Этнокультурное наследие

«АХ, ВЫ СЯДЕМТЕ, РЕБЯТУШКА, ВО ЕДИНОЙ КРУГ…»

(из репертуара пижемских певцов):

К 100-летию Ивана Филипповича Семенова

Усть-цилемская фольклорная традиция (Усть-Цилемский район Республики Коми, бассейн Печоры) славится многими яркими исполнителями – сказителями и рассказчиками, певцами и причётницами. Однако существует не так много изданий, благодаря которым можно услышать их голоса , хотя Усть-Цильма как один из центров севернорусской духовной культуры хорошо известна по целому ряду публикаций. Данное аудиоиздание нацелено на то, чтобы пополнить корпус звучащих образцов усть-цилемского фольклора и познакомить слушателей с отдельными песнями Пижмы – притока Печоры, своеобразного «микрорайона» Усть-Цилемского края.

Специфика пижемской традиции, корни которой связаны с деятельностью старообрядческого монастыря на Великих Пожнях, давно подмечена исследователями. Одним из ее отличительных моментов является богатство песенного репертуара. Участница печорской экспедиции Государственного института истории искусств 1929 г. Н.П. Колпакова поделилась в своих дневниках тем неизгладимым впечатлением, которое произвела на собирателей запись песен в Замежном – центре пижемского куста деревень: «…Замежное оказалось таким золотым дном, какого не могли нам предсказать все наши предчувствия. За два дня мы записали 180 песен. <…> Певицы пели, не умолкая, пели в фонограф, пели на улицах, расходясь от нас после записи, пели в избах, пели за работой, пели даже лежа в кроватях, если нам случалось заходить к ним в неуказанное время. При встречах с нами где-нибудь у колодца или в других совсем далеких от фонографа местах они вспоминали все новые и новые жемчужины своего поистине необозримого репертуара и очень охотно сообщали их нам. <…> Рабочий день наш начинался в семь часов утра. Работали до 12-ти. До часу был перерыв, потом опять запись до 6-ти вечера, не вставая. От шести до семи наши певицы “управлялись” и “обряжались” со скотом, а к семи приходили снова и пели до 12-ти ночи. Запевалы менялись перед “трубой”, хоры пели поочередно – то девушки, то женки, то вместе. У нас карандаши вываливались из рук от усталости. <…> Уходя от нас и идя к нам утром – опять поют по улице, опять что-то интересное, незнакомое, неслыханное. Мы просто в отчаянье приходили: рук не хватало удержать все, что мы слышали» .

Каждая встреча с даровитым певцом, талантливым ансамблем раскрывает новые неповторимые грани песенной культуры. Вот и знакомство собирателей Сыктывкарского университета с супругами Семеновыми – Иваном Филипповичем и Ириной Павловной – для молодых фольклористов сыграло важную роль в постижении феномена народного пения, а их песни стали одними из самых любимых.

В 2018-ом году Ивану Филипповичу Семенову исполнилось бы 100 лет (21.05.1918–31.03.2001). Эта памятная дата послужила поводом для публикации некоторых песен, записанных от певцов, среди которых был И.Ф. Семенов – исполнитель с незаурядным певческим даром. Прежде всего, это прекрасный дуэт Ивана Филипповича и Ирины Павловны (1920–1987), в котором раскрылся песенный талант И.Ф. Семенова [см. аудиотреки № 8, 19]. Замечательный ансамбль с супругами Семеновыми составили Анна Лазаревна Палкина (1919–1994), Александра Афанасьевна Носова (1921–2011) и Федосья Ивановна Чупрова (1928–1998) [см. № 1-7, 9, 11-13, 15, 16, 20]. Еще одна группа записей была сделана от трио из числа этих же исполнителей: И.Ф. Семенов, Ф.И. Чупрова и А.А. Носова [см. № 10, 18]. По просьбе собирателей вместе с И.Ф. Семеновым пела также Ксения Малафеевна Чупрова (1930–2016) [см. № 14, 17].

За исключением супружеского дуэта эти певцы не составляли постоянного песенного ансамбля (хотя некоторые из них были связаны семейно-дружескими отношениями), а дуэт И.Ф. Семенова и К.М. Чупровой вообще был ситуативным. При этом без большого преувеличения можно сказать, что песни, исполненные ими, – одни из лучших образцов народно-певческого искусства Усть-Цильмы в записях последних десятилетий ХХ века.

