Учусь я от скуки,
Беру карандашъ в руки,
Сажусь на стул дубовый,
Беру лист почтовый...
Пописавши
Степанъ Анхѣновичь Носовъ
Автобиографические записки

Автобиографические записки (фрагменты)

Дети мои! В то время как я стал подчинен частым недугам, мои мысли уходят в прожитое время, как на своем веку за 70 с лишним лет встречал радостные улыбающиеся дни и дни черные, исполненныя горести и недостатка в жизненных потребностях, особенно в хлебе насущном. Пролетали годы в полуголодном состоянии. Приходилось через все это шагать с большими трудностями, словно к ясному гаризонту, где показывались как бы светлые лучи восходящаго солнца начавшейся жизни. Для этого прилагал старания, жертвовал днями от зари до зари и неусыпающими начами при свете луны и в темноте. Все прожитое, словно пролитое, нельзя возвратить никогда и нельзя положить на скалку весов, можно только напомнить отрывки жизненых похождений, отдельные моменты, подобно проходившей тенью или цветущей травы весной и осенью погибающей. Были дни здоровья и силы, выйдешь, как бы на высокий пригорок посмотреть цветущие долины жизни и уже покажется крайчик светлаго солнца, рождающего пленительное счастье, но как-то вдруг неожиданно подхватит, словно вихрь, и смятет тебя с высоты благополучия - и опять ожидаешь дня, когда можно добраться счастья. Но счастье как бы бежало прочь и догнать было невозможно. Говорится, судьба такая дана: от горя бегаешь, а горе все передом...

Опубл.:
Печорский старообрядческий писатель С. А. Носов: видения, письма, записки /
Подгот. текста, вступ. ст. и примеч. М. В. Мелихова.
М.: Памятники исторической мысли, 2005. С. 335-336. № 109.

Я стал подчинен частым недугам. Мои мысли обращены к вам и вашему пути жизни, моей же жизни дни, надо сказать, сочтены, и век обычный для человека я прожил, увидел сыны сынов своих, т.е.  внуков своих. Счет годов перевалил за 70. Все, что прожитое, как бы пролитое: более не вернется. Нельзя положить прожитое как на скалку весов, можно лишь напомнить отдельные  отрывки жизненых похождений. Сравнить же жизнь можно с проходящей тенью или цветущей травы весной и осенью погибающей или, наконец, уподобить прелестному сну. Видеть же в жизни хорошего не пришлось, все как-то, бывало, покажется приятное, словно крайчик солнца зимняго  короткаго дня – и опять скроется за гаризонтом, и опять ожидаешь, когда улыбнется пленительное счастье. Но счастье как бы бежало прочь и нагнать его не удавалось. Вставал рано или ночи не спал - все безрезультатно, словно вода сквозь пальцы протекала. При этом интересно напомнить случай. Когда я вырастал, то иногда приметливые люди посмотрят у мня на руки долони черточки и скажут: «Ого, паренек, счастье-то у тебя меж пальцев разсеялось, век же твой продлится».

Типерь же время моей жизни показало, что сказаное свершилось.  Можно бы еще кое-что упомянуть подобное, но, однако, затянется длинная история  и толку не будет от сказаннаго, а посему сие оставим. Остановимся же, по моему соображению, на последнем событии в моей жизни, которое проходило в 1955 году и до сих пор не забываемо. Хотя прошли многие годы, а памятно так, как было вчера, о чем я отметил все мои памятные похождения после 12 лет случившагося на 50 почтовых листах и советую вам, дети мои, ознакомиться с ними, т.к. показало мне, что и вы в жизни своей встретитесь с тем подобным виденным в действительности. Все то, что было со мной в 1955 г., происходило на глазах у многих людей, только воспринималось как ума лишение, а тайну же происходящаго никто не знал. И даже сам я после болезни и выздоровления 40 дней склонен был думать на все лады и приступил снова к порученной работе на строительстве и работал 40 дней, причем в день 40-й неожиданно перед обедом вдруг у мня задрожали руки и ноги и внутри себя начало дергать как бы электрическим током. Придя на обед домой, но поесть нечего не могл. Обратился к врачу  на осмотр, но врач нечего не признал, т.к. температура обычна, посоветовал лечиться дома растиранием в бане. Однако же при первой бане я не выдержал растирания и из бани вытащили без чувствия.

