Бобрецов Ананий Фотиевич
1894
1894 года мая 12-го дня. Поступили в компанию на императорскую яхту «Полярная Звезда». В приготовление в действие машины стояли в С. Петербурге 9 дней. 21 мая пошли в ход, спустились в Путиловский канал в залив Балтийского моря, затем в 2 часа дня на Кронштадтском малом рейде стали на бочку. Затем угля нагрузили, ходили на пробу. Потом 3-го июня приехал на яхту его императорское величество государь наследник цысаревич великий князь Николай Александрович и 3-го июня в 10 часов утра изволили снятца с якоря с его высочеством и пошли за границу в Англию. Изволили пройти Балтийское море, потом вышли на Немецкое море. Ходу было пять суток. 8-го июня пришли в английский город Гревзент, стали на якорь в 4 часа дня. Тут его высочество изволили сесть на гребной катер и отбыли с яхты на пристань. Затем мы изволили стоять до 4-го июля. Затем 5-го июля изволили прибыть на остров название Улит, а города Каус, стали на якорь. А 7-го июля в 2 часа дня изволила продти английская яхта и на ней находилась английская Виктория1 (т.е. англичанка), и тут с ней на яхты находился наследник российскаго престола и его нареченная невеста. А 8-го июля в 10 часов утра изволили на яхту прибыть его императорское высочество наследник цысаревич со своею нареченной невестой, будущей государыни императрицы, а бывшой Елиса Гессенская Аленбурская2. Тут первой раз изволили видеть с невестой наследника России. А в 2 часа дня изволили отбыть с яхты на пристань. А 11-го июля в 10 часов ночи изволил на яхту прибыть наследник.
А в 4 часа утра снялись с якоря из города Кауса и пошли в ход по Немецкому морю. Шли двои суток. 14-го июля в 5 часов утра пришли в Данию город Копенгаген. А 8 часов утра наследник цысаревич изволил с яхты отбыть во дворец. В гавани находились военныи суда американский, француский, греческие и со всех судов днем был салют, а ночью пускали разные ракеты. Затем 17-го июля в 9 часов вечера снялись с якоря из города Копенгагена и пошли в Россию. Затем 19-го июля пришли в город Кронштадт в 5 часов вечера, стали на малою рейд. А 20-го июля зашли в гавань, стали на бочки. А 23-го июля затенулись в Константиновский сухой док, тут наводили наружной ремонт. Затем 19 дней стояли в доки. 12-го августа вышли из доку в гавань. Затем 16-го августа вышли из гавани на Малую рейд. А 17-го августа снялись с Кронштадтской рейды и пошли в С. Петербург, тут кончили компанию и перебрались в экипажи. Затем тольки трои суток прожили в экипажи, потом 14-го сентября 1894-го года получили от управляющего морским министерством телеграмму, чтобы яхта «Полярная Звезда» быть готовой и отправиться за границу по требованию государя императора Александра III-го по случаю его болезни. Потом с 15-го сентября начала ходить день и ночно на работу на вооружение. Потом 20-го сентября поступили опять в компанию. Потом, когда все было готово, то 1-го октября снялись и пошли в город Кронштадт, тут угля нагрузили и 3-го октября снялись из Кронштадту и пошли в ход за границу. Шли Балтийским морем и немецким морем. Ходу было 6 суток, затем пришли в английский город Климант 9-го октября, стали тут на якорь. А 11-го октября снялись с якоря из города Климанта и пошли в ход и по случаю сильной погоды и страшного волнения морской бури, так что невозможно было идти. Затем сменили курс и остановились тоже английский город Фильмут и сего числа стали на якорь.
Потом 14-го октября изволила прибыть императорская яхта «Царевна». И у нас во время этой штурм потеряли одну шлюпку, и тут она осталась для починки всего. А мы 17-го октября из города Фальмута сънялись с якоря и пошли в ход через Атлантический океан. Шли трои суток, и в это время качало так, что через верхнюю палубу шла вода. Затем 20-го октября пришли в испанский город Фероль в гавань, стали на якорь. Потом 21-го октября получили невеселую и грустную телеграму, что государь император Александр Александрович III-й помер 20-го октября в 2 часа 15 минут дня. И мы тут вообще во всех нацеях повесили траур и затем на яхты тут приняли присягу служить новому будущему государю Николаю Александровичу. Затем получили следующую телеграму, в которой было сказано, что идти в Грецею. Тогда 26-го октября сънялись с якоря из города Фероля и пошли в ход через Атлантический океан, шли трои суток. Затем пришли в испанской город Карьаген 29-го октября, стали на якоре.
