Этнокультурное наследие региона
«АХ, ВЫ СЯДЕМТЕ, РЕБЯТУШКА, ВО ЕДИНОЙ КРУГ…»
(из репертуара пижемских певцов):
К 100-летию Ивана Филипповича Семенова
Усть-цилемская фольклорная традиция (Усть-Цилемский район Республики Коми, бассейн Печоры) славится многими яркими исполнителями – сказителями и рассказчиками, певцами и причётницами. Однако существует не так много изданий, благодаря которым можно услышать их голоса , хотя Усть-Цильма как один из центров севернорусской духовной культуры хорошо известна по целому ряду публикаций. Данное аудиоиздание нацелено на то, чтобы пополнить корпус звучащих образцов усть-цилемского фольклора и познакомить слушателей с отдельными песнями Пижмы – притока Печоры, своеобразного «микрорайона» Усть-Цилемского края.
Специфика пижемской традиции, корни которой связаны с деятельностью старообрядческого монастыря на Великих Пожнях, давно подмечена исследователями. Одним из ее отличительных моментов является богатство песенного репертуара. Участница печорской экспедиции Государственного института истории искусств 1929 г. Н.П. Колпакова поделилась в своих дневниках тем неизгладимым впечатлением, которое произвела на собирателей запись песен в Замежном – центре пижемского куста деревень: «…Замежное оказалось таким золотым дном, какого не могли нам предсказать все наши предчувствия. За два дня мы записали 180 песен. <…> Певицы пели, не умолкая, пели в фонограф, пели на улицах, расходясь от нас после записи, пели в избах, пели за работой, пели даже лежа в кроватях, если нам случалось заходить к ним в неуказанное время. При встречах с нами где-нибудь у колодца или в других совсем далеких от фонографа местах они вспоминали все новые и новые жемчужины своего поистине необозримого репертуара и очень охотно сообщали их нам. <…> Рабочий день наш начинался в семь часов утра. Работали до 12-ти. До часу был перерыв, потом опять запись до 6-ти вечера, не вставая. От шести до семи наши певицы “управлялись” и “обряжались” со скотом, а к семи приходили снова и пели до 12-ти ночи. Запевалы менялись перед “трубой”, хоры пели поочередно – то девушки, то женки, то вместе. У нас карандаши вываливались из рук от усталости. <…> Уходя от нас и идя к нам утром – опять поют по улице, опять что-то интересное, незнакомое, неслыханное. Мы просто в отчаянье приходили: рук не хватало удержать все, что мы слышали» .
Каждая встреча с даровитым певцом, талантливым ансамблем раскрывает новые неповторимые грани песенной культуры. Вот и знакомство собирателей Сыктывкарского университета с супругами Семеновыми – Иваном Филипповичем и Ириной Павловной – для молодых фольклористов сыграло важную роль в постижении феномена народного пения, а их песни стали одними из самых любимых.
В 2018-ом году Ивану Филипповичу Семенову исполнилось бы 100 лет (21.05.1918–31.03.2001). Эта памятная дата послужила поводом для публикации некоторых песен, записанных от певцов, среди которых был И.Ф. Семенов – исполнитель с незаурядным певческим даром. Прежде всего, это прекрасный дуэт Ивана Филипповича и Ирины Павловны (1920–1987), в котором раскрылся песенный талант И.Ф. Семенова [см. аудиотреки № 8, 19]. Замечательный ансамбль с супругами Семеновыми составили Анна Лазаревна Палкина (1919–1994), Александра Афанасьевна Носова (1921–2011) и Федосья Ивановна Чупрова (1928–1998) [см. № 1-7, 9, 11-13, 15, 16, 20]. Еще одна группа записей была сделана от трио из числа этих же исполнителей: И.Ф. Семенов, Ф.И. Чупрова и А.А. Носова [см. № 10, 18]. По просьбе собирателей вместе с И.Ф. Семеновым пела также Ксения Малафеевна Чупрова (1930–2016) [см. № 14, 17].
За исключением супружеского дуэта эти певцы не составляли постоянного песенного ансамбля (хотя некоторые из них были связаны семейно-дружескими отношениями), а дуэт И.Ф. Семенова и К.М. Чупровой вообще был ситуативным. При этом без большого преувеличения можно сказать, что песни, исполненные ими, – одни из лучших образцов народно-певческого искусства Усть-Цильмы в записях последних десятилетий ХХ века.