После сего здоровье мое начало падать с каждым днем и дошло до того, пойду до уборной и предупреждаю домашних, что едва ли вернусь оттуда. Видя такое безсилие тайное и непонятное, пришлось размыслить о том, что показало в видениях, почему понуждало лизать огненный  шарик, как пришлось есть бумагу, пить чернила, как тяжело было делать пластинки и многое другое невыносимое. Стало быть, нужно поискать причину в уничтожении той причины, за которую страдал.

Первое, начал уничтожать – сжигать в печи – все современные книги, находящиеся в двух шкафах до отказу, попродать шкафы, хорошую праздничную одежду, уничтожить патефон, пластинки – и почувствовалось некоторое облегчение, но медленно и неокончательно. Тогда пришлось и вспомнить виденное о том, как радиопровода тянулись сквозь уши и дергали за сердце. Пошел выписался из радиоточки, снял провода с дому, после чего перестало и дергать за сердце. Осталась лишь боль от простуды (ревматизм), которую пришлось медленно изгонять своим способом.

Далее пришлось вспомнить слова, сказанные о том, что книги найдешь у Ивана, а списки первые – у родных. И в короткое время книги, в которых была нужда, нашел у Ивана Ефимовича, а весною поехал в Пижму  к родным и там первые мои списки нашлись у родных, в том числе и список первый, писанный мною о смерти в 1915 г. как одному воину явилась смерть. После сего как бы раскрылась тайна по Писанию и виденному, а именно, что смерть явилась мне, подобно как и воину: прошло 40 лет, болел и выздоравливался 40 дней, после болезни работал 40 дней и снова захватила болезнь – прошло опять 40 дней. При этом приходится обратить внимание на Писание, что человек по зачатию основывается 40 дней, после же смерти у человека в 40-й день погибает последнее сердце. Далее указывается, что после естественной смерти настает суд и затем, по суде, определение души по содеянным делам в жизни, воздаяние комуждо по делом его.

Тоже, следует сказать, и со мной произошло подобное некое:   сначала Смерть, затем – Суд и по Суде определено место в студенец  истления, а именно, в вечную мерзлоту, находясь в которой, дало знать, два года пробыл, а в самом же деле  было время никому не известно, одно только ясно, что болел я и выздоравливался всего время прошло 40 дней, а не два года.

Почему так показало – сие пока для нас не известно, но думается, многое есть исполненное по видению моему, но некоторое еще остается неизвестным. Вообще-то следует сказать, что в виденных показаниях не было прямо сказано во многом то и то-то, но т.к. которое было в моем деле или в помышлении, то таковое было показано как бы иносказательно, только о чем мною есть в особом списке пояснении, на что и следует обращать внимание.

Далее, странно надо было случиться видеть сначала смерть и 10 числа ноября. Ответ пока напрашивается, что 10 числа апреля мой день рождения, от дня рождения до видения – 8 месяцев – период в году. Быть может, в будущем еще что прояснится непонятное.  Вы далеки от того времени, в какое мы родились и воспитывались, потому трудно и понять наше время жизни, только из историй учебников кое-что видите. Мною же вам не было сказано о старом прошлом, что считаю досадной ошибкой и, быть может, роковой, а именно: не пояснил  нечего из книг Святого Писания хотя бы о том, что мир есть видимый и есть мир невидимый, иначе называют загробная жизнь. Живя в мире сем  маловременно, ко всему видимому прельщаемся и не можем разобраться о прелести обмана и попадаемся, как в сети рыба или птица в ловушку ловца. Когда же время настанет последний день жизни человека, то во многом поймем свою жизнь, где были ошибки, но уже поздно, не воротишь: прожито, что пролито. И пойдет человек от временной жизни в вечную, т.е. не имеющей  конца, а когда пойдет - сие утаено, только по Писанию можно кое-что понимать, где описаны жития святых, угодивших Богу.