На данном диске представлено 20 песен из репертуара пижемских певцов (половина публикуется во фрагментах). Подавляющее большинство из них составляют традиционные протяжные песни: солдатского цикла [№ 1-6], сюжетной темы «гибель молодца на чужой стороне» [№ 7], любовной тематики [№ 8-15, 18], балладного типа [№ 16, 17]. Кроме того, на диске звучат лирическая песня шутливого характера [№ 20] и один из любимых романсов И.Ф. Семенова [№ 19]. Тексты и нотировки одиннадцати песен из этой подборки опубликованы в сборнике: «Традиционная культура Усть-Цильмы. Лирические песни: Научное издание / Сост. Т.С. Канева (отв.), А.Н. Власов, А.Н. Захаров, А.Ю. Кастров, З.Н. Мехреньгина, Ю.И. Марченко, Е.А. Шевченко. М.: ГРЦРФ, 2008 (в «Сведениях о записях» см. помету «Публ.: ТКУЦЛП №...»).

Этот диск продолжает серию современных изданий усть-цилемского музыкально-поэтического фольклора, которые подготовлены по инициативе и/или при участии сыктывкарских фольклористов. Первый из них (Пижемские певцы и сказители (к истокам певческой культуры Усть-Цильмы): Аудиодиск / Изд. подгот. А.Н. Власов, Т.С. Канева, А.Ю. Кастров, Ю.И. Марченко, В.П. Шифф. Сыктывкар, 2008) был также обращен к традиции Пижмы; на нем звучат записи из Фонограммархива Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН. Второй диск представил часть усть-цилемских материалов из Фонограммархива Института языка, литературы, истории Карельского Научного центра РАН (Эпос и духовная лирика Усть-Цильмы в записях Д.М. Балашова: Мультимедийный диск / Сост. Т.С. Канева, В.П. Кузнецова. Сыктывкар, 2012).

Настоящий выпуск составили записи из аудиофонда Фольклорного архива Сыктывкарского государственного университета им. Питирима Сорокина (ФА СГУ). Они были выполнены группами собирателей под руководством Зинаиды Мехреньгиной в фольклорных экспедициях СГУ 1986 г., а также в совместных поездках с участниками фольклорных коллективов Ленинграда: в 1989 г. – с Александром Келаревым [№ 14, 17], в 1990 г. – с Алексеем Захаровым и Алексеем Меховым [№ 10, 18]. Бóльшая часть публикуемых звукозаписей была сделана в первых поездках сыктывкарских собирателей (1986 г.), когда еще не было не только достаточного опыта фиксации материала, но и необходимого высокотехнического оснащения, и к настоящему времени аудиоматериалы, к сожалению, не удалось сохранить в хорошем качестве.

При подготовке издания использованы фотографии из семейных собраний устьцилемов и из фотофонда Фольклорного архива СГУ им. Питирима Сорокина. Составитель благодарит за помощь в подборе фотоматериалов и биографических сведений заведующего Центром народной традиционной культуры (с. Усть-Цильма) Нину Степановну Поздееву, руководителя групп усть-цилемских фольклорных экспедиций Сыктывкарского университета в 1986–1990 гг. Зинаиду Николаевну Мехреньгину, семью Матвея Арсентьевича Носова и, в частности, Светлану Николаевну Носову (д. Коровий Ручей Усть-Цилемского р-на).

Составитель признателен Алексею Николаевичу Захарову, поделившемуся своими воспоминаниями о встрече с И.Ф. Семеновым, а также Екатерине Анатольевне Дороховой за консультации при отборе звукозаписей.

Особую благодарность составитель выражает дочери Ивана Филипповича Семенова Елене Ивановне Герасимовой, поддержавшей идею издания и взявшей на себя заботы по его финансовому обеспечению.

Все, кто работал над диском, надеются, что он станет знаком доброй памяти о тех певцах, чьи голоса звучат на нем, и не только порадует их близких, но и позволит широкому кругу слушателей приобщиться к богатейшему миру традиционной севернорусской песни.


