Бобрецов Ананий Фотиевич
1896
Начинается путишествие морское в 1896 года. 14-го мая поступили в компанию на императорскую яхту «Полярная Звезда». А 26-го мая отдали со стенки швартовы и пошли из Петербурга в город Кронштадт и сего же 26-го мая ходили на пробу и пришли обратно на кронштадтскую малую рейд, стали на бочку. А 27-го мая затянулись в Петровский сухой док и красили подводную часть. Потом 6-го июня приехала команда из Москвы, которые ездили на коронацию государя императора Николая Александровича всея России и государини императрицы Александры Феодоровны. А 7-го июля вышли из доку в гавань. Затем 10-го июня из гавани на малую рейд, стали на бочку. А 27-го июня изволили приехать на яхту его императорское высочество генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович, начальник флота, и свита его величества контр-адмирал Ломин1 и того же дни уехали обратно в Петергоф. Затем 6-го июля ходили на пробу, пришли обратно и стали на кронштадтской Малой рейд.
А 27-го июля в 3 часа дня изволил на яхту прибыть его императорское высочество генерал-адмирал и великий князь Алексей Александрович. Потом в 4 часа вечера изволили прибыть их императорское величество государь император и государыня императрица Александра Феодоровна и вдовствующая государиня императрица Мария Феодоровна со своим августейшим семейством: великий князь Михаил Александрович и великая княжна Ольга Александровна. Затем при дежурстве находились суда: императорская яхта «Александрия», и императорская яхта «Стрела», и императорская яхта «Марева», и пароход «Нева», и катера их величество. Потом в 5 часов вечера изволили с яхты отбыть их величество государь император и государиня императрица Александра Феодоровна на гребном катери на яхту «Александрию». Затем яхта «Александрия» сънялась с их величеством с якоря и пошли в Петергоф. А государиня императрица Мария Феодоровна с августейшим семейством остались на яхты «Полярная Звезда». Потом в 8 часов вечера 27-го июля сънялись из города Кронштадта с якоря с государиней императрицей и ея семейством, пошли в ход по Болтийскому морю в Данию.
Затем 29-го июля в 9 часов утра пришли в датский город Копенгаген, встретили на рейде на датской яхты августейшии родители король и королева и английский прынц2. Затем государиня с августейшим семейством на гребном катери отбыли с яхты «Полярная Звезда» на датскую яхту и под двумя штандартами пошли на королевскую дачу. А на яхты «Полярная Звезда» остался свиты его величества кондр-адмирал Ломин. И зашли в гавань в 10 часов утра, стали на якорь. Потом 31-го июля пришол крейсер 2-го ранга «Азия» со штандартской командой. Стояли около месяца. Конечно, поочередно ходили гулять, датскую Машку фуким3. А музыкантам тоже ежедневно был класъ на шканциях. Затем 25-го августа в 5 часов утра снялись из города Копенгагени с якоря в Германию. Потом сего 25-го августа в 7 часов вечера пришли в ерманский город Киль-бухту и в 7 ½ часов стали на якорь.
А 26-го августа в 7 часов вечера изволили на яхту прибыть их императорское величество государь император и государиня императрица Александра Феодоровна. Команда стояла повахтенно во фрунте, когда государь император шол по фрунту и здоровался с командой. На его вопрос отвечали: «Здравия желаем, ваше императорское величество!» В это время на всех германских судах взвились национальные флагами, изукрасилась вся стоящая 60 судов искадры покрылись прекрасной картиной. А когда сънялись из города Кильбухты я коря и пошли в ход, и в это время со всех судов раздался музыки народный гимн «Боже, царя храни». А матросы, стоящие повахтенно во фрунте и по реям, оглашали воздух троекратическое «Ура! Ура! Ура!» и шли мимо эскадру малым ходом. А когда вышли на море, тогда уже скрылись от бури в морских волнах в Немецкое море. Затем 28-го августа в 12 часов дня пришли в Данию в город Копенгаген, стали на якорь. Затем в один час дня изволили государь император и государыня императрица Александра Феодоровна на паровом катери отбыть на пристань, где придворны кореты стояли в ожидании высочайшаго приезда. Потом, когда с их величеством катер пристал к пристани, то шпалерами стаяли почотный караул. Их величества изволили сесть в кареты и в строгом порятки тронулись во дворец. А при яхте остался флаг-капитан свиты его величества контр-адмирал Ломен.