Но теперь время настало неверия во все сказанное в Писании, о котором и было предсказано, что аще и услышат кто Божие слово, не имут веры: прелесть мира ослепит очи истины. Сказано, что в последние времена злато и сребро будет по путем валяться и никто же его возмет. Злато и сребро – именует Писание. Другие святые писали: не пишите на коженых  и берестяных книгах: хощет бо их загладити последний род. Много бы можно сказать от Писания, но здесь мы остановимся на своем прошлом, откуда появилось неверие...

Я стал искать действительнаго ответа о справедливости писаннаго, не прочь был узнать от старых людей, начитанных по старым книгам. Но людей таких искать я опоздал, они поумирали и их старинные книги были растасканы куда – неизвестно. То, что было мною усвоено по книгам стараго писания, я легкомысленно бросить не могл, потому что есть в них неопровержимая правда.  Были некоторые ярые знатоки новаго мировозрения, в разговоре скажут мне: «А ты видал  вечные муки или чудеса?». Но я голословно современному всему не могл верить, видя, что каждый на свой лад кроят, не зная истинных вещей в тонкости, особенно что сказано в книгах пророческих.

Годы и жизнь моя требовала о хлебе насущном и существовании своего семейства искать в разных местах и даже районах, о чем общеизвестно, но в общем за жизнь свою пришлось переселяться 8 раз, обзаводиться домом и другими необходимыми для жизни удобством,  в свете чего некогда было разбираться в сомнительном старом и новом, т.к. семья состояла почти дюжина, 12 человек, как прежде говорили, один - с сошкой, а семеро – с лошкой. В трудностях моих все же из 15 детей 10 поднялись до полнаго возраста, а 5 поумирали до семилетняго возраста.

Опубл.:
Печорский старообрядческий писатель С. А. Носов: видения, письма, записки /
Подгот. текста, вступ. ст. и примеч. М. В. Мелихова.
М.: Памятники исторической мысли, 2005. С. 336-340. № 110.

Колесница мучения как годового периода на земле. Почему я рвал на себе одежду.  Непочитание седьмого дня в недели нарушило в  жизни не пользоваться своим трудом более седми лет ни в чем. Особенно ясно с 1925 г. по 1931 г. Все взято и все кончилось тем, что записали на бумагу паевые по цене 60 рублей корова, было их 6 и две лошади рабочие малость подороже, хлев, коридор длина 18 аршин, ширина 13, на нем поветь вмещалась сена до 100 куч, амбар, были и расчистки сенокосные на всего скота с молодняком. Последние взяты как земля государственная, безплатно, но и уплата паевая ни во что же превратилась. Помнится, что 60 процентов подлежали в неделимые фонды, когда пришел получать паевые, то деньги обезценились и получилось, корова и килограмм масла равны. Как это назвать, всякому понятно.

Опубл.:
Печорский старообрядческий писатель С. А. Носов: видения, письма, записки /
Подгот. текста, вступ. ст. и примеч. М. В. Мелихова.
М.: Памятники исторической мысли, 2005. С.340-341. № 111.

При этом интересно напомнить случай. Когда я вырастал, то иногда приметливые люди посмотрят у меня на руки долони черточки и скажут: «Ого, паренек, счастье-то у тебя меж пальцев разсеялось, век же твой продлится». Теперь же время моей жизни показало, что сказанное свершилось. Можно бы еще кое-что упомянуть подобное, но, однако, затянется длинная история и толку не будет от сказанного, а посему сие оставим.

Опубл.:
Печорский старообрядческий писатель С. А. Носов: видения, письма, записки /
Подгот. текста, вступ. ст. и примеч. М. В. Мелихова.
М.: Памятники исторической мысли, 2005. С.341. № 112.