Мой отец Иван Филиппович Семенов родился 21 мая 1918 г. в д. Черногорская Усть-Цилемского района. Родители Филипп Исакович и Мария Федоровна Семеновы были крестьянами. В многодетной семье Иван был младшим ребенком. В возрасте 4-х лет он остался без отца. Детство его прошло в трудные годы становления советской власти на Пижме. Бабушка Мария Федоровна не вступила в колхоз, и семья платила многочисленные налоги. Папа с детства познал крестьянский труд, охотился, рыбачил. Учиться пришлось немного – он закончил 5 классов неполной средней школы в с. Усть-Цильма.

В 1935 г. благодаря родственникам своей матери Марии Федоровны (она родом из Ижемского района) папа уехал учиться в с. Ижма, где закончил курсы счетоводов сельпо, и 17-тилетним парнем был принят на работу бухгалтером Пижемского сельпо.

В 1938 г. папа был призван в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии, служил в г. Тирасполе Молдавской ССР. В марте 1941 г. по состоянию здоровья он был комиссован и в сопровождении медсестры прибыл домой в с. Замежная.

Когда началась Великая Отечественная война, папа находился в больнице. В июле поднялся с больничной койки и до конца войны трудился на разных должностях: бухгалтером и председателем Пижемского сельпо, председателем Пижемского сельского совета в с. Замежная; в марте 1945 г. был переведен в с. Трусово на должность председателя Цилемского сельского совета. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». До конца своих дней отец с горечью вспоминал друзей-однополчан, которые погибли в первые дни войны.

В июне 1943 г. Иван Филиппович был принят в члены ВКП(б), его партийный стаж – 58 лет. Более 30 лет отец проработал на советско-партийной работе: был председателем районной плановой комиссии, заведующим отделом сельского хозяйства райкома КПСС, председателем Усть-Цилемского сельсовета, экономистом Усть-Цилемского хлебозавода.

Думаю, что служебные обязанности не позволяли папе пропагандировать народную культуру, но дома в кругу родных и близких он любил петь. С большим удовольствием запевал молодецкие песни («Ай, вы сядемте, рябятушка, во единой круг», «За Невагою», «Ой, мне не дорого ваше злато» и др.), а также песню, которую он исполнял вдвоем с мамой – «Во Полтаве я родился…»; по воспоминаниям Ивана Филипповича, эта песня была привезена с Цильмы, пел ее дядя Ирины Павловны Родион Михайлович.

Большую роль в деле приобщения отца к пению сыграла мама – Ирина Павловна Семенова, которая знала их великое множество. В ее семье звучали старинные песни: «Со Буянова, да славна острова» (любимая песня бабушки Алены Афанасьевны), «Выходила сёдни мамонька на крут славен бережок…» (любимая песня дедушки, знаменитого пижемского ложечника Павла Антоновича Мяндина) и другие. Когда родители пели вдвоем, слушать их было бесконечно приятно. Папа любил приговаривать: «Слушайте, дети, в песнях – правда жизни».

Родители принимали в своем доме много гостей, в т.ч. участников фольклорных экспедиций; после их посещения приходили письма-благодарности. Высокие оценки их певческого таланта звучали и при встречах. Так, после смерти мамы в гостях у отца побывала Вера Матвеевна Сивова – заведующий кафедрой русского народного песенного искусства Санкт-Петербургского государственного института культуры, профессор, кандидат педагогических наук, заслуженный работник культуры России. Пообщавшись с ним, она заключила: «Очень высокая песенная культура семьи!»

Папа был очень скромным человеком, он редко участвовал в публичных мероприятиях, хотя выступать на сцене дома культуры его приглашали неоднократно. Я думаю, что песня в его душе жила постоянно.

Герасимова (Семенова) Елена Ивановна,
Председатель Совета Межрегионального общественного движения
«Русь Печорская»


Ирина Павловна Семенова (справа) с дочерью Еленой, 1979 г.
Фото В.И. Осташова. (ФА СГУ)

Мое знакомство с Иваном Филипповичем Семеновым началось с прослушивания экспедиционных записей Фольклорного архива Сыктывкарского государственного университета. В то время, в конце 80-х годов прошлого теперь уже века, я, будучи руководителем фольклорного ансамбля Ленинградского государственного университета, был приглашен сыктывкарскими друзьями в качестве помощника для обработки усть-цилемских песенных материалов и подготовки их к публикации , при этом еще имел я радость общения с фольклорным ансамблем Сыктывкарского университета, в основе певческого репертуара которого были положены именно песни Усть-Цильмы. И вот тогда-то друзья-коллеги и познакомили меня с лучшими усть-цилемскими исполнителями; очень ценно, что среди них было несколько поющих мужчин, что даже в то время уже являлось чрезвычайной редкостью в фольклорно-собирательской практике.