Потом 6-го ноября сънялись с якоря и пошли в ход по Средиземному морю и 8-го ноября в 12 часов дня в море встретили австрийское судно, которое в плавании находилось уже 3 месяца и 29 дней и у них не было правизии. Когда мы стали проходить судно, то они подняли сигнал, чтобы мы им дали провизии. Тогда у нас застопорили ход машины и они приехали к нам на шлюпки и мы изволили им правизии дать бочонок мяса, 2 мешка сухари и один мешок крупы. И это было напротив итальянских берегов. И в 1 час дня сего 8-го ноября дали ход машины и пошли в ход. Затем 11-го ноября пришли в Грецею город Пырей, ходу было 5 суток. В 10 часов утра стали в гавань на якорь.
И тут в Пыреи находилась русская эскадра из 9 судов. И затем 21 и 22-го ноября был очень гром и дождь. А 28-го ноября 2-е отделение ходили гулять, 2 матроса были очинь пьяный и в Афинах и дрались и их таможной отправил с солдатами на яхту и у одного матроса не было фланелевки и брюк и фурашки: греки их побили порятком. 30-го ноября изволила придти греческа яхта и с греческой королевой стала в гавани на якорь и был 21 выстрел салют. А 1-го декабря пришли 2 броненосца – «Владимер Мономах» и кононерская лотка «Отважный». А 3-го декабря изволили посетить русскую эскадру их королевское величество греческий король и королева и их наследной прынц3. А 6-го декабря в 11 часов утра изволили еще посетить греческий король с королевой на браненосец, Николай II-й изволили там обедать. А в 3 часа дня прибыли к нам на императорскую яхту «Полярная Звезда» пить чай и в это время, когда они пили чай, музыка играла на шканцеях все время. А в 4 часа вечера изволили с яхты отбыть на паровом катере на пристань, а потом по машины в сталичный город Афины. На всей на русских и греческих судах было уилиминировано нацьональными флагами. Потом 8-го декабря канонерская лотка «Отважный» снялся с якоря и ушол в мори, и две миноноски, потом 13-го декабря изволил прибыть на яхту король и королева, простились с командиром и в 2 часа дня отбыли с яхты на пристань. Затем в это время в продолжении стаянки по требованию королевы ездили во дворец каждый день по 10 человек матросов и королева изволила на память дарила подарки: кому − крест, кому – Евангелие, кто что желает.
Затем 14-го декабря в 8 часов утра сънялись с якоря из города Пырея и пошли в ход. Прошли одне сутки, пришли в турецкий город Дарданил, стали в 4 часа вечера 15-го декабря на якорь по случаю того, что ночью турецкий султан поднял сигнал, что ночью проходить нельзя, то мы переночевали ночь, а 16-го декабря утром сънялись с якоря из города Дарданила и пошли в ход. Каналом прошли город Калипол, потом 16-го декабря в 10 вечера пришли в столичный турецкий город Константинополь, стали на якорь. В 11 часов ночи привезли уголь и ночью начали грузить. В 3 часа ночи уголь нагрузили, снялись с якоря из города Константинополя и пошли в ход. Вышли в Черное море, шли двои сутки. 18-го декабря пришли в город Одессу, Севастополь, затянулись в Севастопольскую бухту, стали на якорь.
21-го декабря кончили компанию. А 23-го декабря в 8 часов утра изволили с яхты 300 человек и поехали на вогзал железной дороги. Когда в 11 часов утра поместили команду в вагоны, а в 1 час дня поезд из города Севастополя тронулся и шли мимо яхту, тогда на яхты оставшая команда выбежала по вантам и оглашали воздух троекратическое «Ура!».
Разстояние от города Севастополя до С. Петербурга 2033 версты, ехали по жалезной дороги трои сутки, затем 26-го декабря 1894 года прибыли в С. Петербург в 7 часов вечера, перешли в екипаж. Конец путишествия в 1894 года.
1
Виктория I Александрина (1818−1901), королева Великобритании и Ирландии с 1838 г.
2
Александра Федоровна (1872−1918), урожденная гессенская принцесса Алиса-Виктория-Елена-Луиза, супруга (1894) императора Николая II.
3
Принц датский Христиан-Вильгельм-Георг (1845−1913), брат императрицы Марии Федоровны, с 1863 г. король Греции Георг I, королева – великая княгиня Ольга Константиновна (1851−1926), их сын − принц Георгий Георгиевич.