Прозвища залесцев: история и реальность
Так уж повелось на Руси, что каждый город, село, деревня и даже небольшая группа лиц имели свои неповторимые черты, что, естественно, находило отражение в самом остроумном жанре устного народного творчества – в пословицах и поговорках.
Не случайно, при таком разнообразии говорили: «Всякая избушка своей кровлей крыта», «Что ни город, то норов; что деревня, то обычай», «У всякой стряпушкисвоиповирушки».
Все эти своеобразные отличия с глубокой древности бросались в глаза не только путешественникам, купцам, паломникам, бродягам, но даже местным жителям. Часто они замечали несходство в быту, в поведении, в обычаях одной местности от другой и их обитатели получали насмешливые или иронические прозвища или присловья. Часть таких прозвищ опубликована в "Сказаниях русского народа" Ивана Сахарова.
Так, белозерцы: "белозерские снетки", известные белозерские снетки, продаваемые по городам, доставили им его прозвание; ветлужане (жители Меровии) - "санники" - "санник да тележник, а выехать не на чем"; вичуговцы - "салфетники"; владимирцы - "клюковники" - "по клюкву, по клюкву, по карсну клюкву"; вологжане - "толоконники" - "толокним Волгу замесиили"; галичане - "овчинники", "кривичи" (не этноним) - по их хитрости и оборотливости в торговых сделках; даниловцы - "кошкодавы" - "кошку не купили, а на базаре задавали"; ивановцы - "богат и хвастлив, как ивановский мужик"; кадуевские - "кадошники"; калязинцы - "свинью за обра купили"; кашинцы - "собаку за волка убили, да деньги заплатили"; кимряки - "петуха на канате кормили, чтоб на чужую землю не перешел";, кинешемы - "суконщики", "Кинешма да Решма кутит да мутит, а Сологда убытки платит"; буевцы - "лесники", "домоседы", "Буй да Кадуй черт три года искал, а Буй и Кадуй у ворот сидел"; костромичи - "костромичи в кучу, ярославцы прочь", "на руку не чисты"; кологривцы - "дегтярники"; любимцы - "водохлебы"; москвичи - "правда московская", с Москвы с посада, с овощного ряда"; нерехотцы - "нерехотские бегуны"; пошехонцы - "слепороды: в тех соснах заблудились"; романовцы - "схорони концы"; ростовцы - "вислоухие, "лапшееды", "озеро соломой зажигали"; солигаличане - "бревенщики"; судиславцы - "грибовики"; суздальцы - "мизенники", "в Суздале да Муроме Богу молиться, в Вязниках погулять, в Шуе напиться"; чухломцы - "чухломской рукосуй! Рукавицы за пазухой, а других ищет"; юрьевцы - "китаешники"; ярославцы - "белотельцы", "Ярославль городок, Москвы уголок"; муромцы – "колошники", "вертячие бабы", "святогоны", последнее слово относится к ХIII веку, когда не желающая креститься мурома выгнала из своего племенного центра епископа Василия".
Иллюстрации: Этнографические эскизы Ф.Г. Солнцева
Источник: Сообщество «Залесская Земля» (https://www.facebook.com/zalesje)