Лучше поздно, чем никогда. Нам Писание указует: жизнь наша, как тень проходит, как цвет сон и дни. Наша жизнь маловременна, а будущая, конца не ищущая, никогда же ради будущей жизни вси святии влачили все, что могли, мучение терпели всех скорбей и болезней. Взять ... праведнаго Алексия и даже в нынешние времена соловецкие, Аввакум, Лазарь или наши скицкие жители 88 человек пошли на служение. Нельзя сказать, что люди не знали или не понимали. Они  жили  для того,  чтобы угодить Богу,  как Христос Спаситель учил,  ему последовали апостоли,  его ученики, которые на основе видений,  чудес открыты и пророков сами все пострадали и научили народы всех стран и свое учение оставили, нам еще дошло. После того Златоуст и другие продолжали их учение и жили богоугодно.

Особенно писание Златоуста нам довелось читать многие тысячи  листов, жить и надо подражать, а не тому, что в наше время настало последнее безбожное, о котором нам сказует Писание, однако надо заметить, что нам Писание мало уже пришлось видеть, хотя в нашей молодости можно было еще много найти, но мы пошли своим путем, я бы назвал путем наименьшаго сопротивления, т.е. современным безбожным.  Возму я себя. Будучи лет 10-12, была старушка Явдокиниха Акулина, она часто говорила нам: «Мы-то, может, и проживем кое-как, а вас-то, дети, последнее время застанет посередки». Мы и спросили: «Какое же это последнее-то время?» Тогда она и скажет. Дядя Алешка наш все, можно сказать, лежал на книгах (это читал всегда).

Ну а когда в возраст пришел, об этом как бы и забыл, пошел по прелестям мира и современности, о чем вы знаете нашу жизнь в Крестовке. Выражусь, с Богом делов не познали и думал, что можно так и жить до старости, а старость не преставили до старости, о сем не задумывался, смотрел как-то легкомысленно, словно сквозь пальцы, как говорят, и что же вышло? А вышло то, что забытие мое напомнил Бог, видя мою погибель: утоп в грехах жизни и, скажу прямо, безбожной жизни. А жил однем стремлением по прелестям современности: для веселья выпить, послушать гармонь, патефон, спеть песни в компании, послушать радио песни, в кина и т.п. И все это считал почти без греха, т.к. никому от сего вреда нет, а как развлечение и только. А что грех ли есть уже – и нет в помине, а если когда вспомню, то опять же и ладно, надо не упустить время, пока веселье на уме, да могу к тому же, как рано в молодые годы связан с хозяйством да с семьей, ничего не видел интересного в жизни. И так утешал себя мысленно.

И вот настал предел, как бывает во всей нашей жизни. В 1955 г., после Октябрьских дней, которые проводил в веселии всяком, на 10 ноября ночью, спал обычно, как и всегда после работы, здоров и во всем порядке ума. И кто-то как бы меня потревожил рукой слегка. Я открыл глаза, гляжу: по избе свет необычный бело-желтый. Знаю, что луна не так светит, хотя схоже несколько. Обвожу по кровати поворотом голову за подушку койки и вижу: стоит Смерть в рост самого большого человека, на плечах накидка, как бы саван белый, голова и внутренность – точно скелет человека. И разумел я, что от нее-то и свет дается по комнате.

Тогда я сел на койку для удобства расмотреть и поворотился прямо к ней, а она стоит живоспособная и раскрывает рот. И тихо прошептала: «Готов ли?» И сразу начала опускаться на пол, как бы скрываясь за переднюю часть койки (за подушки), и спыхнул огонь. Я ноги свои поддернул на койку – и в то же время света по комнате не стало, образовалась темнота обычно осенняя, только окна можно уразуметь едва. И думаю про себя: что же это такое, небывалое и невидимое, в жизни моей? Почувствовал себя во всем: здоров ли, не сон ли – нет, все так, как обычно в жизни бывает, здоров и не сплю, и жена рядом спит. И так не уснул до утра, да еще прошли два утра и два дня...

Одновременно с безсоницей начались некоторые видения не во сне, а наяве, а затем увезли в больницу и там особенно чюдно происходили видения наяве, и ни как либо, а доказательно и касалось именно о тех грехах, что в Писании об них не сказано, так как они типерь выглядят: радио, патефон, кино, писать в газету, читать расказы безбожные и соблазнительные и т.п., до 30 видов. А как показало первое – Смерть, второе – Суд, третье – мучение вечное, так говорит Писание нам, так и было показано мне.

