Бобрецов Ананий Фотиевич
1898
1898 года. 1-го мая в 3 ½ часа выступила команда на двор и стали во фрунт. В 4 часа вышол командир экипажа и поздоровался с командой и пожелал счастливого плавания. Потом скомандовали: «Направо, шагом марш!» А музыка заиграла «Двуглавый орел», и пошли по направлению на яхту «Полярная Звезда». А публика на звук музыки выступила из домов, полны были улицы и из окон, чуть ли не из каждаго, человеческие фигуры слушали гармоническии музыки и глядели на гвардейцев-молотцов моряков. Другая старушка даже и заметно прослезилась, смотря на фрунт и вспоминая все красивыи, молодыи: «Нешто у каждаго есть отец и мать, и гонят их Бог знает куда, моряк по морям, по волнам, сегодня здесь, завтро там?» Затем зашли в порт Ново-Адмиралтейства. А в 5 часов вечера были уже на императорской яхты «Полярная Звезда». А 2-го мая поступили на морскую, подняли флаг и гюс1 и вымпел. А 5-го мая в 9 часов утра отдали со стенки перлиня и вышли на Неву реку и развернулись на Неве и пошли в Путиловский канал из С. Петербурга в Кронштадт. В 10 часов утра вышли из Путиловского канала в залив, а в 1 час дня пришли в город Кронштадт и зашли в гавань и стали к стенки, где находились военные суда «Генерал-адмирал», крейсер «Азия», крейсер «Рында» пароход «Красная Горка», крейсер «Варяг», и крейсер «Первенец», и крейсер «Кремль», и броненосец «Не тронь меня», и броненосец «Полтава», броненосец «Петропавловск», и минный крейсер «Воин», крейсер «Аврора», и «Петр I-й», броненосец «Синявин» и «Адмирал Смирнов».
А 7-го мая затянулись в Петровский док, где простояли до 27-го мая. А 11-го мая пришол «Адмирал Нахимов», который находился в заграничном плавании пять лет. 13-го мая изволил посетить «Адмирал Нахимов» государь император Николай Александрович, затем Николай I-й2 и герцог Еденбурский3. И при государственном посещении производили парусное учение, за которое государь император оставил царское «Спасибо». А в 4 часа изволил отбыть в Петергоф на императорской яхты «Александрия», на которой и прибыл. А 14-го мая в день Вознесения Иисуса Христа в 5 часов вечера в городе Кронштадте произошел бунт моряков с пехотой: кто ружьем, кто пикой, кто камнем. Когда командир порта прибыл, тогда все прикротили4. Убитых не было, а раненых с обоих сторон было по нескольки человек, и тех по окончении отвезли в больницы.
22-го мая вышли из Петровскаго сухого доку в гавань, стали к стенки. 27-го мая вышли из гавани на рейд, стали на бочку. А в 1 час дня снялись и пошли для проверки компасов. А в 5 ½ часов сего 27-го пришли обратно на малую рейд и стали на бочку. А 28-го мая в 8 часов утра снялись с бочки и пошли на пробу машины, в 3 часа дня пришли обратно на малую рейд и стали на бочку № 5. А 9-го июня в 4 часа дня изволила прибыть императорская яхта «Нева», на которой прибыл сиамской прынц, который на катери главнаго командира посетил крепости и батареи. А потом, после посещений, прибыли к нам на императорскую яхту «Полярная Звезда», на которой команда была выстроена для встречи повахтенно во фрунте. Когда взошол на палубу, приняв рапорт от командира яхты и изволил продти по фронт и здоровался с командой, на что отвечали: «Здравия желаем, ваше королевское высочество!» Затем в сопровождении своей свиты начался обет. В 6 часов вечера изволил отбыть на яхту «Неву» и отправился в Петергоф. 10-го июня в 10 часов утра пришол из Францеи крейсер «Светлана», которая строилась во Францеи. 17-го июня изволил посетить крейсер «Светлану» его императорское высочество генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович. Затем 25-го июня изволил посетить крейсер «Светлану» его императорскии величества государь император Николай Александрович и в сопровождении великаго князя Алексея Александровича, также после посещения, отбыли на яхты «Стрела» в Петергоф.
26-го июня пришол германский крейсер «Шарлотта», в 4 часа дня пришол в Петербург. А 28-го июня на императорской яхты «Стрела» из С. Петербурга отбыли их императорское высочества генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович и герцогиня Мекленбург-Шверинская великая княгиня Анастасия Михайловна5 в сопровождение фрелин. В 2 часа дня прибыли на кронштадтский рейд яхта «Стрела», отдали якорь. Высочайшии особы пересели на паровой котер и проследовали на яхту «Штандарт», где были встречены командиром яхты капитана 1-го ранга Фридериксом. После посещений их высочества отбыли на катери обратно на яхту «Стрелу». Затем яхты снялись с якоря и пошли под штандартом великого князя. А в 4 часа дня яхта «Стрела» прибыла в Петербург, где на германском крейсере матросы разсыпались по реям для встречи великаго князя и оглашали воздух троекратическое «Ура!», затем отбыли во дворец.