Затем 3-го сентября в 10 часов утра их императорские высочества государь император Николай Александрович и государиня императрица Александра Феодоровна изволили прибыть в новую императорскую яхту «Штандарт», был высочайший смотр. А когда отбыли со «Штандарта», и изволили заехать на императорскую яхту «Полярная Звезда», тут тоже гвардейские матросы, стоящие повахтенно во фрунте. Государь император шол по фрунту и здоровался с командой, а за ним шла его свита. А на его вопросы отвечали: «Здравия желаю, ваше императорское величество». А затем уже принимала музыка марш «Двуглавый орел». Затем начался обет, а потом, после обеда, вышли на верхнюю палубу. А в 2 часа дня изволили с яхты отбыть их величество на паровом катери на пристань. А в это время музыка играла народный гимн «Боже, царя храни». А затем начался со всех военных судов и крепостей оглушительный страшный пушечный салют так, если кто не слыхал и не видал, то может человек сойти с ума, так что от пушечных выстрелов полувершковыи стекла лопались на боевых военных судах на воде. А что это бывает каждый раз при встречах и при отъездах царской фамилеи: великии тысячи милионов пудов одного пороху съжигают.
Затем 7-го сентября в 12 часов дня отъправили музыкантов и певчеи на новую императорскую яхту «Штандарт». А 8-го сентября в 11 часов утра изволили на яхту «Штандарт» прибыть их императорское величество государь император и государиня императрица Александра Феодоровна и тут же в 12 часов дня две императорскии яхты «Полярная Звезда» и «Штандарт» сънялись из города Копенгагени и пошли в ход в Англию. Государь и государиня находились на яхты «Штандарте», а мы шли в кильватер, двои сутки шли. Не дойдя до английских берегов, 10-го сентября в 7 часов утра по приказанию государя императора в 7 ½ часов утра 10-го сентября вернулись обратно в Данию. 12-го сентября в 11 часов утра пришли в Данию в город Копенгаген и стали на старое место якорь. Възад и въперед 4 суток ходили, и потом 15-го сентября в 1 час дня изволили на яхту прибыть их императорское величество государиня императрица Мария Феодоровна и великая княжна Ольга Александровна, и провожали августейшии родители датский король и королева, и английский прынц, и греческий король. Затем в 4 часа вечера сънялись из города Копенгагени и пошли на рейд. А там государиня императрица Мария Феодоровна разпростилась с августейшим родителем. А в 5 часов вечера изволили с яхты содти вся свита: августейшии родители государини императрицы Марии Феодоровны – датский король и королева, и греческий король, и английский прынц – отбыли на датском паровом катери на пристань. А мы на императорской яхты «Полярная Звезда» под штандартом государини императрицы Марии Феодоровны пошли в ход.
16-го сентября в 12 часов дня пришли в Россию город Либаву и стали на бочку. По высочайшему приказу от ея величества императрицы Марии Феодоровны были награды нижним чинам по карточки, в которой въсе матросы, и в том числе находится и государиня императрица Мария Феодоровна, а некоторым – часы серебряные с портретом государини императрицы Марии Феодоровны. В 5 часов вечера ея величество со своим августейшим семейством отъбыли на гребном катери на пристань, а там по машине в С. Петербург. А мы в 10 часов вечера 16-го сентября сънялись из города Либавы и пошли в ход в Англию, прошли Немецким морем 4 суток. 20-го сентября в 12 часов дня пришли в английский город Порт Цмут4 и стали в порт к стенки, где находилась яхта «Штандарт». И тут, где мы стали, был вогзал железной дороги, куда ожидали высочайшаго поезда. Затем этот вогзал был чудной картиной изукрашен – разных наций штандартами, влагами, орлами, вензелями, а покуда было идти их величеству, все услано коврами. Такой картины, вполне уверяю, что каждый человек великии деньги потратили бы, только взглянуть однем бы глазом на эту прекрасную картину, какая была уилиминирована пристань для встречи росийскаго императара.
