Учусь я от скуки,
Беру карандашъ в руки,
Сажусь на стул дубовый,
Беру лист почтовый...
Пописавши
Степанъ Анхѣновичь Носовъ
Биография С. А. Носова (У. С. Хозяинова)

Биография С. А. Носова,
написанная Устиной Степановной Хозяиновой

Мой отец, Носов Степан Анфиногенович, родился 10 апреля 1902 года в деревне Загривочная Пижемского сельсовета Усть-Цилемского района в семье крестьянина-охотника. Отец его Анфиноген Лукич Носов и его дед Лука и прадед Василий и прапрадед Александр постоянно проживали в этой деревне и были крестьянами-охотниками. Кстати, старое название деревни было Алексаевка, по имени первожителя – Александра, прапрадеда моего отца. Мать моего отца Матрена Михайловна была родом из Усть-Цильмы.

Дед по линии матери, Михаил Терентьевич, уроженец Усть-Цильмы, жил в Усть-Цильме, был охотником и еще, по тому времени, был славным кузнецом, был мастером по ружьям. Но ему пришлось в какое-то время с женой быть в батраках у пустозерских богатеев. Михаил Терентьевич имел 5 дочерей. Дед Михаил прожил свыше 90 годов. Как звали бабушек моего отца – не помню. Мой отец очень тепло отзывался о своем дедушке, Луке Васильевиче, очень любил его. Лука Васильевич прожил долгую нелегкую жизнь, в возрасте свыше 80 лет продолжал охотиться, учил внука Степана (моего отца) охотничьему делу, был любителем рассказывать разные истории, бывальщины, сказки. У деда Луки было 5 сыновей и 2 дочери.

Отец моего отца Носов Анфиноген Лукич, уроженец Загривочной, долгое время был в солдатах, по возвращении из армии не застал жену дома: она с сыном Григорием выехала куда-то в Россию. Анфиноген за ней не поехал и связь порвалась. Тогда он женился вторично на вдове Матрене Михайловне, уроженке Усть-Цильмы, дочери Михаила Терентьевича. У них родилось четверо детей, в живых осталось два сына – мой отец и его младший брат Елифер, который погиб в Отечественную войну 2 сентября 1943 года.

Мой отец рано лишился отца. Ему еще не было и 10 лет, когда трагически погиб его отец. Об этом событии долго помнили в деревне, как будто дедушка сам предрешил свою судьбу. Дело было так. Дедушка осенью проходил по лесу и увидел, что мужики рубят высокое дерево, которое ему понравилось. Он сказал мужикам: «Ребята! Оставьте это дерево, оно мне пригодится на матицу для строящегося нового дома». И вот 14 марта ехал он с сыном Степаном по этому лесу на двух санях. У Степана была молодая лошадь, он ехал впереди, лошадь чего-то испугалась, задела это дерево, оно упало и суком дерева пробило голову отца, т.е. Анхена.

Мать отца Матрена Михайловна хорошо знала грамоту, слыла большой мастерицей по шитью одежды, обуви и головных уборов по меху. Она была первым учителем для сына Степана. Учила его читать старые книги. Будучи подростком, отец читал священные книги перед молящимися целыми часами. Мать его заставляла переписывать книги тем шрифтом, которым были написаны книги. Тогда-то он и научился самоуком переписывать книги старинным шрифтом. Отец в школе никогда не учился. Мать отца умерла летом 1936 года в селе Усть-Цильме, где она в то время жила.

Отец рано познал тяжелый труд. Он помогал матери по уходу за скотом, часто ходил на охоту с дедушкой Лукой. Обстоятельства его рано заставили жениться (в хозяйстве нужны были дополнительные рабочие руки). Отцу тогда шел 17-й год, а матери нашей Федосье Федоровне – 15-й. К 1924 году родилось трое детей, семья росла, появились дополнительные материальные трудности. Тогда отец решил с семьей переехать в деревню Крестовку без согласия матери. Тогда переехало много земляков из Пижмы, были даже родственники. В короткий срок помочами родители построили дом, большой скотный двор, конюшню и другие хозяйственные постройки, обзавелись скотом. Жители Крестовки жили очень дружно, часто помогали друг другу, все тяжелые работы выполнялись помочами. Условия для ведения хозяйства были несравненно лучше, чем в Пижме. Рядом заливные луга прекрасные, озера, полные рыбы, рядом река Печора. Люди жили дружно и зажиточно. Им помогало советское государство в приобретении по контрактации необходимой сельхозтехники (сенокосилки, конные грабли, сепараторы, мелкий инвентарь и промышленные и продовольственные товары).