На данном диске представлено 20 песен из репертуара пижемских певцов (половина публикуется во фрагментах). Подавляющее большинство из них составляют традиционные протяжные песни: солдатского цикла [№ 1-6], сюжетной темы «гибель молодца на чужой стороне» [№ 7], любовной тематики [№ 8-15, 18], балладного типа [№ 16, 17]. Кроме того, на диске звучат лирическая песня шутливого характера [№ 20] и один из любимых романсов И.Ф. Семенова [№ 19]. Тексты и нотировки одиннадцати песен из этой подборки опубликованы в сборнике: «Традиционная культура Усть-Цильмы. Лирические песни: Научное издание / Сост. Т.С. Канева (отв.), А.Н. Власов, А.Н. Захаров, А.Ю. Кастров, З.Н. Мехреньгина, Ю.И. Марченко, Е.А. Шевченко. М.: ГРЦРФ, 2008 (в «Сведениях о записях» см. помету «Публ.: ТКУЦЛП №...»).
Этот диск продолжает серию современных изданий усть-цилемского музыкально-поэтического фольклора, которые подготовлены по инициативе и/или при участии сыктывкарских фольклористов. Первый из них (Пижемские певцы и сказители (к истокам певческой культуры Усть-Цильмы): Аудиодиск / Изд. подгот. А.Н. Власов, Т.С. Канева, А.Ю. Кастров, Ю.И. Марченко, В.П. Шифф. Сыктывкар, 2008) был также обращен к традиции Пижмы; на нем звучат записи из Фонограммархива Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Второй диск представил часть усть-цилемских материалов из Фонограммархива Института языка, литературы, истории Карельского Научного центра РАН (Эпос и духовная лирика Усть-Цильмы в записях Д.М. Балашова: Мультимедийный диск / Сост. Т.С. Канева, В.П. Кузнецова. Сыктывкар, 2012).
Настоящий выпуск составили записи из аудиофонда Фольклорного архива Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина (ФА СГУ). Они были выполнены группами собирателей под руководством Зинаиды Мехреньгиной в фольклорных экспедициях СГУ 1986 г., а также в совместных поездках с участниками фольклорных коллективов Ленинграда: в 1989 г. – с Александром Келаревым [№ 14, 17], в 1990 г. – с Алексеем Захаровым и Алексеем Меховым [№ 10, 18]. Бóльшая часть публикуемых звукозаписей была сделана в первых поездках сыктывкарских собирателей (1986 г.), когда еще не было не только достаточного опыта фиксации материала, но и необходимого высокотехнического оснащения, и к настоящему времени аудиоматериалы, к сожалению, не удалось сохранить в хорошем качестве.
При подготовке издания использованы фотографии из семейных собраний устьцилемов и из фотофонда Фольклорного архива СГУ им. Питирима Сорокина. Составитель благодарит за помощь в подборе фотоматериалов и биографических сведений заведующего Центром народной традиционной культуры (с. Усть-Цильма) Нину Степановну Поздееву, руководителя групп усть-цилемских фольклорных экспедиций Сыктывкарского университета в 1986–1990 гг. Зинаиду Николаевну Мехреньгину, семью Матвея Арсентьевича Носова и, в частности, Светлану Николаевну Носову (д. Коровий Ручей Усть-Цилемского р-на).
Составитель признателен Алексею Николаевичу Захарову, поделившемуся своими воспоминаниями о встрече с И.Ф. Семеновым, а также Екатерине Анатольевне Дороховой за консультации при отборе звукозаписей.
Особую благодарность составитель выражает дочери Ивана Филипповича Семенова Елене Ивановне Герасимовой, поддержавшей идею издания и взявшей на себя заботы по его финансовому обеспечению.
Все, кто работал над диском, надеются, что он станет знаком доброй памяти о тех певцах, чьи голоса звучат на нем, и не только порадует их близких, но и позволит широкому кругу слушателей приобщиться к богатейшему миру традиционной севернорусской песни.
Составление, подготовка текстов: Канева Т. С.
Обработка звукозаписей: Шеболкина Л. В.
Дизайн, обработка фотоснимков: Безбатичнова Т. А.
Финансовая поддержка: ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», Межрегиональное общественное движение «Русь Печорская»
Мой отец Иван Филиппович Семенов родился 21 мая 1918 г. в д. Черногорская Усть-Цилемского района. Родители Филипп Исакович и Мария Федоровна Семеновы были крестьянами. В многодетной семье Иван был младшим ребенком. В возрасте 4-х лет он остался без отца. Детство его прошло в трудные годы становления советской власти на Пижме. Бабушка Мария Федоровна не вступила в колхоз, и семья платила многочисленные налоги. Папа с детства познал крестьянский труд, охотился, рыбачил. Учиться пришлось немного – он закончил 5 классов неполной средней школы в с. Усть-Цильма.