22-го сентября в 4 часа вечера изволил поровоз продти для удостоверения всякой опасности. А в 4 ½ часа вечера изволил высочайшой поезд прибыть, где находились их императорское величество государь император и государиня императрица Александра Феодоровна, где уже почотной караул в ожидании два часа уже стоял и хор музыкантов. Когда поезд прибыл, остановился против императорской яхты «Полярная Звезда», тогда их величества изволили из вагана сойти и оба, государь и государиня, пошли по направлению яхты. А почотной караул провожали глазами и восклицанием оглашали воздух «Ура!» А музыка играла марш «Двуглавый орел». А когда прошли выстроеное армейских солдат караул, тогда пошли на яхту, где стояли гвардейскии матросы повахтенно во фронте, а также гвардейских 60 человек хор музыкантов был, отлично выстроенный, играл встречный марш. А когда их величество вступили на яхту, в это время музыка замолкла, тишина, не слышно было нигде не звуку музыки и не живой души в одну секунту все замолкло – муха пролетит – и то будет слышно.
Когда государь и государиня с господами офицерами поздоровался, тогда пошол по фронту, здоровался с командой: «Здорово, гвардейцы!» На его вопрос отвечали моряки: «Здравия желаю, ваше императорское величество!» Затем пошол на 1-ю вахту, там тоже поздоровался, и с музыкантами тоже. А потом начался обед, а англичане разошлись. 23-го сентября в 7 часов утра отдали со стены швартовы и дали ход машины и пошли в ход из города Порт Цмут. И за нами снялся и новая императорская яхты «Штандарт» и пошел в кильватер. Затем, когда вышли на рейд, тогда уже английская эскадра, состоящая из 30 судов, стояла наготове идти с нами конвоиром, из которых судов находились 16 боевых броненосцов и 8-мь минных крейсеров и 6 миноносок изволили идти за нами конвоиром для охраны. Вышли и пошли во Францию. Потом в 12 часов дня сего 29-го сентября изволила встретить француская эскадра 32 судна, в которой находились 12 боевых броненосцов и 6 минных крейсеров и 14 миноносцов. В это время, когда две аграмадные эскадры, английская и француская, как два великана, сошлись, начали делать поворот: англичане здают, французы принимают, начался пушечный салют: оглушало морское пространство 100 выстрелов. Английская эскадра пошла обратно, а франсцуская пошла за нами конвоиром. В ето же время была ужасная сильная погода, так что францускии броненосцы прямо скрывались в морских волнах. Ужасная была качка, так, что государиню императрицу закачало и она лежала без чувств. Однем словом, была морская картина очень страшная, невозможно описать, пожалуй, с ума сойдешь без превычки.
23-го сентября в 2 часа дня пришли во француский город Шебрур, зашли в гавань, въстретили франсузы, во множестве собравшись на лотках около двух императорскихъ яхт, как две сестры шли одна за другой. А на лотках ехавши рядом и съзади один общий рык оглашает воздух: «Ура! Ура» А на берегах было публики стольки, что кругом, куда ни взгляни, все равно, как на воде, на земли не помещались, так на домах крыши все заполнены. Когда пришли к стенки, то тут француский почотный караул стоял, выстроеный для встречи росийскаго императора и хор музыкантов. А пристань была изукрашена так, что описать нельзя. Когда подали на стенку швартовы, потом и сходни на стенку положили, а стоящие франсускии солдаты в почотном карауле и их хор музыкантов играл безостановочно русский народный гимн «Боже, царя храни».
