Учусь я от скуки,
Беру карандашъ в руки,
Сажусь на стул дубовый,
Беру лист почтовый...
Пописавши
Степанъ Анхѣновичь Носовъ
Рассказы о прошлом

Рассказы о прошлом

44. О прошлом с. Бугаева

Я родом из Загривочной, живу здесь с 1924 года. Здесь, в Бугаеве, поскотина удобна, угодья и сенокосы. Кругом луга заливные, озера были, каждый год ловили, и на Печору не ходили. А сейчас рыбы не стало. С краю была деревня сначала, с пристани, низко место. На Печору-то мало выезжали, скотоводством занимались. Хлеб начинали сеять, но мало. Печора кривляла и на узко место поворот, закроет все, лед <торо…тя >1, север дует – холодное время.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 147, с. 0480, № 12. Зап. Н. И. Савушкиной в 1978 г.
Тексты № 44–48 помещены собирателем в тетрадь с заголовком «Рассказы о прошлом». Загривочная – деревня на реке пижме, Усть-Цилемский район Республики Коми.

45. О прошлом Пустозерска

Пустозерск выше Нарьян-Мара километров тридцать. Там еще недавно был памятник Аввакуму. Теперь он ликвидирован. Там виска была, пролив, и он обмелел, зарос. И доступ стал плохой. Километров около десяти ниже живут еще. Неможно стало на лодках ездить, песку тоже от ветру наносило. Мы охотничали с соседом, ездили там, в километре примерно, весной. Там озеро, рыба была, еще жила одна старушка, Аполлинария Ивановна Присухина. Так все те столбы, на которых были виселицы, при ней еще стояли.
Про Аввакума рассказывали по тайности, друг по другу, по веры, знали много о нем.
Я в Пижме жил, мне родитель вечером говорит, рассказывает: «В Пустозерске был такой-то Аввакум», – а мне не пришлось расспросить про него.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 147, с. 0480-0481, № 13. Зап. Н. И. Савушкиной в 1978 г.
Аввакум, Аввакум Петров (1620–1682) – идеолог, духовный лидер и наиболее видный деятель старообрядчества в период его возникновения. 14 последних лет своей жизни провел в земляной тюрьме в Пустозерске, где был казнен (сожжен в срубе). Почитается старообрядцами как священномученик и исповедник.

46. О прошлом деревень по реке Пижме

По Пижме большинство деревень было охотничьими, а потом обстроились, постоянно жить стали. Из Усть-Цильмы заселялись.

Боровская – на бору, там немного было жителей, а теперь из Абрамовской переехали. А в Абрамовской Абрам был первый житель. В Боровской мало было жителей, мало распложались. А в Абрамовской  много стало. Жен из других деревень брали, из Усть-Цильмы. В 1924 г. в Загривочной было сорок хозяйств.

Деды раньше жили по девяносто, сто лет. Охотничали с осени до весны. А летом пахали и сенокосили. Дед мой Лука в начале жизни даже оленей имел, немного, четыре-пять для езды и охоты. Ездили по Тобышу, по Выми на санках по пять-шесть недель.

Были избушки сделаны. Четыре охотника сговорятся и санки делали долги, долги, по семь пудов тянули. За сезон забивали по пятьсот белок. А под весну истощали, пустовар2 варили и квас. Постились еще. Туда-то идут, сколько груза тащат, а обратно идет впереди – бросит рукавицу, тяжело, так что грузу убавилось.

А рябчиков по четыреста штук убивали, ружья были кременные. А птицы, ой, сколько было!

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 147, с. 0481-0482, № 14. Зап. Н. И. Савушкиной в 1978 г.

47. О прошлом {О прежних домах и семьях}

Раньше строили дома без трубы. Была построена избушка на четыре угла и дыра в потолке, были курные избы. А тёсу не было. И пил не было, кололи и тесали топорами плахи. Ездили два года. Два-три мужика лиственницы валили, лиственницы долги, дорого стоили. Пилы и ружья патронные при дедушке появились.

Стекла тоже не было. Брюшина была коровья. Ее выскоблят и в рамы вставляли. Небольшие оконца были, а свет и летом, как стекла закуржат3 от мороза зимой.

Ну, однакие были тогда семьи крупные. По восемнадцать человек выйдут на кошенину4 из одной семьи. Тут семь лет недокорм был, хлеб не родил, многие поехали в Сибирь. Но однако некоторые вернулись. А некоторые вернулись через несколько лет.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 147, с. 0483, № 15. Зап. Н. И. Савушкиной в 1978 г.

48. О прошлом (об охоте)

Другой дед рассказывал, который в Усть-Цильме, сто лет жил. Охотник был. Пойдет охотиться, а тетёр кругом налетит! Три тысячи куроптей за зиму стрелил.

Озеро было Жигун, там избушку построил. Никогда угару не было, один раз немного голова поболела. Иногда ночевать там не оставался, тридцать километров пробежит, а дома не обедали еще.

Птицы столько было – один раз два гуся и лебедя одним зарядом убил.

Силком ловили до трехсот глухарей, шестьсот-пятьсот забивал в год.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 147, с. 0484, № 16. Зап. Н. И. Савушкиной в 1978 г.


1 Возможно: «торосится» (от «торос») или неверно записанное «трощится» / «торощится».
2 Пустова́ра – похлебка, жидкая каша из муки на воде без жира (СРГНП, т. 2, с. 189).
3 Заку́ржать – покрыться изморозью, обындеветь (СРГНП, т. 1, с. 243).
4 Кошени́на – работа по сушке и уборке скошенной травы (СРГНП, т. 1, с. 345).