Голос Ивана Филипповича Семенова заметно отличался от прочих голосов усть-цилемских певцов: на фоне преобладающей твердо-акцентированной звукоподачи, характерной для местной традиции, манера пения Семенова отличалась мягкостью звукоизвлечения и гибкостью и изысканностью голосоведения. При этом звуковые линии его были достаточно наполненными и по силе звука оказались вполне сбалансированными с более резкими и напористыми голосами прочих мужчин-певцов. Но особенно ценными в фольклорных материалах Усть-Цильмы являются песни в исполнении семейного дуэта Ивана Филипповича Семенова и его супруги Ирины Павловны, подпевающей третьим женским голосом. Мое личное практическое исполнительское знакомство с песнями Усть-Цильмы началось именно с таких записей. Песни, над которыми мы тогда трудились совместно с участниками фольклорного ансамбля Сыктывкарского университета, прочно осели в моей памяти и до сих пор являются для меня одними из самых любимых; такие из них, к примеру, как «Выходила сёдни мамонька…», «Ах вы сядемте, ребятушки…», «Ой, нам не дорого ваше злато, чисто серебро…» – это поистине драгоценнейшие жемчужины северно-русской песенной лирики.

Личное знакомство с Иваном Филипповичем состоялось в апреле 1990 года, когда сотрудники фольклорно-археографической лаборатории Сыктывкарского университета взяли меня с собой в фольклорную экспедицию в Усть-Цильму, и я увидел и услышал тех народных певцов, которых доселе знал только по полевым записям. Много музакантских открытий сделал я тогда для себя, но дороже всего было личное общение с Иваном Филипповичем Семеновым; супруги его к тому времени не было в живых, и в общем ансамблевом пении он уже почти не участвовал. После сеанса записи усть-цилемских певцов мы вместе с участниками ансамбля Сыктывкарского университета спели несколько песен, некоторые запевал я, и мы получили одобрение народных исполнителей, а я заслужил личную похвалу от Ивана Филипповича ; для меня это была высшая оценка.

Иван Филиппович Семенов – это явление особенное в отношении певческого таланта: помимо отмеченных выше мягкой и насыщенно-тембристой манеры звукоизвлечения, особенностей голосоведения, следует отметить и уникальность его вокальных данных: будучи по природе басом, т.е. довольно низким голосом, он легко, без напряжения достигал звуков достаточно высоких, пересекаясь с голосом своей супруги и исполняя некоторые фразы даже выше ее. Я отдаю себе отчет в том, что у такого певца, как И.Ф. Семенов, очень удобно учиться пению народному вообще и, в частности, осваивать усть-цилемско-пижемскую исполнительскую традицию. Мелодические линии Ивана Филипповича в записях хорошо прослушиваются и усваиваются, они очень мастерские, гибкие и разнообразные. На таких исключительно лучших примерах и надо нам учиться быть восприемниками певческого опыта наших учителей – народных певцов.

Захаров Алексей Николаевич,
композитор, фольклорист, преподаватель
Санкт-Петербургского государственного института культуры




Иван Филиппович Семенов (в центре) с А.Н. Захаровым (второй справа) и участниками фольклорного ансамбля СГУ (слева направо): Е. Шевченко, З. Мехреньгиной, Н. Форос (в верхнем ряду), Т. Каневой, О. Майоровой, А. Панюковым, 1990 г. (ФА СГУ)


Иван Филиппович и Ирина Павловна Семеновы, 1987 г.
Фото А.А. Бильчука. (ФА СГУ)

  1. «Ах, вы сядемте, ребятушка…» (03:22). ФА СГУ, АФ 0311-24: 1986 г., Семенов Иван Филиппович 1918 г.р., Семенова Ирина Павловна 1920 г.р., Палкина Анна Лазаревна 1919 г.р., Носова Александра Афанасьевна 1921 г.р., Чупрова Федосья Ивановна 1928 г.р.; запев. Семенов И.Ф. Публ.: ТКУЦЛП № 9. Текст песни


  2. «Выходила сёдни мамонька…», фр. (03:12). ФА СГУ, АФ 0311-22: см. № 1; запев. Семенова И.П. Публ.: ТКУЦЛП № 36. Текст песни