О смерти я уже упомянул, а о Суде Божии и о муках ограничусь тем, что нельзя на 2-3 листах бумаги передать после виденного. 12 лет прошло, но в памяти у меня осталось так, как вчера было, поэтому,  как мне часто стало угрожать жизнь концом, то я решил написать хотя бы коротко самое необходимое виденное. И заняло у меня более 50 почтовых  листов. Но, однако, следует сказать не только о виденном, сколько душевно полезным. Как типерь минуло 15 лет, многое виденное сбылось, много дало разуметь от Писания, что это было именно то, что не хочет Бог смерти грешником, а направляет на путь спасения. Здесь напрашивается упомянуть пример такой: будучи я еще 14 годов, читая Писание и что мне было занимательным, то еще переписывал. И вот так было выписано в тетрадку слово, как одному воину удалому храброму пришла в поле Смерть явно и поговорила с ним. Также было записано пророчество о последнем времени. Ну а потом я, как вам известно, со старых рельсов пути сошел, пошел по новым и забыл об этом до 1955 г.

Вот как я указал повыше, явилась Смерть, а затем – Суд и видения о муках, мне и напомянуло в видении, что найдешь ты то, что надо, у родителей, – и действительно нашел  ту самую тетрадку, которую писал 14 лет возраста. А что книги, которые читал, они есть, и найдешь у Ивана, ну кто он такой – больше ничего не сказало: Иванов очень много на свете. И когда я вышел из больницы по болезни 40 дней, стал наведываться о старых книгах. И довелось увидеть у Ивана Яфимовича (Климовка) все то, что я читал в молодости.

Вот вам и напоминаю, что мы живем в ведении судьбы Божии и никуда не уйдем от нее. Однако нам воля дана на свете, но сила невидимая всевышняго есть над нами, кто куда стремится, туда и направляет или оставляет итти по пути, которому хочешь: или в рай или в муку, насилия нет. Хочешь в царствие Божие – двери открыты, хотя путь этот тяжелый, тесный, но есть путь пространный, ведущий в вечную муку, не имеющий конца, которым, говорится, многие ходят, в том числе как и я.

Но Господь ждет нашего обращения от грехов. Кто же, например, мне могл показать и сказать то, что я иногда думал, говорил и сомневался в верности? Ответ сказался явно на факте. Более этого мы не достойны, и, я бы сказал, этого не заслуживаем. Но есть милость Божия, не оставляет грешника погибнуть во грехах и недостойным делает все спасительное. Как говорит Писание, где же Бог восхощет, там и побеждается естества чин, т.е. и грешнику дается знать о пути, ведущем в Царство Божие. Мы живем по пророкам, сказанным ими в Писании в последнем времени, что будет глад по всей земли, не глад хлеба, а глад слова Божия.

Вот и присмотритесь к жизни, так ли это безспорно верно. Кто читает, кто слушает Писание, а без Писания нельзя войти в царство Божие, ибо Писание разоблачает все прелести и обман мира сего суетнаго и временнаго и доказывает всяко о Царствии Божии и правды его, что есть, но не видимое и не слышимое. Как Христос Спаситель говорил: Радость, которую око не виде и ухо не слыша (1) и на сердце человеку не взыде и радость будущая, не временная, а безконечная вечна.

Так же и о мучении вечном есть сказано, как они будут нестерпимы и вечны, не сто лет и не тысячу и не сто тысяч или милионов, а нескончаемыя. Как нельзя песок исчети или лист и траву, так и лета вечная. Вот на основе сих двух путей и вси святии жили и переносили все скорби болезни и мучения века сего, подражая словам Христа Спасителя, что многими скорьбми подобает внити в Царствие  Небесное и нужно есть царствие Божие и нуждающие восхищают его.