В 1935 г. благодаря родственникам своей матери Марии Федоровны (она родом из Ижемского района) папа уехал учиться в с. Ижма, где закончил курсы счетоводов сельпо, и 17-тилетним парнем был принят на работу бухгалтером Пижемского сельпо.
В 1938 г. папа был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии, служил в г. Тирасполе Молдавской ССР. В марте 1941 г. по состоянию здоровья он был комиссован и в сопровождении медсестры прибыл домой в с. Замежная.
Когда началась Великая Отечественная война, папа находился в больнице. В июле поднялся с больничной койки и до конца войны трудился на разных должностях: бухгалтером и председателем Пижемского сельпо, председателем Пижемского сельского совета в с. Замежная; в марте 1945 г. был переведен в с. Трусово на должность председателя Цилемского сельского совета. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». До конца своих дней отец с горечью вспоминал друзей-однополчан, которые погибли в первые дни войны.
В июне 1943 г. Иван Филиппович был принят в члены ВКП(б), его партийный стаж – 58 лет. Более 30 лет отец проработал на советско-партийной работе: был председателем районной плановой комиссии, заведующим отделом сельского хозяйства райкома КПСС, председателем Усть-Цилемского сельсовета, экономистом Усть-Цилемского хлебозавода.
Думаю, что служебные обязанности не позволяли папе пропагандировать народную культуру, но дома в кругу родных и близких он любил петь. С большим удовольствием запевал молодецкие песни («Ай, вы сядемте, рябятушка, во единой круг», «За Невагою», «Ой, мне не дорого ваше злато» и др.), а также песню, которую он исполнял вдвоем с мамой – «Во Полтаве я родился…»; по воспоминаниям Ивана Филипповича, эта песня была привезена с Цильмы, пел ее дядя Ирины Павловны Родион Михайлович.
Большую роль в деле приобщения отца к пению сыграла мама – Ирина Павловна Семенова, которая знала их великое множество. В ее семье звучали старинные песни: «Со Буянова, да славна острова» (любимая песня бабушки Алены Афанасьевны), «Выходила сёдни мамонька на крут славен бережок…» (любимая песня дедушки, знаменитого пижемского ложечника Павла Антоновича Мяндина) и другие. Когда родители пели вдвоем, слушать их было бесконечно приятно. Папа любил приговаривать: «Слушайте, дети, в песнях – правда жизни».
Родители принимали в своем доме много гостей, в т.ч. участников фольклорных экспедиций; после их посещения приходили письма-благодарности. Высокие оценки их певческого таланта звучали и при встречах. Так, после смерти мамы в гостях у отца побывала Вера Матвеевна Сивова – заведующий кафедрой русского народного песенного искусства Санкт-Петербургского государственного института культуры, профессор, кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры России. Пообщавшись с ним, она заключила: «Очень высокая песенная культура семьи!»
Папа был очень скромным человеком, он редко участвовал в публичных мероприятиях, хотя выступать на сцене дома культуры его приглашали неоднократно. Я думаю, что песня в его душе жила постоянно.
Герасимова (Семенова) Елена Ивановна,
Председатель Совета Межрегионального общественного движения
«Русь Печорская»
Ирина Павловна Семенова (справа) с дочерью Еленой, 1979 г.
Фото В.И. Осташова. (ФА СГУ)
Мое знакомство с Иваном Филипповичем Семеновым началось с прослушивания экспедиционных записей Фольклорного архива Сыктывкарского государственного университета. В то время, в конце 80-х годов прошлого теперь уже века, я, будучи руководителем фольклорного ансамбля Ленинградского государственного университета, был приглашен сыктывкарскими друзьями в качестве помощника для обработки усть-цилемских песенных материалов и подготовки их к публикации , при этом еще имел я радость общения с фольклорным ансамблем Сыктывкарского университета, в основе певческого репертуара которого были положены именно песни Усть-Цильмы. И вот тогда-то друзья-коллеги и познакомили меня с лучшими усть-цилемскими исполнителями; очень ценно, что среди них было несколько поющих мужчин, что даже в то время уже являлось чрезвычайной редкостью в фольклорно-собирательской практике.
