Богородица в лоемских устных рассказах и магических практиках
В Прилузской студенческой этнокультурной экспедиции, организованной СГУ им. Питирима Сорокина в октябре 2022 г., был записан рассказ о надругательстве над деревянной иконой Богородицы, которая несмотря на то, что была разрублена представителем советской власти, продолжала, по мнению рассказчицы, беречь семью. Этот сюжет впечатлил собирателей и уже по возвращении из экспедиции стал поводом для того, чтобы обратить внимание на место Богородицы, ее иконописных образов, иконы вообще в устных воспоминаниях и шире – в фольклорных текстах, в народных обрядовых практиках. В результате в лоемских материалах Прилузского собрания Фольклорного архива СГУ им. Питирима Сорокина было выявлено несколько заговоров и народных молитв, включающих обращения к Богородице, а также пересказ апокрифического сюжета о жизни Богоматери (на данном этапе привлечены только самые ранние поступления – записи 1990 г.). Составитель счел возможным включить в предлагаемую подборку и два небольших рассказа из новых записей (2022 г.) – об использовании икон в окказиональных обрядах (№ 3 и № 4); в них икона Богородицы упоминается, скорее, в качестве примера.
Вообще в народной традиции «Богородица считается защитницей от бед, нечистой силы, напастей, страданий, небесная заступница, отзывчивая, милосердная и участливая. Поэтому к ней часто обращаются в народных молитвах, заговорах, заклинаниях. Она популярный персонаж народных легенд и апокрифов. Богородица считается покровительницей рожениц, что обусловлено мотивом её материнства и этимологической связью слов Богородица и роды. В русской народной традиции культ Б.-матери сближается с культом матери-земли. <…> Многие народные легенды о Богородице связаны с апокрифами. Известный апокриф “Сон Богородицы” используется почти у всех славян или в виде амулета (список на листе бумаги), или как молитва-апотропей»[1]. |
Богоматерь Владимирская (фрагмент). |
Все тексты публикуются впервые. В комментариях к записям 2022 г. личные данные о рассказчиках не раскрываются из соображений приватности; к записям 1990 г. приведены полные данные.
СОДЕРЖАНИЕ
№ 1. О надругательстве над иконой Богородицы
№ 2. Об иконе Богородицы, которой благословляли на замужество
№№ 8, 9, 10, 11. Молитвы перед сном
№№ 12, 13. Молитвы при болезни
№ 15, 16. Заговоры на облегчение родов домашней скотины
Сокращения и условные обозначения
ФА СГУ – Фольклорный архив Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина
(г. Сыктывкар); (АФ – аудиофонд, РФ – рукописный фонд)
[…] – вопросы собирателей, уточнения автора расшифровки / публикации
<…> – сокращения несущественных фрагментов, неразборчивые разы
Тексты отобраны и подготовлены к публикации кандидатом филологических наук, доцентом,
старшим научным сотрудником научно-исследовательской лаборатории
«Филологические исследования духовной культуры Севера» Татьяной Степановной Каневой.
В расшифровке отдельных аудиозаписей и поборе материалов для комментариев приняла участие
студентка направления «Филология» Софья Мишарина.
Компьютерный набор текстов из рукописного фонда (РФ) выполнен студентами-филологами в рамках учебных (фольклорных) практик, в их числе – Виктория Тебенькова и Валентина Усатова.
Веб-мастеринг – Максим Самарин.
Составитель данной подборки выражает надежду на то, что эта небольшая публикация вдохновит начинающих исследователей-фольклористов продолжить поиски подобных записей в Фольклорном архиве СГУ им. Питирима Сорокина, чтобы собрать корпус источников для изучения феномена народного православия.
[1] Толстой Н.И. Богородица // Славянские древности. Этнолингвистический словарь: в 5 томах. М.: Международные отношения, 1995. Т.1. А – Г. С. 217.
[2] Христианство в искусстве. Иконы, фрески, мозаики: [Эл. ресурс]. URL: https://www.icon-art.info/phpBB2/viewtopic.php?t=150154 (дата обращения: 01.12.2022).