Учусь я от скуки,
Беру карандашъ в руки,
Сажусь на стул дубовый,
Беру лист почтовый...
Пописавши
Степанъ Анхѣновичь Носовъ
Мифологические рассказы

Мифологические рассказы

18. Легенда о провале

В Усть-Цильме говорят, что лужа есть, а это болотина. Стращали малых. А там, рассказывали, провалились. Но в Усть-Цильме таких действий не было, чтоб богу противно. У меня дед жил сто лет, не знаю, стары чего-то говорили, не знаю, был ли дом или нет.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 130, с. 0231, № 10. Зап. Н. И. Савушкиной в 1978 г.
Упоминание о провалившемся доме, ставшем лужей, болотиной – «страшным местом» в Усть-Цильме. В начале этой же тетради Н. И. Савушкиной приведен рассказ о провале в  Усть-Цильме от Ульяны Дмитриевны Поташовой 79 лет из д. Загривочной (родины С. А. Носова), содержащий объяснение появления «лужи» – как кары за беззаконие: «На веках в Усть-Цильме, говорят, дом просел. Гулянка была, да все и просели. И земля закрылась, и на том месте была долго озерина, ляга, ляговина1. И стояла долго, вода заплеснела. Говорят, пуще на то бают, что беззаконно живут, в пост гулянку собрали» (с. 0226, № 1). Очевидно, С. А. Носов знал эту историю и высказал сомнение в ней, будучи уверенным в праведности своих земляков-единоверцев («таких действий не было, чтоб богу противно»).

19. Быличка о колдуне {Колдун и вор}

Был один старичок повыше Нарьян-Мара. Рассказывали о нем, он сам-то не ворожил, а другой приехал. Рыбу они ловили в избе. Приехал, и лошадь куда-то запустил. А в санях было продуктов наложено всего. Старичок ему и говорит:

– На поветь бы надо загнать.

– Да никто не тронет, не заденет. А заденет, так никуда не уйдет.

А вор польстился. Взял, а уйти не может. Замерз. Старик и будит другого-то:

– Давай, вставай, у тебя замерзнет воришко-то!

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 141, с. 0359-0360, № 36. Зап. Н. И. Савушкиной в 1978 г.
Мифологический рассказ, построенный на мотиве «собственность колдуна нельзя украсть: вор не может уйти с места кражи, пока хозяин не отпустит» (см.: Зиновьев ГII 10а), с упоминанием о способности колдунов морочить людей, заставляя увидеть то, чего нет в действительности: «ловили рыбу в избе» (ср.: Зиновьев ГII 10б).

20. Быличка о колдунах {Колдун и охотники}

Раньше придет охотник – не спрашивается ловить зверей, все заготовит, поставит капканы. А главного не спросил – и никак, никак. Уже заметна лисица, и никак не поймать, никого и не добыл. Так и уехал охотник. Эти главные и следы продавали. Им говорят:

– Дайте следы!

Следы по 3 рубля продавали, и, действительно, действовали. Сейчас это называется магия, а тогда было чародейство.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 141, с. 0360-0361, № 38. Зап. Н. И. Савушкиной в 1978 г.
Мифологический рассказ, основанный на редком для усть-цилемской традиции поверье о продаже/покупке у колдуна следов зверя для удачи в охоте.

21. Поверье о колдунах {Колдуны и свадьба}

Свадьбу делают, так они обязательно напроказят, насмешку сделают. Но их ловили, ненавидили. На добро-то не делали, все зло было. Зла много делали.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 141, с. 0361, № 39. Зап. Н. И. Савушкиной в 1978 г.
Традиционное поверье о вредительстве колдунов на свадьбе (см., например: Зиновьев ГII 6а).

22. Быличка о колдуне {Как колдун помог жениться}

У меня братан был, родителей почетных, а сам невзрачный, насмеху́ держали. Жениться не мог: худу не хочет, а хороша не идет. Вот один ему и говорит:

– Вот что, Ваня, если хочешь жениться, сходи в баню. И возьмешь девку, каку хочешь.
Пришли в баню, в сени:

– Снимай крест да пояс.

Посадил на лавку (он сам потом рассказывал) и  что-то шепчет. Потом, говорит, вышла собака черная из-под полка и блевнула к его ногам.

– Слижи!

[Тот слизал]. И такую дал силу, как облако сверкнет. Девку взял красавицу, почетну, и детей трое было. Он сперва-то все делал, потом людей-то много стало страдать, стали его бить. А говорят, если женщина через мужчину перешагнет, то не станет сила действовать. Замучали его, дня 3 храпел, замучали его.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 141, с. 0361-0362, № 40. Зап. Н. И. Савушкиной в 1978 г.
Мифологический рассказ с традиционными мотивами получения колдовской силы в бане, где появляется черная собака, (см., например: Мифологические рассказы и легенды Русского Севера / Сост. и автор коммент. О. А. Черепанова. СПб, 1996. № 343) и трудной смерти колдуна (см., например: Зиновьев ГII 17). Кроме прочего рассказ С. А. Носова интересен поверьем о воздействии женщины на колдовскую силу.

23. Быличка о колдуне {Тарас-коновал}

Коновал был Верховской2. Приходили тогда и с Мезени, с Пинеги. Денежное дело было. Он их не допускал делать. Старичок уже был. У дяди, помню, коня ло́жил, и стал его ло́жить – мы все смотрели: вяжет, а не по-настоящему. Значит, стали выпивать [и спрашивают]:

– Как ты, Тарас Семенович?