Когда государь император вышол на стенку, то тут его изволил встретить франсуский президент Филикс Фор5. На стенки стоял хор музыкантов, играл русский народный гимн «Боже, царя храни». Потом в 3 часа дня происходил на яхте высочайший завтрок. А музыка на шканциях играла во время завтрака для дорогого гостя, сидевшего за хлебом-солью и для приятного апетиту или, иначе сказать, для кушанья. И в 9 часов вечера 23-го сентября (1896) начался обед. А в 4 часа дня француский президент и государь император и императрица Александра Феодоровна изволили на француском гребном катери посетить францускую эскадру, которая находилась на рейде. Потом приехали обратно и в 9 часов вечера начался обед. А в 10 часов вечера изволили их величество государь император и государиня императрица Александра Феодоровна отъбыть с яхты на вогзал, где находился русский императорский поезд и затем по машине изволили по железной дороге отбыли во француский столичный Париж. А там уже была стреча – нельзя описать. А изволили стоять в городе Шербурге. В эти дни стоянки так было, что кто сколько желал гулять. А на яхти 25-го сентября был для французов обед на 200 человек. А на яхты было уилиминировано разными цветами и флагами по борту были завешены. Потом, когда обед кончился, начались танцы и руский хор музыкантов на шканциях играли без умолку. Танцы продолжались с 12 часов дня и до 10 часов вечера. А с 10 часов начали гостей провожать и до 12 часов ночи уже все разошлись.
Потом 28-го сентября был обед для русских матросов на француском броненосце, на котором были приглашены русские матросы, где во время танцов французы кричали «Библия Россию!», и это сливалось все в одно крык, и музыка, как сильная буря, свистит, гремит. Потом в 10 часов ночи кончились танцы и француский генерал, командир броненосца, очень остался доволен рускими моряками. В 10 ½ ночи все разъехались по судам. Потом 29-го сентября был устроен обед для французов на новой императорской яхты «Штандарт». Только было очень весело, можно сказать, что визит был на славу. Гулять ходили почти каждый день, было все вольно и просто, пили вино, коньяк, ром, модеру. А денег с русских не брали не копейки по случаю визиту. Ну да и попили, ну да и покричали, всего было вдоволь, что только душа твоя желает, везде, куда не взайди, везде с возгласом «Библия Россию!» принимали, как лучше не дано. Менялись с франсузами рубашками, фурашками, приходили пьяны все были простительно: на руках приносили на яхту. Больше не могу писать, да и время надо много, да и нельзя правды описать.
С 23-го и до 30-го сентября стояли около стенки. А 30-го сентября в 8 часов утра отдали швартовы со стенки и вышли в гавань, стали на бочку по приказанию контр-адмирала Ломина. А 1-го октября в 7 часов утра сънялись из города Шербурга и пошли в ход. А за нами изволила идти яхта «Штандарт». Вышли из гавани, как две сестры родные. Потом 3-го октября пришли к устью германскаго канала, стали на якорь в 9 часов вечера. А 4-го октября в 6 часов утра сънялись с якоря и пошли каналом в ход. Затем в 1 час дня прошли мост, который в высоте остался, что мачтами не хватило. А в 7 часов вечера сего 4-го октября прошли второй мост, который тоже прошли, ничем не хватило мачтами. А в 9 часов вечера вышли из каналу. А в 10 часов ночи пришли в ерманской город Кильбухту, стали на якорь. На второй день, 5 октября в 2 часа дня, снялись из города Кильбухты с якоря и пошли в ход в Россию. Затем 7-го октября в 5 часов вечера пришли в город Кронштадт, стали на малую рейд на бочку. А 8-го октября в 7 часов утра сънялись из города Кронштадта и пошли в С. Петербург. А в 10 часов утра 8-го октября стали к стенки, завели швартовы. А 13-го октября кончили компанию и перебрались в экипаж. Конец 1896 года.
1
Ломен Николай Николаевич (1843−1909), адмирал, генерал-адъютант, командир яхты «Полярная Звезда».
2
Принц Уэльский Альберт-Эдуард (1841−1910), старший сын королевы Виктории, с 1901 г. – король Эдуард VII.
3
Так в рукописи.
4
Портсмут. Далее сохраняется авторское написание города.
5
Фор Феликс (1841−1899), президент Франции (1895−1899).