А императорская яхта «Штандарт» в 6 часов вечера 28-го сего июня отправилась в заграничное плавании. 3-го июля в 7 часов вечера пришол из Петербурга германский кресер «Шарлота» и проследовал в мори. 7-го июля в 2 ½ часа изволил прибыть его императорское высочество генерал-адмирал князь Алексей Александрович на крейсер «Светлану». А в 4 часа крейсер «Светлана» снялась с якоря с великим князем и ушла под штандартом генерал-адмирала великаго князя Алексея Александровича в г. Либаву. А яхта «Стрела» ушла обратно в Петербург. 13-го июля изволил посетить императорскую яхту «Полярная Звезда» флаг-капитан контр-адмирал Ломин. А 19-го сего июля прибыли из экипажу музыканты.
А 16-го июля в 6 часов вечера на яхту «Александрия» изволили прибыть их императорское величество государь император Николай Александрович и государиня императрица Александра Феодоровна и государиня императрица Мария Феодоровна с августейшим семейством: великий князь Михаил Александрович и великая княжна Ольга Александровна. В 6 часов 10 минут их величество прибыли на яхту, милостиво поздоровались с офицерами и командой, музыка играла «Боже, царя храни», а на яхты подняли бреид-вымпел ея величества. В 6 часов 30 минут его императорское величество государь император, простившись с родительницею государиней императрицей Марией Феодоровной и великим князем и княжной, Михаилом и Ольгой Александровной и пожелал команды счастливого плавания; при громких звуках музыки и криках «Ура!» отбыл с яхты с августейшею супругой государиней императрицей Александрой Феодоровной на яхту «Александрию», которая сънялась с якоря под брейд-вымпелом государя императора и пошла в Петергоф. А мы в 7 часов 40 минут вечера снялись с якоря и вышли из Кронштадта в Данию. Нам ступил в кильватер крейсер 1-го ранга «Светлана» конвоировать. 18-го сего июля в 4 часа дня изволил встретить на копенгагенском большом рейде августейший родитель государини императрицы датский король в 4 часа 40 минут. Ея величество с августейшими детьми отбыли с яхты, милостиво простившись с господами офицерами и командой и благодарила за переход. И прибыла на датскую яхту «Данеброк», которая под штандартами ея величества сънялась с якоря и пошла в Копенгаген. Мы и крейсер «Светлана» и яхта «Царевна» въступили в кильватер. А в 5 часов 30 минут зашли на внутренний копенгагенский рейд, стали на якорь и ошвартовались.
22-го июля – тезоименитство ея императорского величество государини императрицы Марии Феодоровны, на военных судах уилиминировано разных нацей нацыональными флагами и производили пушечный салют. Первой раздался с крепости, затем последовали с судов, в 12 часов дня 40 мину кончилась салют. А вечером с 7 часов вспыхнули эликтрическим освещением все суда, стоящие на внутреннем рейде: яхта «Полярная Звезда», и императорская яхта «Царевна», и крейсер 1-го ранга «Светлана», и датская яхта «Данеброк», и шветская эскадра из 3 броненосцев. Затем в 11 ½ часов вечера прекратилось все освещение.
26-го июли был сильный дождь и гром. А 27-го сего июля – яхтинский праздник. В 12 часов дня изволила посетить яхту ея императорское величество государиня императрица Мария Феодоровны. 4-го августа датский король изволил посетить шветскую эскадру, в 1 час дня отбыл обратно на пристань, где ожидали придворные кареты. 9-го августа в 9 часов вечера на яхту «Царевну» изволил прибыть его императорское высочество великий князь Михаил Александрович. В 9 часов 40 минут яхта «Царевна» сънялась с якоря и пошла в Россию. Потом 2-го сентября крейсер «Светлана» снялся с якоря и пошла в Россию. А мы 6-го сентября в 11 часов утра снялись с якоря из города Копенгагени, вышли в Либаву. 7-го сентября в 11 часов утра пришли в Либаву и стали на якорь. А 8-го сего сентября ея величество греческая королева прибыли на яхту в 7 часов, а в 8 ½ часов вечера сънялись из г. Либавы с якоря и вышли из гавани в Данию. 9-го сентября пришли в Копенгаен, подойдя против пристани королевской дачи, стали на якорь в 4 часа дня. А в 4 ½ ея величество, милостиво простившись с офицерами и командой, и отбыла с яхты при звуках музыки и криках «Ура!» под брейд-вымпелом на катери № 3. В 5 часов вечера, сънявшись с якоря, и пошли в копенгагенский внутренний рейд, стали на якорь, ошвартовались.