Далеко за примерами ходить не будем, а возмем хотя бы страдальцев скицких: более ста человек пострадали во огне и в голоде, или соловецких отцев около пятьсот человек, и подобные им другие: Аввакум протопоп 20 лет изгонялся везде, в Сибири и в других, и в Пустозерске был, наконец, сожжен с другими по старой вере. А всего, известно, пострадало за старую веру более 300 тысяч.  Что же это было? Разве не люди были, разве не знали Писания?  Нет, это были довольно большого разума люди, но они правду возлюбили, а ложное возненавидели. Они уразумели от Писания пророчества о том времени, которое сбылось и пошли на смерть за старую веру и все, что было узаконено апостолами и 7 вселенскими соборами.

Изобличение нынешней никоньяна веры приняли страдание и смерти, им-то и нам надо последовать, насколько можно и знаем, без сомнения помня, что в России вера в старом законе пребывала более 700 лет и не смотреть на современные разврат веры и жизни: все это должно было совершиться по предсказанию пророк и Евангелия. Напомяну же и наконец коротко и вам,  что то,  что  случилось болеть неизлечимо, то советую одного: как говорит Писание, что более всего человек от грехов очищается при болезни, если он ее переносит благодарне, не сетует на Бога. От больного не требуется поста, моления, а только благодарить Бога, терпеть, и Господь сказал, что претерпевый до конца той спасется, а не стерпишь – погибнешь.

В наше время многие решаются на все, вплоть до самоубийства, но нас сохрани Господи от таких мыслей: это не что иное, как дьявольское навождение, дабы разлучить человека от Бога душею и телом. Вот он-то невидимо влагает неподобные мысли человеку и заставляет следовать тому, что неверныи творят или потерявшие веру в будущую жизнь. Надо не смотреть на их будущее, а прибегать к Богу мыслями и всем сердцем  просить его молитвой Исусовой – и Бог не оставит вас, подаст, что нужное вам.

Пишется бо: молитва есть как лесница на небо, как прогонитель всякой мысли бесовской. Молитвою вси святии пользовались непрестанно в своей жизни и просим от Господа грехов прощения содеянных в жизни. Нельзя устрашаться своих грехов: человек много или мало есть грешен на земли, только надо познал грехи, особенно Богу противные, то более их не грешить и когда будешь отступаться, тогда и Бог подаст милость о прощении вашем в прошлых грехах. А что касается ухода за больным человеком, то это опять самое нужное и заповеданное Богом - больному послужить, и в день судный много будет полезно за сие.

Опубл.:
Печорский старообрядческий писатель С. А. Носов: видения, письма, записки /
Подгот. текста, вступ. ст. и примеч. М. В. Мелихова.
М.: Памятники исторической мысли, 2005. С.341-347. № 113.

Жизнь, говорят, не поле бежать: если  протянется, всего достанется. И вы, наверно, с пословицей согласны, а вот о сверхестественной силы существует ли в мире, то знаю, что будете уклончивы, потому что типерь как бы научно все опровергают. Здесь я и освещу коротко о фактах на усмотрение ваше сверхественного явления из долгой жизни лично, а факты есть вещь довольно упрямая. Надо заметить и то, что вырастал я у религиозной матери и кое чему был научен в религиозном вопросе. И, выйдя на возраст, как-то слегка стал уклоняться от старого, потому что читал стал современно научные книги, сравнивая старое и новое учение, во многом стал сомневаться и как бы поплыл по ветру меньшего сопротивления, т.е. отстал от стараго и взялся за новое.