  3. «По дорожачке да по широкое…», фр. (03:50). ФА СГУ, АФ 0311-29: см. № 1; запев. Чупрова Ф.И. Текст песни


  4. «А мне-то не дорого ваше злато…», фр. (04:18). ФА СГУ, АФ 0312-2: см. № 1; запев. Чупрова Ф.И. Публ.: ТКУЦЛП № 6. Текст песни


  5. «За Невагою…», фр. (03:14). ФА СГУ, АФ 0311-30: см. № 1; запев. Чупрова Ф.И. Публ.: ТКУЦЛП № 2. Текст песни


  6. «Ночесь, ночесь молодцу…» (03:44) ФА СГУ, АФ 0311-28: см. № 1; запев. Чупрова Ф.И. Текст песни


  7. «Со Буянова да славна острова…» (06:49). ФА СГУ, АФ 0311-21: см. № 1; запев. Семенова И.П. Публ.: ТКУЦЛП № 5. Текст песни


  8. «Не сидела бы я да у окошечка одна…», фр. (01:50). ФА СГУ, АФ 0311-12: 1986 г., Семенов И.Ф., Семенова И.П. (запев.). Текст песни


  9. «Во слободке дак во новой…» (03:16). ФА СГУ, АФ 0311-20: см. № 1; запев. Чупрова Ф.И. Публ.: ТКУЦЛП № 32. Текст песни


  10. «А ты не сдуй-ко, не сдуй, да погодушка…» (03:12). ФА СГУ, АФ 03113-16: 1990 г., Семенов И.Ф., Носова А.А., Чупрова Ф.И.; запев. Чупрова Ф.И. Текст песни


  11. «Не за реченькой да девушки они гуляли…», фр. (03:28). ФА СГУ, АФ 0311-32: см. № 1; запев. Чупрова Ф.И. Публ.: ТКУЦЛП № 42. Текст песни


  12. «Уж, вы, вздухи, мои вздухи…», фр. (02:51). ФА СГУ, АФ 0311-31: см. № 1; в варианте-пробе (№ 12.1) запев. Семенова И.П., в основном варианте (№ 12.2) – Чупрова Ф.И. Публ.: ТКУЦЛП № 69. Текст песни


  13. «А-ой, да думка ле думушка да думку да спобивает …», фр. (01:48). ФА СГУ, АФ 0312-4: см. № 1; запев. Чупрова Ф.И. Публ.: ТКУЦЛП № 35. Текст песни


  14. «А отлетает душочка да соколик…» (05:10). ФА СГУ, АФ 0397-19а: 1989 г., Семенов И.Ф., Чупрова Ксения Малафеевна 1930 г.р. (запев.). Текст песни


  15. «Как дивья-то тому на свете жить…» (05:22). ФА СГУ, АФ 0311-27: см. № 1; запев. Чупрова Ф.И. Публ.: ТКУЦЛП № 61. Текст песни


  16. «Зимушка-зима, зима морозлива…», фр. (02:34). ФА СГУ, АФ 0312-6: см. № 1; запев. Чупрова Ф.И. Текст песни


  17. «Зимушка-зима, зима морозлива…» (04:48). ФА СГУ, АФ 0397-18: см. № 14; запев. К.М. Чупрова. Текст песни


  18. «Подле реченьку…», фр. (02:28). ФА СГУ, АФ 03112-12: см. № 10; запев. Чупрова Ф.И. Текст песни


  19. «Во Полтаве я родился…» (02:23). ФА СГУ, АФ 0311-19: см. № 8; запев. Семенов И.Ф. Текст песни


  20. «Как у нашей тетки Паньи…» (04:29). ФА СГУ, АФ 0312-3: см. № 1; запев. Семенова И.П. Публ.: ТКУЦЛП № 96. Текст песни



На фотоколлаже (слева направо):К.М. Чупрова, А.Л. Палкина, И.П. Семенова, И.Ф. Семенов, Ф.И. Чупрова, А.А. Носова.


А. А. Носова. 1989 г. Фото В. Александрова


Ф. И. Чупрова. 1992 г. Фото В. И. Осташова


К.М. Чупрова (слева) с сестрой Евдокией Мяндиной. 1989 г. Фото В. Александрова


А.Л. Палкина (в центре). 1992 г.

Вернуться