в Сыктывкаре библиотеке. Поузнайте, полезная вещичка, считаю. «Как назвать тех, – восклицает она, – которые, именуя себя христианами, пытали и жгли людей, искренно и горячо верующих, прикрываясь именем Христа», и прочее многое. И еще пишет: «Как назвать тех, которые подымали на дыбы, секли старообрядцев плетьми нещадно, рвали ноздри, вырезали языки, рубили головы на плахах, голых обливали на морозе водой? Старообрядцы стойко прошли свой путь, залитый слезами и кровью, доказав крепость и мощь своей веры. Люди терпели самые жесточайшие гонения» (стр. 320–332).

И еще советую прочитать напечатанную в издательстве «Советский писатель», Москва, 1963 г., писатель В.Н. Иванов «Черные люди», Хабаровское книжное издательство, г. Хабаровск, ул. Серышева 31 – 635 страниц, где описано о страдальцах старообрядцах. Думается, она есть в библиотеке г. Сыктывкара, я же читал у частного лица, купленную. Вот на этих двух книгах можете многое уяснить за время гонения старообрядцев 260 лет. Они современной печати, легко уяснимы.

Далее, по вопросу вашему, как можно исчислить наше время. Здесь немного поясню, то, что нам пророческие книги указывают время узнавать по событиям знамений, а время, годы, когда они будут, о том сам Христос сказал: Не вам разуметь времена и лета, когда будет. А что примечать по знамениям, указует последнее знамение, дано апостолом Павлом: когда будут говорить о мире и утвержении его, тогда внезапу наступит всегубительство. Вот и видите, как теперь к миру народы стремятся и как черные силы мятутся нарушить мир, скажу прямо, Америка, Китай, их прислужники, бывшие гитлеровцы – они нарушат мир на земле. Какими средствами – опять же сказано: летающие мечи (понимай, ракеты); Воды многи, яко да наполнятся вся поля и вси источницы (считай, заразные вечества); И сокрушат грады и стены и горы и удолия, древа дубравныя и сена лужная, и жита их. И взыдет прах и дым до небес, и вси окружающие оставшие возрыдают, что была всего довольствия и богатства, осталось дым да запаление. Но есть о России с союзниками, должны победить Турцию (которая будет в войне последней), и возьмут бывший Царьград, ныне Стамбул у турков называется. На этом все закончится.

Вот так для себя только знайте, для других не надо, а это сказано многими пророками, и оно будет, я бы добавил, готовится уже, и сами видите по радио и печати, а развяжут восточные и желтые народы, сие тоже видно, и подготовляются и окружают военными базами Советский Союз: на чюжих териториях, по сведениям, 2500 баз. Все это факты видны, видно тоже и как капитализм гниет, ну известно: они на все способны подлости, смотря уже, как было Гитлер начал войну после договора с нашим правительством, так и они еще были способны на подлости и обман.

Коротко напомяну по вопросу, как спастись. Да, теперь уже не скроешься в пустынях: земля наполнилась людьми. Одно есть напоминает теперь: непрестанно молитесь, это есть Исусова молитва, которая указана мною, она и прежде была, как лесница, как мост в Царство Небесное, а теперь, известно, что нет верных церквей, нет учителей церковных, нет и других спасительных путей, мир созрел беззаконием, словно состарился в том, одно спасение – молитва на устах. Вот почему и самим Христом сказано, к тому же и сказано, что Христос, когда второй раз явится на землю, не найдет веру на земли, только не во многих сохранится. Известно, без веры в Бога нельзя спастись, вера и добрые дела есть как два крыла у птицы, даже и так иметь: веру без добрых дел и добрые дела без веры – нельзя найти спасение, надо оба хранить – в том только спасение.

