Учусь я от скуки,
Беру карандашъ в руки,
Сажусь на стул дубовый,
Беру лист почтовый...
Пописавши
Степанъ Анхѣновичь Носовъ
Историко-легендарные и топонимические предания

Историко-легендарные и топонимические предания

13. Легенда о самосожжении

В Великопоженском скиту 63 книги было у них служебных и по истории. Они как вероучители были. И им было известно [многое]. Старуха была в монастыре, пожарище когда было, и говорила так. Двухэтажная часовня была, и они закрылись наверху и подожгли. Сначала белые куропти  вылетали из этого пожарища, а потом два старца стояли дотуда, как потолок не загорелся. И как потолок пал, старцы пали, и два лебедя вылетели. Старуха эта умерла в 1910 году. Знамение такое было, а что были за куропти1, что за лебеди, не знаем.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 130, с. 0228-0229, № 6. Зап. Н. И. Савушкиной в 1978 г.
Легендарное предание о самосожжении в Великопоженском монастыре – старообрядческом общежительстве на реке Пижме (приток Печоры), основанном в первой четверти XVIII в.; 7 декабря 1743 г. произошло самосожжение скитников, нашедшее отражение и в устной традиции (см.: Канева Т. С., Матвеева Л. Е. Устные рассказы о Великопоженском ските в усть-цилемской фольклорной традиции // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы VII международной научной конференции. Т. 2. М., 2005. С. 234–240). Фольклорные мотивы превращения душ сгоревших в птиц, стойкого моления отдельных старцев во время пожара зафиксированы и в других усть-цилемских вариантах этого легендарного сюжета (см.: Канева. Великие Пожни: VI.1; VI.2).
С. А. Носову была известна и повесть о самосожжении в Мезенском уезде («В Архангельской губернии, в Мезенском уезде, содеяся в нынешнем 7252 году», см.: Малышев В. И. Усть-цилемские рукописные сборники XVI-XX вв. Сыктывкар, 1960. С. 186–189), которую он воспроизвел в одном из своих рукописных сборников (см.: Прокуратова Е. В. Новые источники изучения рукописного наследия печорского книжника С. А. Носова (археографическая находка 2009 г.) // Вторые Мяндинские чтения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Сыктывкар, 2011. Т. 1. С. 166–167). Ср. сообщения о количестве книг и о двух старцах в рассказе С. А. Носова с повестью: «А как горела храмина и уже стало опадывать, а оной старец все стоял, стоя молился богу, и поклонися, успе»; «Гонители же множество живота взяша, <…> 63 книги и икон множество» (Малышев В. И. Указ. соч. С. 189. Подчеркнуто мной. – Т.К.).
См. № 14, 15.

14. Легенда о святом месте {Наказание}

Рассказывают, что на том месте, где часовня стояла, после этого сделали часовню на погорелом месте. Часовня стояла несколько десятков лет. Тут после революции налог непосильный наложили, заставили платить большую сумму – тысячу рублей, они отказались, и сделали тут клуб. А потом рассказывают, что на том месте два дома поставили, и там жили жильцы. И вот которы дома поставили, одному нечаянная смерть получилась, а у другого двое {детей} глупы, как болваны. Стали этого места опасаться. Святое место, а стали грязь людску валить, вот так и вышло.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 130, с. 0229-0230, № 7. Зап. Н. И. Савушкиной в 1978 г.
Вариант сюжета о наказании людей за непочитание святого места в д. Скитской на Пижме, где был старообрядческий монастырь (см., например: ФА СГУ, АФ 0322-76; 03416-58).
См. № 13, 15.

15. Легенда о святом месте {Видение}

Трудно об этом говорить, безбожие стало, видений <сейчас> нет. Был в Боровской один человек Тимофей Перфильев Чупров. Как-то он ехал с Верховья2. Подъезжает к этому месту и вдруг видит – кресты стоят на этом месте. А подъехал – ничего не оказалось.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 130, с. 0230, № 8. Зап. Н. И. Савушкиной в 1978 г.
Рассказ о видении в сакральном месте.

16. Легенда о святом Иване

За Трусовым3 повыше по Цильме был скит, девятнадцать или двадцать один человек там жили. Там ездят и сейчас обещаются4, там амбарец и службу служили. А рассказывают, там все старцы умерли, последний есть остался Иван. Он когда последнего похоронил, плот сделал и выплыл оттуда. Старые люди так говорили. Он умер, а потом, понимаешь, какое дело – он оказался на кладбище. Этот плот и крест он себе сделал, оказался там против воды километра два-три и там его похоронили. Наверное, плот каким-то образом там оказался. Обещаются Ивану и сейчас, ходят молятся. Помогало от болезней, многие обещания делали и на Цильме, и все правильно делается.

АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1978, т. 130, с. 0230-0231, № 9. Зап. Н. И. Савушкиной в 1978 г.
Вариант широко известного в усть-цилемской устной традиции легендарного предания об Иване, последнем скитнике из Тобышского скита, чудесным образом выплывшем к селу Усть-Цильма, по захоронению которого названо местное кладбище (Иваново). Рассказ С. А. Носова отличается оригинальной деталью – сообщением о том, что Иван сделал себе не только плот (в вариантах: лодку, гроб), но и крест. См.: Усть-цилемские предания об Иване / Вступ. ст., подгот. текстов и коммент. Т. С. Каневой // Русский фольклор: Материалы и исследования. СПб., 1999. Т. 30. С. 423–430; Канева. Тобышский скит: VI).

17. Объяснения названий сел и деревень

17.1. Село Среднее Бугаево. Оно раньше по-другому называлось. Кругом лесвяк, а в этом лесу водилось много филинов. Перед ненастьем так гугают, так оглушат. И филина здесь «бугой» зовут. Потому и Бугаево.

17.2. Деревня Загривочная. Эта деревня на мысе стоит. Он вышел, как загривок. Высокий как бы холм, как кониная грива.

17.3. Село Замежная. Кругом мег – река обходит носом. Бывало, запрёт льдинами и прет прямо.

17.4. Деревня Крестовка. За Печорой крест стоял, и ему жертвы приносили. Крест этот знаменитый, и стали так звать.

17.5. Деревня Медвежка. Старое названье – Медвежьё. Медведи на этот берег выходили.

17.6. Поселок Новый Бор. Наново поселились на Бор первожители.

17.1. АКФ МГУ, ФЭ-12: 4-6-1980, т. 1, с. 4290, № 323. Зап. А. А. Ивановой в 1980 г. – 17.2. Там же. С. 4294, № 341. – 17.3. Там же. С. 4294, № 342. – 17.4. Там же. С. 4295, № 347. – 17.5. Там же. С. 4295, № 348. – 17.6. Там же. С. 4295, № 349.
Топонимические рассказы о происхождении названий местных населенных пунктов (д. Загривочная, с. Замежная – на реке Пижме, остальные – на реке Печоре).


1 Куропатки.
2 Возможно: верховья (с верховья реки, от верхних деревень).
3 Село Трусово.
4 Обещаться – исполнять обет (овет).