Также дружно жители деревни Крестовка вступили в колхоз (1930 год). В числе первых была и наша семья. Для колхозного скота построили большой скотный двор. Налаживалась культурная жизнь деревни. Как говорил отец, это был самый безбожный период его жизни. В деревне открыли начальную школу 1–3 классы, с 1 учителем. Отец в колхозе работал в животноводстве и в одно время был счетоводом. Взрослое население грамоте училось через ликбез. Отец обучил грамоте нашу маму.

Культурным центром деревни была школа. Здесь устраивались спектакли, выступали с «живой газетой». Отец принимал активное участие в самодеятельности. С выступлениями ездили в ближайшие деревни. Вдохновителем и организатором была молодая учительница Татьяна Николаевна Семяшкина. Отец организовывал коллективные слушания радио с правлением колхоза. Но недолго длилась радостная жизнь в колхозе. Поблизости от Крестовки в Медвежке был создан совхоз, которому отдали наши лучшие пойменные сенокосные луга от самой Крестовки и ниже, которые раньше принадлежали колхозу, остались лишь плохие земли. Стало не хватать кормов для скота, а отсюда все последствия. Колхоз стал хиреть, колхозники стали уезжать из Крестовки по разным причинам. Отец тоже решил уехать, сказав: «Не у чего стало жить». Но главной причиной было то, что надо было учить детей, а их к тому времени было 6 человек.

В июне 1934 года наша семья переехала в деревню Макарово, недалеко от города Нарьян-Мара, вступили в колхоз «Северная звезда». Отец стал работать счетоводом и работал на этой должности до ухода на фронт в Великую отечественную войну в январе 1942 года. Везде, где бы отец не находился, он всегда пользовался авторитетом, к нему очень часто приходили люди за советом. Он никогда никому не отказывал в помощи. Иногда отец писал заметки в окружную газету «Нарьяна Вындер» о колхозной жизи. В Отечественную войну отец сражался под Ленинградом, был контужен, выздоровел и снова на фронт. Домой вернулся в августе 1945 года по первому указу о демобилизации. Награжден двумя медалями: «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».

В 1946 г. наша семья переехала в город Нарьян-Мар. Отец работал бухгалтером в кинофикации. В 1949 году умерла наша мать, осталось четверо несовершеннолетних детей (в том числе 2 и 6 лет). Отец вынужден был жениться второй раз: нужна была помощь в воспитании малолетних детей. Старшие дети разъехались и жили самостоятельно. После кинофикации работал плотником в строительной организации. После тяжелой нервной болезни продолжил работу в стройуправлении. Затем прервал работу по состоянию здоровья, понемногу стал заниматься любительской охотой и рыболовством.

В 1965 году отец с женой переехал в Среднее Бугаево. Построил дом и опять стал заниматься любительской охотой и рыбной ловлей для личного потребления. За свою жизнь отец построил 4 дома для семьи, не считая прочих строений. Он также был неплохим столяром и печником. После тяжелой болезни с середины 50-х годов отец отрекся от «безбожия» и стал собирать и читать старообрядческие книги, переписывать некоторые наиболее ценные из них. Выписывал старообрядческие журналы и всем этим делился с верующими людьми старообрядческого толка, с некоторыми верующими переписывался. Об этом лучше знает моя сестра Роза, которая многих из них знает, в том числе и Осташова Ефима. Отец к детям всегда относился внимательно, уважительно, воспитывая добрым словом, хотел дать нам образование.

Он очень любил читать. У нас была неплохая библиотека. Любил рассказывать разные истории из жизни. Интересовался нашим чтением. До болезни у него было 8 толстых тетрадей. Там было все: разные предания старины, наша родословная, возникновение некоторых селений, о знатных людях в том числе, помню хорошо, была описана поездка отца в Москву на ВДНХ в августе 1939 года (на выставку). Он был послан от имени колхоза «Северная звезда» как передовой колхозник. К сожалению, во время болезни отец сжег все это богатство как «безбожные деяния».

Умер отец в Среднем Бугаево 14 сентября 1981 года, 79 лет от роду. Там же был и похоронен. На похоронах были все дети и очень много было отовсюду единоверцев.

У. Хозяинова. 17 ноября 1997 г.

Полный текст опубл.:
Печорский старообрядческий писатель С. А. Носов: видения, письма, записки /
Подгот. текста, вступ. ст. и примеч. М. В. Мелихова.
М.: Памятники исторической мысли, 2005. С. 374-381.