Об иконе Богородицы, которой благословляли на замужество
№ 2.1.
Это вот старинная [икона], мама ею бла[го]словляла меня этой иконкой. Замуж пошла, нас с хозеином обеих бла[го]словила эту иконку и сказала: «Где ты будёшь – это пресвятая Богородица – где ты будёшь, икона чтоб была с тобой». Вот. И она у меня с собой. В Заполье служила, потом я сюды пришла, опеть принесла её. Это бла[го]словленье у матери. Обе[и]х с хозеином бла[го]словляла. <…> И она, го[во]рила, она этой, освещённой этой церквой, той старинной ешо, которая была не ломаная, той церквой освещённая, она го[во]рила. [А как-то помогала Вам эта икона?] А я ей, её почитаю. Пресвятая Богородица. Вишь, она вот на… на горячем камне и стоит, выте́рпиват, и вот на горячем камне и в горячем, вишь как. И там рядышком ишо две, и овечка есть ишо ведь[1]. Это старинная, это старинны иконы, не теперешние. Теперя картинки. <…> А вот их, стары-ти иконы собирают, просят. Я не отдаю. Много раз спрашивали вон. Я говорю: «Нет, это у меня материнское бла[го]словлениё. Я нет, я не за какие, – говорю, – как говорится, гроши не отдам, не за чё». Зачем? Одно материнскоё благословление на всю жись дано, да я это вам отдам? Нет, пока я жива. Она сказала: «Девка, где жить будёшь, икона чтоб была с тобой». Но-ка, а чё она тамока благословляла, дак она ведь потихонечку говорила, потихонечку говорила, бла[го]словляла дак.
ФА СГУ, АФ 13397-92:
Зап. в с. Лойма Прилузского р-на Республики Коми 02.10.2022
Е.А. Военушкиной, В.А. Дементьевой, А.М. Михалюк, А.А. Шумиловым.
Расшифровка С.С. Мишариной под ред. Т.С. Каневой.
См. от этой же рассказчицы: № 2.2.
№ 2.2.
А из дому меня вот этой иконой мать бла[го]словляла, вот этой иконкой. Пресвятой Богородицей, вот она. <…> И сказала слова: «Где будёшь жить, чтобы икона была с тобой» – это мама своя родная сказала. И вот она у мня всё служит. Много раз уже просили эти, что, мол, мы тебе заменим. Я говорю: «Нет». <…> И вот я в Заполье жила тридцать лет, она там у меня стояла. Сюды пришла, опеть с собой взяла. Вот такие дела. Старые люди, конечно, божественные были они ведь, в церкви ходили, а потом всё нарушили дак, так, домашним, а всё равно служили и зажигали свечу и всё [в] праздники, молились и. <…> Вот это мама-то говорила: «Вы в год раз, мол, протирайте хоть этим, святой водой». А где у нас теперь? И церква есть, ро́бит, дак тоже святая-та вода, приносят ведь. Так вот, она го[во]р[и]т: «В год раз хоть, но обтирайте святой водой».
ФА СГУ, АФ 13400-16:
Зап. в с. Лойма Прилузского р-на Республики Коми 03.10.2022
Т.С. Каневой, В.А. Дементьевой, А.М. Михалюк, А.А. Шумиловым.
Расшифровка С.С. Мишариной под ред. Т.С. Каневой.
См. от этой же рассказчицы: № 2.1.
[1] Речь идет о явлении Божьей Матери инокам на Почаевской горе, во время которого Богородица стояла на камне в окружении огня. Это чудесное явление видел и пастух.