17-го сентября скончалась ея величество датская королева, в 7 часов утра, августейшая родительница государини императрицы Марии Феодоровны. 22-го сентября в 10 часов утра сънялись с якоря и вышли из Копенгагени. 23 сентября пришли в город Либаву в 9 часов утра, стали на якорь на либавском рейде. 24 сентября в 7 ½ часов утра пришол императорский поезд с его императорским величеством государем императором Николаем. В 8 часов 10 минут его императорское величество прибыл на яхту на катери «Аванпорт». Его императорское величество обошел команду и здоровался и подняли брейд-вымпел. И прибыли свита его величеством: генерал-адъютант Гессен и флигель-адъютант князь Обаленский6. Того же дня в 9 часов 25 минут сънялись из г.Либавы с якоря и вышли из гавани. Прошли 11 часам 25 миль, ровно в 11 часов утра по случаю сильнаго шторма и волнения в мори по приказанию государя императора вернулись обратно в Либаву в 12 часов 50 минут по полудни на либавскую рейд, стали на якорь. 25-го сего сентября в 2 часа дня сънялись с якоря и вышли из Либавы в Данию. 26-го сентября в 4 часа 40 минут утра открылся на траверзе крейсер 1-го ранга «Светлана» и показал нам позывные, на что мы ответили своими позывными и крейсеру мы зделали сигнал вступить в кильватер. Того же дня 11 часов 45 минут подошли к берегам Дании против пристани королевской дачи и стали на якорь. В 12 часов дня его величество, милостиво простившись с офицерами и командой, и отбыл с яхты на катери № 3 на пристань королевской дачи, где были встречены августейшею матерью государиней императрицей Марией Феодоровной и королевским семейством, прибыли во дворец.
В 1 час 15 минут дня сънялись с якоря и възошли на внутреней копенгагенский рейд. В 1 час 50 минут стали на якорь и отшвартовались. Затем 12-го октября в 2 часа дня снялись с якоря, вышли с внутреняго рейда на наружной рейд, стали на якорь против королевской дачи. Одновременно с нами сънялись с якорей крейсер 1-го ранга «Светлана» и яхта «Царевна», следовали нашему движению. В 3 часа 45 минут прибыли на яхту ея императорское величество государиня императрица Мария Феодоровна с августейшею дочерью великою княжнею Ольгою Александровною в сопровождении ея королевское величество королевы елиннов и прынца Георгия и прынцессы веллийской7. В 4 часа ея королевское величество греческая королева Ольга Константиновна с сыном Георгом8 и прынцесиею валлийской отбыли с яхты на пристань на датском паровом катери. А в 4 часа 40 минут сънялись с якоря из города Копенгагени и сделали сигнал крейсеру «Светлана»: «Вступить в кильватер императорской яхты «Царевна», государиня императрица желает счастливаго пути», пошли в Либаву.
Того же дня по случаю нашедшаго густого тумана стали на якорь въблизи пловучего маяка. В 6 часов 10 минут туман рассеялся, вызвали всех наверх и снялись с якоря и продолжали путь идти. 13-го октября в 8 часов пришли в город Либаву, стали на якорь на либавской рейд. В 10 часов 45 минут ея императорское величество государиня императрица Мария Феодоровна милостиво простилась с офицерами и командой и отбыла с яхты на пристань. Команда удостоилась получить царское «Спасибо». Того же вечера в 1 часов 15 минут ночи сънялись из г. Либавы с якоря и вышли в море. 14-го октября в 9 часов вечера догнали яхту «Царевна», которая показала нам свои позывные, на что мы отвечали своими позывными. 15-го октября в 7 часов утра прошли город Кронштадт, вступили в Морской канал. В 9 часов утра пришли в С.Петербург, стали у галерного островка Рускаго завода, отшвартовались и приступили к разоружению. Кончили компанию и перебрались в экипаж.
Конец морского путишествия 1898 года. А. Бобрецов.
1
Гюйс − военно-морской флаг, который поднимается на носу судна.
2
Николай I Петрович (1840−1921), князь черногорский Негош (1860−1910), король черногорский (1910−1918).
3
Принц Альфред Эрнест Альберт (1844−1900), герцог Эдинбургский, граф Ольстерский и Кентский.
4
Так в рукописи.
5
Анастасия Михайловна (1860−1922). Великая княжна, жена герцога Фридриха Меклебург-Шверинского (1851−1897).
6
Оболенский Николай Дмитриевич (1860− 1912), князь, флигель-адъютант Александра III, генерал-адъютант при Николае II.
7
Принцесса Александра, старшая дочь датского короля Христиана IX (1844−1925), была замужем за принцем Уэльским (Веллийским) Альбертом-Эдуардом.
8
А. Бобрецов ошибается: Георг I был мужем, а не сыном великой княгини Ольги Константиновны.