Посколько Вы знакомитесь с книгой «Альфа и омега», там много есть путей ко спасению, она как наставница ко спасению, поучения полезны наблюдайте в наше время, и научает Писание: можно спасаться только на горах Израилевых, а горы Израилевы именует Писание, без Писания нельзя спастись: Писание разоблачает все бесовские уловки ко греху, и познал грех – то более не впадай в него, а когда будешь осторожен, то и Бог невидимо наставит на путь спасения. Да надо бы нам многое с тобой поговорить, но время наше и жизнь не позволяет, особенно надо быть готовым на всяк час, это надо помнить, смерти теперь внезапные, смерть никому весть не скажет, как приступит, так и возмет.

С тем всего доброго и до свидания.

9 октября 1980 г.

О втором пришествии Христа, наверно, кое-что знаете, это доказано точно Писанием и самим Христом, и что мертвии вси воскреснут, как от сна, и все произойдет в мигновении ока.

Опубл.:
Печорский старообрядческий писатель С. А. Носов: видения, письма, записки /
Подгот. текста, вступ. ст. и примеч. М. В. Мелихова.
М.: Памятники исторической мысли, 2005. С. 360-366.

№ 4

10 октября 1980 г.

Уважаемый Андрей Николаевич!

Я на днях выслал Вам маленько по Вашим вопросам ответы. И осталось без ответа вопрос, как можно исчислить наше время и как оно изменилось по сравнению со старым добрым и как оно течет быстрее и медленее. В свете сего вопросы для Вашего внимания, познакомлю вас хотя в последнее столетие нынешняго XX века, которые по Писанию называют последнее время. Для наглядности привожу примерную табличку о событиях последняго, как они приходят в свое время и как нужно разумевать на основе предсказания. Есть предсказано: В последние дни Господь Бог восставит царя от нищеты (считай – от рабочего класса), той будет ходить во мнозей правде и царство его 150 дней. Это, видимо, свершилось на Карле Марксе и Ленине. Учение Маркса продолжалось 100 лет, 50 лет началась революция в России и другие революции, из них впервые русская, германская, австрийская – это то, что в войне 1914 г. три короны падут, причем обратите внимание, что за 150 дней можно ли воставить царство, да еще от нищеты? А принять дни за годы, будет, вероятно, так оно показывает, как при Никоне патриархе гонили старую веру, именуемую «женой» церковь Христову истинную 260 лет, а пророчено 260 тоже. Далее, укажем революция 1917 г., а по старому – 1925 г., это есть одна четвертая столетия, и число 25 не случайно, а по многому подобию. Например, по Писанию сказано – по подобию Исуса Христа. Известно, что Христос родился 25 декабря в 10-й месяц года (древний календарь начинался с 1 марта), то и революция  началась 25 октября в 8-й месяц (по древнему календарю) и во осмой тысячи от Адама. Благовещение было 25 марта, Христос воскрес 25 марта около 1 часа ночи, то и революция начало также. Как Ленин и говорил перед этим, если начать в 12 часов – не справились, в 2 часа – опоздаем, и было, взяли среднее – в 1 час. Если взять знамение, как именует Писание, французская революция 1879 г., а Ленин родился 1878 г. (по древнему исчислению). Здесь видно сходство, как бы он – предвестник второй знаменитой революции, и он стал. От Отечественной войны с Францией до второй германской период 100 лет, а от той до 2-й германской Отечественной период или передышка 24 года. Не дошло 75 лет, так времена с прошлым сокращаются, и другие еще события. А вот последние события Писание сказует в часах даже, и последнее событие говорит до 5 часа. И тогда уже глас с небес будет трижды: «Стойте!», и прочее, что будет пред пришествием вторым Христа на землю.

Далее. По последнему 100-ю – запуск первого спутника Земли 1957 г., что в 40-й год нашей революции – это видится, что Христос в 40-й день вознесеся на небо, и тут по подобию вознестись дано тоже в 40 технически достигнутое за 40 лет. Заметить следует, что число 40 есть почтенное в Писании во многом. Например, человек во утробе матери усовершенствуется полностью в 40 день и по смерти в 40-й же день погибает последнее сердце. Или еще в мировом значении пишет: в Ноев потоп вода прибывала 40 дней, а всего – год времени. Их надо внимать и разумевать, почему это совпадает? Да потому, что невидимо рука Божия направляет, ею весь мир управляется и правители мира поставляются. Для нас как бы кажется людьми, а на деле, если посмотреть пошире, то есть кто-то руководит, и еще глубже смотреть, то все делается по Божьему велению. Есть и другие показатели кое о чем, но всего в малых строчках письма не вместишь. Да и нас Писание предупреждает: О умолченых церковию не испытуем, высших себе не ищи и глубочайших тебе не испытуй: утаено бо есть Богом о количестве лет царства антихристова, а также день пришествия антихристова второй раз на Землю. А что знамения даны, по ним можно знать, как последнее свершается, они указаны пророками и не надо сомневаться, что оно все будет.