При этом однажды было меня толкнуло на мысли, что есть в мире что-то невидимое, а именно, вот как. Поженившись 18 лет, мне один свой человек сделал отместку за то, что на свадьбу его не пригласили. И знаете вы по себе, как бывает в молодости естественная, как огонь, тяга к совокуплению, и она у меня остановилась. Сперва ждал, пройдет, мол, однако дни за днями, нидели1  за неделями текут безрезультатно. Пришлось  обратиться к знахарю, ити в баню, где сделал непонятное испытание – и все исправилось и в жизни все забылось. И тут 30 лет прошло с лишним. Забыл я о молении, все обычаи  воспринял современные и хотелось пожить в них  до 60 лет. Но тут (наверно, вы помните) случай со мной  -  как бы ума лишение, но в тайне ясно показало и сказало мне многое, а именно: в полночь разбудил меня скелет смерти и проговорил: «Готов ли?», чем, конечно, отнялся сон на 2-3 дня, а затем попал в плохие условия ухода в больнице, дошел до конца и почти что окоченел. Вернулся мыслями к Богу, стал просить  время, как бы бороду свою отростить, узнать правду стараго писания и пожить по нему, как велит. И мне пообещало словами свыше, как бы в рупор в радио дать мне время два года срок и где найти старые книги. Но т.к. два года срок малый мне показался, то как бы растяжило еще, сказало: «Жизнь дастся тебе от твоего  поведения». И мне далось выздороветь: через 40 дней поражения всего  я снова стал на работу и работал 40 дней, даже забыв случившееся и указания свыше и указания свыше. И вот в 40 день, в праздник, собрался идти на работу и работал до 12 час, а сам во уме держу, что мне надо соблюдать. И тут как кто  поразил меня, едва домой добрался и день за днем начал таять здоровьем, как снег. Вспомнил тогда данные мне наказы, давай выполнять и молиться начал. И как только сжег всю современную литературу, патефон, пластинки, выписался радио – и все оторвалось болезненное2. И вот  с 1955 г. все сохранно. Ставил два  дома себе, книги старые, что нужно, нашел по указанию. Многое есть и другое сказать, но всего не отпишеш3. Вот на основании личного факта  поверьте мне и сохраните веру, что есть невидимый Бог, будет и суд Его за все наши преступления. Есть, пока мы живы, и милость Божия на нас, где  можно просить прощения, одновременно отказываться от больших грехов, как то: пьянства, бородобрития, табаку, каждую ночь тайно не расставаться с молитвой Исусовой - и я по себе знаю: и вы получите от Бога милость, в чем вам нужда…4

Опубл.:
Мелихов М.В. Письма к родным печорского старообрядческого писателя С.А. Носова //
Староверие на северо-востоке европейской части России. Сыктывкар, 2006. С.150-152. № 114.

23 апреля (по старому стилю) перед вставанием утром явился тонок сон, очутился я в казармы, все ушли на обед, остался я да Иван Григорьевич (Усть-Цильмы житель по прозвищу Калямыч). Я его знал, но он меня не знал. И у него была книга Апокалипсис, она и типерь есть в добрых руках. Поэтому я оговорился о себе, что я должен сказать о себе, что родители мои по матери будут дед Мишка Кузнец, а мать прозывается Елифериха Матрена. Он меня как бы остановил и говорит: «Я понимаю сие, кто вы такие, говорите смелее, что у вас есть ко мне». Тут я спросил его: «Как вы понимаете слова Апокалипсиса, где говорит: «Последние пять месяц в 50-цы, что червие более 5-ти месяц не живут, как от апреля месяца и до сентября». Когда сие  время разумеваете, как у вас свой Апокалипсис и изучили его?» Он на сие скоро и ясно сказал: «Пятьдесятница и пять месяц есть дотуда, пока параходы ходят». И тут я разбудился и будильник затрещал вставать. Я, грешный, во уме своем много  соображал о словах Опокалипсиса5, как понимать пять месяц от апреля до сентября и червие не живут, а это последнее, когда по пророченному все сходится, и конец пятьдесятницы, и настанут 5 месяц тяжких болезненых, и еще как бы подтвердило, что, действительно, параходы ходить в конце сентября  перестают и редко еще ходят в октябре сверх  расписания. Будете живы, запомните сии слова, они сходятся со всех сторон, всяк верный зная, что верно и будет, но молчит, дабы не навлечь на себя опасности.

Опубл.:
Мелихов М.В. Письма к родным печорского старообрядческого писателя С.А. Носова //
Староверие на северо-востоке европейской части России. Сыктывкар, 2006. С.152. № 115.


1 Так в рукописи.
2 См. «Вмѣесто предисловия моего видѣния» и «Вмѣсто предисловия», с.60-63.
3 Так в рукописи.
4 Далее несколько слов не читаются.
5 Так в рукописи.