Голос Ивана Филипповича Семенова заметно отличался от прочих голосов усть-цилемских певцов: на фоне преобладающей твердо-акцентированной звукоподачи, характерной для местной традиции, манера пения Семенова отличалась мягкостью звукоизвлечения и гибкостью и изысканностью голосоведения. При этом звуковые линии его были достаточно наполненными и по силе звука оказались вполне сбалансированными с более резкими и напористыми голосами прочих мужчин-певцов. Но особенно ценными в фольклорных материалах Усть-Цильмы являются песни в исполнении семейного дуэта Ивана Филипповича Семенова и его супруги Ирины Павловны, подпевающей третьим женским голосом. Мое личное практическое исполнительское знакомство с песнями Усть-Цильмы началось именно с таких записей. Песни, над которыми мы тогда трудились совместно с участниками фольклорного ансамбля Сыктывкарского университета, прочно осели в моей памяти и до сих пор являются для меня одними из самых любимых; такие из них, к примеру, как «Выходила сёдни мамонька…», «Ах вы сядемте, ребятушки…», «Ой, нам не дорого ваше злато, чисто серебро…» – это поистине драгоценнейшие жемчужины северно-русской песенной лирики.
Личное знакомство с Иваном Филипповичем состоялось в апреле 1990 года, когда сотрудники фольклорно-археографической лаборатории Сыктывкарского университета взяли меня с собой в фольклорную экспедицию в Усть-Цильму, и я увидел и услышал тех народных певцов, которых доселе знал только по полевым записям. Много музакантских открытий сделал я тогда для себя, но дороже всего было личное общение с Иваном Филипповичем Семеновым; супруги его к тому времени не было в живых, и в общем ансамблевом пении он уже почти не участвовал. После сеанса записи усть-цилемских певцов мы вместе с участниками ансамбля Сыктывкарского университета спели несколько песен, некоторые запевал я, и мы получили одобрение народных исполнителей, а я заслужил личную похвалу от Ивана Филипповича ; для меня это была высшая оценка.
Иван Филиппович Семенов – это явление особенное в отношении певческого таланта: помимо отмеченных выше мягкой и насыщенно-тембристой манеры звукоизвлечения, особенностей голосоведения, следует отметить и уникальность его вокальных данных: будучи по природе басом, т.е. довольно низким голосом, он легко, без напряжения достигал звуков достаточно высоких, пересекаясь с голосом своей супруги и исполняя некоторые фразы даже выше ее. Я отдаю себе отчет в том, что у такого певца, как И.Ф. Семенов, очень удобно учиться пению народному вообще и, в частности, осваивать усть-цилемско-пижемскую исполнительскую традицию. Мелодические линии Ивана Филипповича в записях хорошо прослушиваются и усваиваются, они очень мастерские, гибкие и разнообразные. На таких исключительно лучших примерах и надо нам учиться быть восприемниками певческого опыта наших учителей – народных певцов.
Захаров Алексей Николаевич,
композитор, фольклорист, преподаватель
Санкт-Петербургского государственного института культуры
Иван Филиппович Семенов (в центре) с А.Н. Захаровым (второй справа) и участниками фольклорного ансамбля СГУ (слева направо): Е. Шевченко, З. Мехреньгиной, Н. Форос (в верхнем ряду), Т. Каневой, О. Майоровой, А. Панюковым, 1990 г.
(ФА СГУ)
Иван Филиппович и Ирина Павловна Семеновы, 1987 г.
Фото А.А. Бильчука. (ФА СГУ)
Ирина Павловна и Иван Филиппович Семеновы на «горке»
(с. Усть-Цильма, 1980 г.). Фото В. И. Осташова.
На фотоколлаже (слева направо):
К.М. Чупрова, А.Л. Палкина, И.П. Семенова, И.Ф. Семенов, Ф.И. Чупрова, А.А. Носова.
Иван Филиппович Семенов (в центре) с А.Н. Захаровым (второй справа) и участниками фольклорного ансамбля СГУ (слева направо): Е. Шевченко, З. Мехреньгиной, Н. Форос (в верхнем ряду), Т. Каневой, О. Майоровой, А. Панюковым, 1990 г.(ФА СГУ)
Александра Афанасьевна Носова. 1989 г. Фото В. Александрова
Федосья Ивановна Чупрова. 1992 г. Фото В. И. Осташова
Ксения Малафеевна Чупрова с сестрой Евдокией Мяндиной. 1989 г. Фото В. Александрова
Анна Лазаревна Палкина (в центре). 1992 г.