Вот из Писания, сказанного пророку Эздры: Ныне Господи показал еси мне множество знамений, яже начнеши творити в последнее время и час, но не показал еси, в кое время, и Господь сказал ему: Меряй мерой в себе самом, когда увидишь10, придет часть знамений сказанных, то разумей, яко то самое время и есть, в не же Вышний начнет посещати век, который от Него сотворен есть. Егда узрится в веце зыбание мест и людей смущение, тогда уразумееши, яко о сих глаголаше Вышний от дней, яже быша пред тобою от начала, яко бо все, еже сотворено есть в веце. Начало имать тако и скончание, и скончание есть явлено. Тако и Вышняго времена в чюдесех и силах, и скончания в деянии и знамениях. И будет всяк иже спасется и иже возможет избежати делами своими и верою, юже веровасте.

И далее сказал Господь: И тогда умилятся, иже ныне отступиша от путей моих, иже отвергоша мя в презорстве, иже возненавидеша закон Мой11, егда еще бяше им отверсто покаяния место, не уразумеша, но уничтожиша. Сим подобает по смерти в мучении познати, ты убо к тому не будь любопытлив, како нечестивии мучитися будут, но испытуй, како праведнии спасутся, и их же ради век и ради которых век и когда. И глагола пророк: Яко множае суть, иже погибнут, нежели спасутся, яко оне волны, и прочее главы той.

Писаное се Вам будет, надеюсь, понятно и не требует разъяснения. В другой главе речено: Се Судия Бог, бойтеся Его, останитеся от грех ваших и забудете беззакония ваша уже творити их во век, и Бог изведет вас и избавит от всякия скорби, горе иже стесняются от грех своих и покрываются беззаконии своими.

Итак, пока по Вашим вопросам основное указал. Конечно, будет и возникнет еще много непонятнаго для Вас. Вот говорю, лично бы поговорить надо, да где тому бывать? Мои годы и здоровье на кончике висят, да вся-то наша жизнь человеческая, что цвет увядший или тень минует. Главное, как бы спасти душу свою, для этого мы и рождены бы, это выше всех мудростей земных.

Итак, прошу о получении подтвердить о двух посылках. С уважением Степан.

Опубл.:
Печорский старообрядческий писатель С. А. Носов: видения, письма, записки /
Подгот. текста, вступ. ст. и примеч. М. В. Мелихова.
М.: Памятники исторической мысли, 2005. С. 366-370.

№ 5

Уважаемый Андрей Николаевич!

Направляю Вам при сем короткие пояснения по Вашим сказанным в письме вопросам. Письмо Ваше получено в самую Пасху, 26 апреля 1981 г. Нам Писание доказывает, что род человеческий верою спасаем. Все, что видимое на Земле, есть временное и проходящее, а все, что доказанное Писанием, встретим по смерти своей. Теперь мы по вере ходим и живем, словно в зеркале. Сказано Христом Спасителем в Евангелии, что веруяи в Мя жив будет, и другое многое, или еще слова: Ищите прежде всего Царствия Божия и правды Его, тут вся приложатся вам12. Не сомневайтесь, что есть Царствие Божие, опять же по словам Христа Спасителя доказано, Его же око не виде, ухо не слыша, и на сердце человеку не взыде, яже уготова Бог любящим Его13, о чем много есть в Писании сказано, и Писанию велено верить, только бы было без примеси соблазна и ереси. Вот почему говорит: последний род будет спасаться только на Писании, и все, что Писанием сказано, надо верить без сомнения.