А он говорит хозяину-то:

– Мы и сами не знаем, слова какие-то скажешь, они и действуют.

Он добро делал, на́зло никому не делал. А сын его на́зло стал делать.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 141, с. 0362, № 42. Зап. Н. И. Савушкиной в 1978 г.
Мифологический рассказ о способности колдуна «легчить» коней. Один из вариантов записанных на Пижме быличек о колдуне Тарасе из Верховской (см., например: ФА СГУ, АФ 03159-31, 03167-4, 03189-28 и др.).

24. Быличка о лешем {Мифическая сила пугает охотников}

Степановская и Чуркинская деревни3 – были засельщики из скита. Может быть, они работниками там были. И вот случай, как пугало. У меня дядя Перфилий, дедушкин брат, они на ярмарку груз всегда перевозили. Кругом сорок километров, а прямо три километра. И там избушка стояла. Мартын не любил в этом домике ночевать, а тут пришлось. Уложились честь-почести, а только стали засыпать – вдруг ставень вылетел и в другую стену. А на бору так и хохочет, заливается.

– Нечистая сила!

Улеглись, благословясь. Нет все равно толку. Так же хохочет. Ну и ушли. А это делано было ненцем, который их не любил, чтобы выжить с угодья.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 141, с. 0363, № 43. Зап. Н. И. Савушкиной в 1978 г.
Мифологический рассказ о проделках нечистой силы, отождествляемых рассказчиком с ненцем (колдуном?). Интересен редким для усть-цилемских сюжетов мотивом «мифическая сила в лесу хохотом пугает, прогоняет охотников». Ср. с другими усть-цилемскими рассказами о случаях в охотничьих избушках: Канева и др. № 40-61. См. № 25.

25. Быличка о лешем {«Чудится» в лесу}

А другой раз выскочили мужики с топорами, а лошади связаны хвостами вместях. А там опять на бору хохочет. А был случай – вытолкнет ставень, а кони хорошо стоят. А что-то почудилось – колья почудились, и спорубили их.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 141, с. 0363, № 44. Зап. Н. И. Савушкиной в 1978 г.
Лаконичные воспоминания о разных случаях проявления мифической силы в лесу. См. № 24.

26. Быличка о лешем {Мифическая сила поет в лесу}

Весной, по́д весну комары летают. Высоко это сопка, черный лес, елки повалило, оприжарило4. [Шел мужик].

– Ну, наверно, нечистая сила там живет, – подумал, и опять подумал:

– Подруга у меня где-то там живет.

А она там песню и запела, какую всегда пела. Он пошел проверять, обошел, окружил весь лес. Пришел на стан и давай рассказывать эти дела.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 141, с. 0364, № 45. Зап. Н. И. Савушкиной в 1978 г.
Мифологический рассказ об опасной провокации: человек вспоминает подругу и слышит ее пение (мифическая сила чудит в лесу; ср.: Зиновьев AI 6 «Леший пугает людей в лесу свистом (пением…)»).

27. Быличка о нечистой силе {Мифическая сила «пужает» в лесу}

Дядя Игнашка рассказал. Яма была глубока, а лес густой, непроходимый. И все там кого ле пужало. Рыбу удили, глядят – три девки бежат и хохочут, в белых лустьях5 все. И мы, говорит, думаем, кто ето может быть? Приходят домой – все, ничего нет. Дьявола тоже.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 141, с. 0364, № 46. Зап. Н. И. Савушкиной в 1978 г.
Мифологический рассказ о явлении мифической силы в лесу в облике хохочущих девок в белом (ср.: Мифологические рассказы русских крестьян XIX–XX вв. / Сост., подгот. текстов, вступ. ст. и коммент. М. Н. Власовой. СПб., 2013. С. 66-67, № 7).

28. Быличка о нечистой силе {Мифическая сила «пужает» в лесной избушке}

В самом деле пужало. Один вышел [из избушки] оправиться. Лампочка худяща горела. Стал заходить и вздумал:

– Кабы женка6 была.

Вошел – она там и сидит! Надо бы взад идти, не видно стало. И, говорит, в одних чулочках побежал оттуда. А утром пришли – еще  лампочка показалась.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 141, с. 0364-0365, № 47. Зап. Н. И. Савушкиной в 1978 г.
Мифологический рассказ о случае в охотничьей избушке, включающий мотивы опасного (провокационного) ожидания и явления к охотнику нечистой силы в облике жены. Ср. с другими подобными усть-цилемскими рассказами: Канева и др. № 40–49.

29. Быличка о порче

Здесь бабушка Марья была толкова, дед Лука и взял ее замуж. И восемь ребят у них стало. И был работник, с Мезени охотник. Он сделал ей, она сделалась глупой. «Очаровал» её бесовщиной, нечистым духом.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 141, с. 0365, № 48. Зап. Н. И. Савушкиной в 1978 г.
Мифологический рассказ о наведении порчи пришлым человеком на женщину.


1 Ля́га, лягови́на – яма со стоячей водой (СРГНП. Т. 1. С. 400).
2 Деревня на реке Пижме.
3 Деревни на реке Пижме.
4 Прижарить – сильно пригреть солнцем (СРГНП. Т. 2. С. 147).
5 Возможно: шелуха, ср.: «Лустка – шелуха» (Словарь русских народных говоров / Гл. ред. Ф. П. Филин. М., 1981. Т. 17. С. 205).
6 Жёнка – здесь: жена.