Еще сказано, что Христос придет вторым пришествием своим на Землю, не обрящет веру на Земли, только сохранится не во многих. Вера и добрые дела подобно что два крыла птицы, без них все погибает.

Напомню вкратце, в житии писано преподобного Нифонта, что дьявол его борол в мыслях, когда ставал он на молении: «Не молись, напрасный труд твой, нет Бога, все есть природа создала». «А я, – пишет Нифонт, – противу даю мысли: есть Бог, сотворивый небо и землю, всю тварь». И так борол его немало 4 года, а затем победил дьявола своими мыслями и верою, и когда его поставили епископом в городе, то дьявол не смел войти в город при нем. Вот так жили и боролись святые, и они побеждали своей верой. А что в наше время происходит в мире, сами видите, и оно не случайно, оно писано и доказано, что будет такое время, вера оскудеет на Земле. Этому надо внимать, но на малое время будет. Все пророчества сошлись в наше время, оно есть последнее, да хорошо бы было, удержались в вере и добрых делах.

Итак, пока. С уважением к Вам С.Н.

26 апреля 1981 г.

По вопросу о Боге можно сказать от Писания, что Бога никто и никогда же не виде. Были угодники Божии Моисей и Илия, достойны были от Бога получать многие знамения, слышать глас свыше в молении своемъ, и оба говорили с Богом, как человѣкъ с человѣком. Возмем Моисея – особенно много знамений получил при казни царя Фараона: 10 казней разных было (о них много писано есть). Впоследствии Моисей сказал Господу, что много мнѣ показал знамений и гласы, но лица Твоего мне не показал. Господь ответил, что видеть Мое лице человѣку, после жив быти не может, если хочешь видеть, то можешь видеть не лице мое, а зад. И что же: научил его утром стать у своей пещеры, и Я буду проходить мимо тебя в громе о молнии и бури и других знамении, где увидишь Мой зад, но лица Моего не можешь видеть, что и было показано14.

Или знаете, как Христос показал славу Свою на горе Фаворстей пред ученики Своими трем только достойным из 12. Когда их осияла слава Божия, то они в страхе пали на землю, а ведь это показание было неполное, а только сколько могли видеть, где были со Христом во славе Илия и Моисей, и слышны их высказанные в жизни пророчества15. И, как известно, Илия был вознесенъ на небо во огни и вихри16, а Моисей погребен, никто же не знал его мѣсто где, кроме ангельской силы, которая погребла его17.

Этим преображением было доказано, что Христос есть Сын Божий, владает живыми и мертвыми. А когда Христос сходил с горы со учениками, то сказал никому виденое не сказывать до того дня, когда Сын Человеческий восреснетъ, имѣть в тайном молчании, а когда воскрес Христос, то было проповедано апостолами и евангелистами. Однако это еще многое сказует и о том, что Христос приидет судить живых и мертвых, воздавать каждому по деломъ своимъ, и пророчество о семъ вскоре совершится, только опять же никто не знаетъ, в какой год и день, только последнее слово пояснено пророку Ездры, что меряй время в себе самом по свершившимся знамениям, и разумееш, а знамения эти уже есть самые последние, о чем при встрече с вами, буду жив, поясню.

Но вопрос Епифания, ученика Андрея Уродиваго, Андрей о душе человека сказал вкратце: душе Бог дал животворити тело, править, цвести и покоити теплоты ради, без тоя бо телеса наша кал, пепел и прахъ есть; душевное смысл есть духъ, легко и премудро великий дух ум есть, и добро вельми тихо и сладко, молчаливо, кротко, исторгано в невидимые уды, красны, взорны, от лика святых ангел. Вначале вси человецы более солнца светяшуся, душу каждый приимаше, растущу же телом больше бывающе, тако просвещает душу подвизаемъ добрым и доброделанием, противу тому свѣтится, елико приближается Богу, толико просвещается, елико кто болезни и печали Господа ради терпитъ и причастен будет по благодати Святаго Духа. Яко же есть железо студено и сине, лежаше во огни светло будет вельми, тако и человецы – железо сине, а огнь есть Дух Святый. Да елико ся потщим на молитву, на пост, на воздержание данный нам закон от Святаго Духа, да толико просвещаем. Тако ми разумей о грешных душах: по роду бо изначала без скверны суть были, в онь же час вданы будут младенцем носимыи в чреве матерей своих, егда же в жизни будут и начнут грехи деяти, да будут темни, елико входят в греховный кал, валяющеся, яко свиния синя, яко сажа бывают.

Святый Дорофей пишет: Дарова Бог человеку чювства душевная и телесная. Душевная бо чювства есть ум, смысл, слово, мечтание, чувство. Телесная бо есть зрение, обоняние, слышание, вкус, осязание – ими же делаем добродѣтели душевныя и телесныя. Изволи Бог написатися книгам, да от книг разсуждает человек и наставляется в начало премудрости духовныя, в страх Божий: страх ражает веру, вера ражает надежу, надежа ражает любовь к Богу и человеком, любовь ражает милосердие, послушание, терпение и инѣх многих; терпение ражает послушание и всякую добродетель – родительница бо есть всем добродетелем, и прочее.

Опубл.:
Печорский старообрядческий писатель С. А. Носов: видения, письма, записки /
Подгот. текста, вступ. ст. и примеч. М. В. Мелихова.
М.: Памятники исторической мысли, 2005. С. 370-373.


1 Андрей Николаевич Власов (1955 г.р.) – доктор филологических наук, профессор, литературовед, фольклорист, в 1986–2008 гг. – доцент Сыктывкарского государственного университета, организатор отдела редкой  книги при Фундаментальной библиотеке РГПУ им. А.И. Герцена, с 2009 г. – заведующий отделом русского фольклора Института русской литературы (Пушкинский дом) РАН (Санкт-Петербург). В момент переписки с С. А. Носовым – студент Сыктывкарского госуниверситета.
2 См.: От. 6: 2–8.
3 См.: Житие протопопа Аввакума, им самим написанное. С. 64 и др.
4 Ср.: «Се, нынѣ, Господи, показалъ еси мнѣ множество знамений, яже начнеши творити въ послѣдний часъ, но не показалъ еси мнѣ, въ кое время (3 Ез. 8: 63).
5 Ср.: «А жена бѣжа в пустныню…» – (От. 12: 6).
6 Ср.: «Се бо Царствие Божие внутрь васъ есть» – (Лк. 17: 21).
7 Ср.: «И бысть слово Господне ко мне, глаголя: сыне человечь, утверди лице твое на Гога, и на землю Магога князя Рос, Мосоха и Фовеля…» – (Иез. 38: 1).
8 Ср.: «И данá бы́ша емý устá глагóлюща вели́ка и хýлна, и данá бы́сть емý о́бласть твори́ти мéсяцъ четы́редесять двá. И отвéрзе устá своя́ въ хулéнiе къ Бóгу, хýлити и́мя егó и селéнiе егó и живýщыя на небеси́» – (От. 13: 5–6).
9 Ясевич-Бородаевская В.И. Борьба за веру. СПб., 1912.
10 Ср.: «И отвѣща ко мнѣ, и рече: мѣрящь мѣри время въ сѣбе самѣмъ и будет…» – (3 Ез. 9: 10).
11 Ср.: «…иже бо не познаша мя, живуще благодѣяния получивше и иже возненавидѣша законъ мой, егда еще бяху имѣюще свободу…» – (3 Ез. 9: 10–11).
12 Ср.: «Ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам» – (Мф. 6: 33).
13 Ср.: «Их же око не видѣ и ухо не слыша и на сердце человѣку не взыдоша, яже уготова Богъ любящимъ Его» – (1 Кор. 2: 9).
14 Исх. 7–10.
15 Мф. 17: 1; Мрк. 9: 2; Лк. 9: 28.
16 4 Цар. 1: 1–17.
17 Втор. 34:  6.